В Мире

«Барак — Двенадцать Процентов»

Президент США Барак Обама продлил на год действие санкционной кампании, начало которой датируется мартом 2014 года.
В отличие от европейских лидеров, которые заявили о возможности отмены санкций в случае реализации минских соглашений, глава американской администрации недвусмысленно дал понять, что Вашингтон сделает все возможное, чтобы кровопролитие в Донбассе не прекратилось как минимум в течение ближайшего года.

Любопытно, как отметил глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков, американцы обрывают торговые связи с Москвой, но при этом …умудряются зарабатывать.

В то время, когда товарооборот между Россией и Евросоюзом в 2014 году сократился на 10% по сравнению с 2013 годом (по данным официальной статистики ФТС РФ), торговый оборот США с Россией вырос на 7%. «Госдеп США: «Сейчас не время для бизнеса с Россией». A как же в 2014 торговля США с Россией выросла на 7 %? На ЕС давят, а сами делают деньги», – задается резонным вопросом парламентарий в своем микроблоге в Twitter.При этом, как указывал Владимир Путин в декабре прошлого года, импорт продукции из Соединенных Штатов увеличился на 23 процента (по более свежим данным ФТС рост импорта из США в Россию стоимостном выражении вырос на 12,1%).

Всего, МЭР РФ указывает, что в 2014 году страна наторговала на 5,7 процента (794 миллиардов долларов) меньше, чем в предшествующий год . Экспорт упал на 3,8 процента, до 507 миллиардов долларов, а импорт сократился на 8,9 процента, до 287 миллиардов долларов.

И хотя США для Россия по-прежнему всего лишь 20-й торговый партнёр с долей около 1% в общем товарообороте, это не умаляет искусства «дяди Сэма» зарабатывать деньги на торговле даже со своим непосредственным геополитическим противником.

Обнародованная информация спровоцировала взрыв возмущения со стороны европейских дипломатов. «Что это за хитрые санкции?», — возмутилась глава дипломатической службы Евросоюза г-жа Федерика Могерини. — «В последние месяцы торговый оборот между Россией и Европой ожидаемо сокращается. А вот между Москвой и Вашингтоном, напротив, как ни странно растет».

Напомним, впервые «режим чрезвычайной ситуации» в отношении РФ, которая, по мнению американской администрации, «создает угрозу национальной безопасности и внешней политике США… своими действиями на Украине» , был введен указом Обамы 6 марта 2014 года. Первый «пристрелочный санкционный залп» включал в себя меры, которые предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включённых в специальные списки. Компаниям из стран, которые ввели санкции, также запретили поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включёнными в списки.

Как полагается по процедуре, президент США обязан за 90 дней до окончания годичного срока определиться по поводу продления «чрезвычайного режима» на новый период. Что Барак Обама своевременно и сделал. То есть, продлил санкции еще до того, как были заключены минские мирные соглашения.

Главный научный сотрудник Института США и Канады РАН, доктор экономических наук Владимир Васильев в разговоре с «СП» напомнил, что мы по-прежнему закупаем у США машины и оборудование, если это не касается оборонной и сырьевой сферы, а также продукции двойного назначения.

– Например, комплектующие к железнодорожному оборудованию, детали, двигатели. Или еще факт – буровые для нетрадиционной добычи нефти (шельф, сланец) подпадают под запрет, а обычные, которые доминируют в нефтегазовом комплексе РФ, нет.

Давайте, перечислим, на что распространяются санкции. В первую очередь, это финансовая сфера (что затрудняет нашим банковским институтам возможность рефинансирования), нефтегазовая и оборонная промышленность. То есть, закупать, скажем, сельскохозяйственные машины нам никто не мешает. Кроме этого, есть машиностроение, электрооборудование, химическая промышленность, компьютерная техника (включая стационарные и планшетные компьютеры), микроэлектроника. Я уже не говорю про американское программное обеспечение, авиационное оборудование. Российские авиакомпании, по-прежнему, покупают Боинги или берут или в лизинг. Плюс значительная часть фармацевтической продукции не подпадает под санкции.

