За год импорт в Россию сократился на 9,2%, или почти на $29 млрд – с $315 млрд в 2013 году до $286 млрд в 2014 году, следует из данных Федеральной таможенной службы (ФТС). Особенно драматичным оказалось падение в четвертом квартале: ввоз товаров за три последних месяца сократился более чем на 19% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года и составил всего $68,6 млрд. Из 20 крупнейших стран-импортеров 17 сократили поставки в долларовом выражении; увеличили поставки в Россию только США, Казахстан и Бразилия.
Основным фактором снижения импорта стала девальвация рубля, волны которой продолжались весь 2014 год, констатирует экономист центра макроэкономического анализа Альфа-банка Дмитрий Долгин. По его словам, заменить выпадающий импорт будет непрост: если во время кризиса 1998 года девальвация и падение импорта усилили внутренних производителей за счет задействования ранее не использовавшихся мощностей, то сейчас этот ресурс ограничен.
На падение импорта также повлияло снижение спроса – российский ВВП почти не рос — а также незначительный рост экономик основных торговых партнеров, к примеру, крупнейшего импортера в Россию Китая (его ВВП в 2014 году вырос всего на 7,4% – самый низкий показатель роста за 24 года), говорит директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель. Импорт в Россию товаров из Китая за 2014 год упал на 4,3%, а в четвертом квартале 2014 года по сравнению с четвертым кварталом 2013 года – и вовсе на 10,7%. Падение импорта из Китая, несмотря на декларируемый «разворот» России на Восток, показывает, что реальных условий для этого создано не было, и в целом падение внешнеторгового оборота с этой страной укладывается в рамки общей тенденции, указывает Кнобель.
Разнонаправленная динамика импорта из стран Таможенного союза объясняется тем, что в феврале в Казахстане произошла девальвация тенге, приведшая к росту импорта в Россию (ее эффект был нивелирован только в декабре), в то время как в Белоруссии подобного не было, говорит Кнобель. Падение импорта из Белоруссии в размере чуть более $2 млрд почти полностью приходится на категорию машин и транспортных средств. Белоруссия искусственно пытается удержать курс своего рубля, поэтому закупки большегрузной техники, тракторов из этой страны для России стали невыгодны, объясняет экономист из ВШЭ Дмитрий Болкунец.
После введения в августе Россией продуктовых контрсанкций эксперты предполагали, что импорт из стран СНГ может дополнительно вырасти за счет реэкспорта запрещенной продукции из стран Таможенного союза. Но эти ожидания не оправдались, указывает ведущий эксперт Центра развития ВШЭ Сергей Пухов: импорт товаров санкционных категорий из Белоруссии сократился в четвертом квартале 2014 года к аналогичному периоду 2013 года почти на 11%, из Казахстана – на 22% (рост импорта из Казахстана за год пришелся в основном на категории машин, металлов и минеральных продуктов).
Главные жертвы
Наибольшее падение испытала самая крупная категория импортируемых товаров – машины и оборудование: их ввоз в денежном выражении сократился на 12,5%. Сильнее всего «просели» транспортные средства, грузовая и сельскохозяйственная техника, падение импорта которых за год превысило 20%. В самой большой категории ввозимой техники – транспортные средства и их части – падение за 2013 год составило более 21% (до $31,2 млрд), при этом в четвертом квартале – более чем на 41%. Импорт легковых автомобилей – самой крупной группы товаров в рамках этой категории – сократился на 22,6% (до $13,15 млрд), при этом в четвертом квартале падение достигло 36,7%. Части и кузова легковых автомобилей (вторая и третья группы) «провалились» почти на 19% за год (в сумме до $12,6 млрд).
По словам директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, импорт легковых автомобилей в 2014 году составлял около 30% всего рынка, еще около 40% – собираемые из импортных составляющих автомобили. В 2015 году снижение импорта уменьшит конкуренцию на рынке, что приведет к дальнейшему росту цен на производимые в России автомобили, в целом сейчас можно спрогнозировать 40-процентное снижение рынка в 2015 году, говорит он (по данным «Автостата», за 2014 год рынок новых легковых автомобилей сократился на 18,1%, в денежном выражении до $60,8 млрд).
