Александр Лукашенко прибыл в Москву решать свои конкретные проблемы. Ценой их решения стало углубление интеграции между двумя государствами
В последнее время дела в Белоруссии идут не очень хорошо- проблемы на ключевом для нее российском рынке в связи с внутренним кризисом и внешними санкциями серьезно ударили по ориентированной на экспорт белорусской экономике. Во многом из-за ситуации с рублем и санкций объем внешней торговли Белоруссии в январе 2015 года составил всего 69% от уровня января 2014 года. А между тем стабильная экономическая ситуация в Белоруссии — важнейшая часть негласного общественного договора, заключенного между президентом и белорусским обществом. И падение уровня жизни может привести к серьезным проблемам для Батьки, особенно в преддверии очередных президентских выборов, на которые Лукашенко в очередной раз выставил свою кандидатуру. Проблема требовала срочного решения, и белорусский президент поехал в Москву. И получил то, что хотел.
3 марта по итогам переговоров с Владимиром Путиным лидеры России и Белоруссии подписали большой межправительственный антикризисный план. Он подразумевает либерализацию взаимной торговли и содержит график конкретных мероприятий на I полугодие 2015 года. «Подготовлен перечень совместных мер по упрощению взаимного доступа на рынки товаров и услуг российских и белорусских производителей, расширению участия поставщиков двух стран в госзакупках», — заявил Владимир Путин. Кроме того, стороны договорились, что 85% от бюджета Союзного государства (составляющего 5 миллиардов рублей) в этом году пойдет на реализацию 36 совместных проектов в области промышленности, энергетики и сельского хозяйства.
Понятно, что позитивный ответ Владимира Путина на просьбу поддержать белорусскую промышленность был связан с важностью нынешней Белоруссии для российской внешней политики. И на только в глобальном плане, но и с точки зрения конкретных проектов и интересов. Так, белорусский президент продолжает извлекать бонусы из статуса миротворца в украинском кризисе. Даже несмотря на то, что достигнутые в белорусской столице договоренности постоянно саботируются украинской стороной, они а) остаются безальтернативным форматом и б) поддерживаются европейскими партнерами Украины. Поэтому и со скрипом претворяются в жизнь. «Многие язвили, шутили, но сегодня все убеждены, что эта встреча была нужна и те решения, которые были приняты президентами, сегодня реализуются», — отметил белорусский лидер.
В частности, он высоко оценил подписание Петром Порошенко указа о создании конституционной комиссии, назвав его «большущим прорывом». При этом сам Лукашенко прекрасно понимает, что эта комиссия вряд ли произведет на свет адекватный, устраивающий ополченцев вариант конституционной реформы, а даже если произведет, то он с большой долей вероятности вряд ли пройдет Верховную Раду. Однако белорусский лидер прекрасно отдает себе отчет в том, что это соглашение как и все его составляющие элементы недолговечно, и вряд ли проживет долго. А затем сторонам придется снова собираться для решения проблем — и, весьма вероятно, снова в Минске. И это означает, что лояльный Лукашенко еще долго будет нужен Владимиру Путину для разрешения или хотя бы контроля над ходом украинского кризиса.
Кроме того, Кремль хотел бы видеть Батьку в российской столице 9 мая. «Лукашенко получил приглашение на празднование юбилея Победы в мае в Москве, предварительно его согласие на участие получено», — заявил помощник президента России Юрий Ушаков. Для Москвы это важный имиджевый вопрос — на фоне сложных отношений с западными странами Кремлю крайне важно заполнить почетную трибуну 9 мая максимальным количеством лидеров приличных или относительно приличных государств. В ином случае празднование очередной годовщины Дня Победы на пару с Ким Чен Ыном может послать Западу неверный сигнал.
Однако помимо всего вышесказанного Кремль сумел убедить Лукашенко активизировать вопросы интеграции в рамках Союзного государства (то есть поступиться частью белорусского суверенитета). Так, готовится документ о взаимном признании виз, выданных гражданам других стран. Кроме того, Лукашенко намекнул на возможность проведения общей внешней политики — по его словам, в нынешней ситуации «важность координации действий белорусского и российского внешнеполитического ведомств возрастает в разы». Если эти проекты будут реализованы, то они не только переведут фактически замороженный проект российско-белорусской интеграции на принципиально новый уровень, но и могут стать примером для всего евразийского союза.
В качестве своего рода поощрения Владимир Путин наградил Александра Лукашенко орденом Александра Невского «за большой личный вклад в развитие традиционных дружественных связей между Россией и Белоруссией, углубление двустороннего взаимодействия в политической, оборонной, экономической и социальной сфере». В ответ Лукашенко фактически пообещал больше не мутить воду в двусторонних отношениях. «Во многом благодаря союзу мы не оказались на задворках мировых и региональных интеграционных процессов, — заявил белорусский президент. — Мы продвинулись настолько далеко, что будет непростительно потерять движение вперед, тем более искусственно создавать какие-то разборки». Однако это не значит, что публичные разборки исчезнут из российско-белорусских отношений. Они до сих пор являются единственным методом Александра Лукашенко решать проблемы с Москвой. И России придется с ним смириться.