– Несмотря на угрозы отечественных законодателей, продукция Coca-Cola, PepsiCo, McDonald’s, Wrigley и других гигантов американского «общепита» по-прежнему сохраняет свои позиции на нашем рынке.

– Вот именно. Так же как продукция Procter & Gamble (моющие и чистящие средства, косметика, товары для детей), Hewlett-Packard (информационные технологии, поставщик аппаратного и программного обеспечения). Неплохо себя чувствует на российском рынке табачный гигант Philip Morris. В общем, есть широкая линейка продукции, которая под обоюдные санкции не подпадает.

– Могут ли американские и российские компании обходить санкции, выстраивая оффшорные цепочки или прибегая к помощи третьих-стран?

– В принципе, это стандартная ситуация. Но, как она реализуется на практике, здесь надо посмотреть. Реэкспорт это вещь весьма распространенная. О чем говорят последние торговые споры в рамках ЕАЭС. С помощью такого инструментария американцам удается решать политические и экономические проблемы. Допустим, они политически декларировали торговое эмбарго в отношении России, Европа поддержала. А ТНК через посредников по-прежнему делают бизнес в России. То есть, американцы «построили» своих союзников, но это не мешает им делать деньги.

– Вице-президент США Джо Байден признал, что США «надавили» на Европу в части введения санкций. Причем в Вашингтоне смогли заставить европейцев взять на себя большую часть издержек за собственную инициативу.

– Как наш партнер по товарообороту США занимают незначительное место. Речь идет о сумме чуть большей, чем два десятка миллиарда долларов. В то время как с ЕС мы торгуем на сотни миллиардов долларов. В этом плане американцы проводят классическую политику двойных стандартов, которая направлена на подрыв конкурентных преимуществ ЕС в торговле с Россией. Вследствие чего США извлекают одностороннюю выгоду, переформатируя торговые потоки с российского рынка на американский. Не случайно сейчас в повестке дня Вашингтон декларирует создание Трансатлантической зоны свободной торговли с ЕС. Что может добавить ещё $273 млрд. к и без того колоссальному торговому обороту между Америкой и Европой.

Предшествующие события на Украине и вокруг России это «зачистка поляны» для американских ТНК.

Об этом вашингтонские стратеги говорят постоянно – нужно ослабить энергетическую зависимость Европы от России.

– То есть, экономические санкции против России это форма конкурентной борьбы?

– В том числе. Американцы заинтересованы в том, чтобы усилить свои позиции на европейском рынке. Что вызывает большое недовольство на национальном уровне в Европе. Особенно Германия, которая терпит максимальные экономические убытки от санкционной войны с Россией. Однако ее взращенные атлантическими структурами элиты, идут на поводу у администрации Барака Обамы.

Есть еще один важный фактор – американские санкции это форма поддержки Украины. Белый дом, тем самым, «подзуживает» Украину, натравливает на РФ киевский режим. Дескать, смотрите, мы вас поддерживаем. Вводя санкции против России, Киев, в свою очередь, демонстрирует лояльность заокеанскому патрону. Вводят паспортный режим в отношении России, обрывают кооперационные связи в оборонке. Если Вашингтон хотя бы объявит о возможности ослабления санкций (как это делает Брюссель), это будет нехороший сигнал Киеву. Мол, ребята, вас могут слить.

Ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Крылов согласился, что никакие санкции не мешают американцам делать деньги.

– То, что надо, они берут, не задумываясь. В частности, РКК «Энергия» и американская Orbital Sciences Corporation недавно договорились о поставках в США 60 ракетных двигателей РД-181, которые нужны для американской ракеты-носителя Antares.