Больше остальных – почти на 25% по сравнению с предыдущим годом – сократились поставки строительной техники, рассказывает директор по развитию российского подразделения компании JCB (британский производитель строительной и сельскохозяйственной техники) Сергей Харитонов: из-за экономического кризиса, девальвации рубля и сократившихся возможностей российских банков по финансированию строительных проектов – сначала из-за санкций, а затем из-за резкого роста стоимости заемных средств на внутреннем рынке. В то же время из-за продуктовых контрсанкций сельхозпроизводители стали наращивать производственные мощности, и в сегменте сельхозтехники JCB удалось как минимум не сократить объемы поставок.
Коммерческий директор компании «Скания-Русь» Сергей Яворский поясняет, что резким падением ввоза грузовой техники рынок также обязан санкциям на импорт продуктов из Европы. «Автоперевозчики вынуждены не только перестраивать маршруты и искать новых заказчиков, но и откладывать расширение своего автопарка», – поясняет он.
Единственная крупная группа товаров в этой категории, в которой объем импорта не снизился, – компьютеры и их комплектующие: в 2014 году их было ввезено почти на $9,9 млрд, т.е. на 9% больше, чем годом ранее, при этом в четвертом квартале рост составил более 27%. Это расходится с данными о продажах, указывает заместитель директора ITResearch Василий Мочар: падение в категории ноутбуков за год составило почти 24% (5,45 млн штук), по «десктопам» – 16% (3,17 млн штук). По планшетам, по предварительным данным, в 2014 году также ожидается падение до 5%.
Объяснение увеличения объемов может состоять в том, что импортеры стали более ответственно относиться к декларированию и уменьшению доли «серого» ввоза, поясняет старший аналитик IDC Russia Наталья Виноградова. В последний год на рынке действительно усилился таможенный надзор, и значительная часть поставщиков перешли на схемы прямой поставки, подтверждает директор по связям с общественностью отраслевой ассоциации РАТЭК Антон Гуськов. В 2014 году таможенники усиленно проверяли склады, с которых распределяется товар для интернет-магазинов, это могло заставить импортеров декларировать товар вбелую, добавляет источник РБК на рынке компьютерной техники.
С точки зрения развития инноваций и экономики важно, что значительно упал импорт инвестиционных товаров, служащих для замены и улучшения основных средств предприятий, указывает ведущий эксперт Центра развития ВШЭ Сергей Пухов. По подсчетам РБК, падение импорта инвестиционных товаров составило более $8,6 млрд, или 13,8% к 2013 году, т.е. выше, чем в целом. Большая часть инвестиционных средств, вкладываемых в России, сейчас представляет собой российский капитал, и снижение их импорта показывает, что российский бизнес либо не видит сфер, куда вкладывать средства, либо просто боится, говорит вице-президент «Деловой России» Виталий Сурвилло. Несмотря на то что, например, импорт в категории станков и инструментов не сократился (+1,5% за год), промышленники поясняют, что это эффект отложенного падения. Источник РБК на одном из оборонных предприятий поясняет, что с введением санкций его компания вообще не может покупать за границей оборудование, но по старым контрактам импорт продолжался. «Срок изготовления сложных станков – от года до трех, поэтому в прошлом году поступало оборудование, заказанное еще в 2011–2013 годах», – объясняет он.
Против течения
Одной из показавших рост категорий импорта стали товары, проходящие под «секретным кодом». К ним относятся как военные, так и гражданские товары, ввоз которых, по мнению властей, может оказать влияние на национальную безопасность и потому является государственной тайной. Резкий скачок за год – почти на $3,5 млрд – был зафиксирован в торговле с США (без учета этой категории общий импорт из этой страны сократился бы на 10,3%, с $14,6 млрд до $13,1 млрд). Источники газеты «Коммерсантъ», близкие к американской администрации, в декабре 2014 года указывали, что часть повышения по «секретным кодам» приходится на контракт «Аэрофлота» с компанией Boeing, поставившей российскому авиаперевозчику шесть Boeing 777-300 ER (стоимость заключенной в 2011 году сделки, в которую входило восемь воздушных судов, составляла $1,156 млрд; позже «Аэрофлот» договорился об опционе еще на восемь таких же самолетов).
Меньше товаров и лекарств
В 2014 году импорт товаров, поставляемых непосредственно для продажи конечным потребителям, сократился более чем на 10%, при этом в четвертом квартале падение достигло почти 20%. К примеру, обсуждаемое в правительстве сокращение закупок импортных лекарств начало происходить само собой – в четвертом квартале 2014 года в Россию ввезено на 21% меньше лекарств (в денежном выражении), чем в четвертом квартале 2013 года, а в целом за год ввезено на 13% меньше фармацевтической продукции.
Снижение поставок фармацевтической продукции происходило по большей части из-за валютных колебаний: импортеры боялись ввозить большие партии лекарств и пользовались сформированными запасами, говорит директор Центра социальной экономики, член общественного совета при Минздраве Давид Мелик-Гусейнов. В 2015 году объем поставок импортных лекарств будет еще на 15–20% меньше, прогнозирует он. По данным аналитического агентства DSM Group, импортные лекарства составляют около 75% рынка продаваемых в России лекарств в стоимостном выражении.
Спрос на лекарства менее эластичен, чем на другие потребительские товары, сильного снижения импорта ожидать не стоит, говорит аналитик БКС Марат Ибрагимов. А одежда и обувь не относятся к товарам первой необходимости, поэтому падение их импорта ожидаемо, указывает Ибрагимов. Импортная обувь достигает 70% рынка, при этом в произведенной в России обуви доля импорта также высока, говорит представитель компании «Обувь России» Наталья Паули. «Мы сократили импорт на 20% в январе 2015 года. Это связано с тем, что мы переориентируемся на российских поставщиков, наращиваем объемы собственного производства. Также в 2015 году мы ожидаем сокращение спроса на 15–20% в среднем по рынку», – говорит она. По словам Паули, полное импортозамещение на обувном рынке невозможно, поскольку развитие обувной промышленности ограничено из-за отсутствия в России рынка сырья и комплектующих.
Единственной крупной группой потребительских товаров, почти не потерявшей в объемах импорта по итогам года, стала бытовая химия. Спрос на импортную химию в 2014 году почти не изменился и сильно упал лишь в декабре 2014 – январе 2015 года, объясняет представитель компании-перевозчика импортных товаров «Боргер» Андрей Шарыкин. Опрос импортеров бытовой химии показал, что в этом сегменте компании не планируют в 2015 году сокращать поставки.
Меньше продуктов
Сокращение импортных поставок еды успели ощутить большинство россиян: только по данным Росстата, рост цен на продовольственные товары в 2014 году составил 15,4%. За январь 2015-го – еще на 5,7%.
Подсчеты РБК показывают, что в целом в 2014 году поставки продовольствия (без учета сельхозсырья) в стоимостном выражении сократились на 9% (с $39 млрд до $35,4 млрд), а в весе – на 7%. Основной удар ожидаемо пришелся на подпавшие под антисанкции продукты: если поставки незапрещенной еды сократились всего на 5%, то санкционной – на 13%. В четвертом квартале 2014 года падение импорта продовольствия было еще более драматичным и составило 24,6% (с $11,7 млрд до $8,8 млрд), при этом падение в категории санкционных продуктов составило 30,6% (с $6,3 млрд в четвертом квартале 2013 года до $4,4 млрд в четвертом квартале 2014 года). При этом нескольким странам – прежде всего Бразилии, Чили и Сербии – удалось заработать на российском эмбарго, хотя полностью возместить падение импорта с других направлений они не смогли.
«Во многих случаях провал импорта может говорить об импортозамещении, но лишь в теории. Можно увеличить загрузку мощностей, где возможно – но без изменения качества и при росте цен. Для создания новых мощностей нужны инвестиции, которых нет. Для отдельных видов производства, таких как сельское хозяйство, важен технологический процесс, при котором импортозмещение возможно не ранее чем через 3–5 лет, а это большие риски для инвесторов, поскольку в краткосрочной перспективе ситуация слишком неопределенная. В 2015 году снижение импорта ожидается на уровне 35–45%», – резюмирует Пухов.