Российская корпорация сейчас пытается договориться с американской United Launch Alliance о поставках еще 30 РД-180.
К тому же российский авиарынок самый емкий в СНГ – из 1170 самолётов (на сумму $140 млрд), Boeing, которые планируется продать на территории СНГ в течение ближайших 20 лет, больше половины купят российские авиакомпании. Сейчас на высшем руководящем уровне идет много разговоров об импортозамещении в авиапроме, но пока события развиваются по инерционному сценарию.

Кстати, сама корпорация Boeing, невзирая на санкции, продолжает закупать титановый прокат у российской корпорации «ВСМПО-АВИСМА». По причине отсутствия альтернативы в мире. Причем в новейших планерах Boeing 787 доля легкого и прочного титана превышает 20%.

– Несмотря на геополитические стычки на Земле, продолжается российско-американская космическая «одиссея» на МКС.

– В феврале Роскосмос принял решение продолжить участие в проекте Международной космической станции до 2024 года. Россия выполняет функцию «комического челнока».

Оплата шести мест для американских астронавтов на российских кораблях «Союз», обучение персонала, посадка и спасение экипажей, доставка грузов это тоже миллиарды долларов.

Опять же «Техснабэкспорт», входящий в структуру «Росатома», продолжает осуществлять поставки урановой продукции в США.

Что касается структуры импорта, то из-за кризиса продажи легковых автомобилей упали. В конце года девальвация подхлестнула спрос на машины. У Ford и General Motors есть ряд СП на территории России. Это, что называется, «отверточные сборки», которым необходимо постоянное пополнение комплектующими.

Цифры статистики могут быть весьма лукавыми, отметил главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов.

– Очень часто под понятиями экспорта или импорта имеются в виду не только товары, но и услуги. А так, на память приходит, что, несмотря на обострение конфронтации, американцы закупили у России для Афганистана более 80 вертолетов Ми-17. А PepsiCo получает 7% доходов в нашей стране. Насколько я понимаю, фармацевтическая продукция (кроме пищевых добавок) так же не попала в список ответных ограничительных мер со стороны РФ.

Что касается санкций, то их первоочередная задача – ослабить ЕС, столкнув его с Россией по украинскому вопросу. Чтобы на этом коммерчески «нагреть руки». То же самое мы наблюдали в период Первой мировой войны. Когда американцы сидели за океаном, считались заштатной страной, но благодаря чужой войне смогли нарастить свои финансовые «мускулы». А после Второй мировой войны почти в точности повторили этот маневр и вышли на одну из лидирующих позиций в мире. И с тех пор диктуют всем свои правила игры. В том числе европейцам.

Теперь по поводу конкретных товарных позиций. Не думаю, что автомобильные СП вытянули наш торговый оборот. В течение всего 2014 года наблюдался спал, и только в ноябре-декабре девальвация рубля подхлестнула продажи. Но, думаю, этот пик уже пройдет. Сейчас многие автопроизводства простаивают.

– Американские компьютерные гаджеты по-прежнему пользуются спросом, и санкции их не коснулись?

– Это да. У нас много чего просело по импорту, но только не компьютерная техника. В этом плане я ожидаю от правительства более решительных мер в деле импортозамещения. Хготя наши отставание в микроэлектроника уже стало «притчей во языцех». Я против отмены ответных мер в части импорта в нашу страны, а вот экспорт нужно всячески наращивать. Это лучше, чем повышать пенсионный возраст, что сейчас обсуждается в правительстве.

Еще раз обращу внимание на грамотные действия американцев. Вся эта санкционная истерика привела к падению торгового оборота РФ с Европой. Одновременно, США удалось продать России больше, чем купить.. Вашингтон разыгрывает комбинацию, чтобы ВТО больше не играло существенной роли в регулировании мировой торговли. Вместо этого готовится новая модель отношений, которая функционирует через привязку к Вашингтону и национальному законодательству США. Готовящееся создание Трансатлантической зоны свободной торговли, прежде всего, направлено против Китая, а не России. Если это удастся, то евразийскому проекту предстоят нелегкие испытания.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.