Ренци, самый молодой из лидеров крупных европейских стран, – не радикал-евроскептик, но прагматик, заинтересованный в отмене санкций, сулящих убытки, и ищущий союзников в нейтрализации «ливийской угрозы».
Премьер-министр Италии Маттео Ренци в четверг посетит Москву с рабочим визитом, где встретится с президентом России Владимиром Путиным и премьер-министром Дмитрием Медведевым.
По пути в российскую столицу итальянский премьер остановился в Киеве, где в среду состоялась его встреча с президентом Украины Петром Порошенко. Судя по сообщению «Интерфакса», Ренци дипломатично «заверил украинскую сторону в поддержке со стороны Италии и других стран ЕС в сложившейся на Украине кризисной ситуации», и, как передает РИА «Новости», выразил готовность принять «на своем поле» очередной раунд переговоров по украинскому вопросу.
Порошенко же, судя по его заявлениям, возлагает на Ренци надежды как на посредника в отношениях с Брюсселем (он сообщил, что ждет от Италии ратификации договора об ассоциации Украины с ЕС) и с Москвой. Как сообщает ТАСС, украинский президент обратился к Ренци с просьбой «посодействовать в освобождении» украинской летчицы Надежды Савченко, которой, напомним, предъявлено обвинение в пособничестве в убийстве российских журналистов. «Я попросил премьера Италии поднять перед Путиным вопрос Надежды Савченко», – процитировал Порошенко его пресс-секретарь Святослав Цеголко в Twitter.
«Положение дел не отвечает коренным интересам»
Москва, в свою очередь, также возлагает надежды на встречу итальянского и российского лидеров. «Италия занимает четвертое место среди торговых партнеров России, итальянские компании вложили значительные инвестиции в российскую экономику. К сожалению, на фоне глубокого спада в отношениях между Россией и Евросоюзом в связи с внутриполитическим кризисом на Украине динамика российско-итальянского сотрудничества существенно снизилась, – констатировал глава МИД России Сергей Лавров, отвечая в среду на вопрос итальянского агентства АДЖИ. – Такое положение дел не отвечает коренным интересам наших государств».
Отметим, что для молодого лидера Италии (Ренци недавно исполнилось 40 лет) это будет первая встреча тет-а-тет с Владимиром Путиным. Они виделись на саммите «двадцатки» в Австралии, Ренци также был 16–17 октября прошлого года хозяином форума «Азия–Европа» (АСЕМ), на полях которого прошел ряд встреч по украинскому кризису с участием российского президента.
Официальные лица двух государств, а также эксперты отмечают, что будут обсуждены все ключевые вопросы российско-итальянского сотрудничества, актуальные международные проблемы, кризисная ситуация на Украине. Итальянцы рассчитывают, что планируется обстоятельный обмен мнениями по ливийской проблематике и Ближнему Востоку, будет затронут сирийский конфликт, отметил помощник президента России по международным делам Юрий Ушаков.
Как заявили в пресс-службе итальянского премьера, в центре внимания будут находиться внешнеполитические вопросы – помимо кризиса на Украине, это ситуация на Ближнем Востоке, в Ливии, а также борьба с терроризмом, передает ТАСС.
В целом, отношение Рима к Москве не идет ни в какое сравнение с общеевропейскими параноидальными настроениями. Италия, хоть и поддержала санкции ЕС в отношении РФ, относится к группе европейских стран с более гибкой позицией по вопросу их возможной отмены.
В МИД страны, который в конце октября прошлого года возглавил Паоло Джентилони, неоднократно подчеркивали, что Рим всегда настаивал на сохранении диалога с Москвой, чья роль остается весомой в решении международных кризисных ситуаций. Тем не менее Риму нужно как-то сгладить то, что санкции были приняты в полугодие председательства Италии в ЕС.
Итальянский посредник
Отметим, что Маттео Ренци – личность крайне неординарная. Став премьер-министром Италии в феврале 2014 года, Ренци является самым молодым лидером крупного и столь значимого европейского государства. Более того, сама политика Ренци показывает, что премьер он реальный, а не номинальный.
«Маттео Ренци для итальянской политики последних лет личность достаточно уникальная, – сказал газете ВЗГЛЯД заместитель директора Международного института управления МГИМО, специалист по Италии Генри Сардарян. – Он очень молодой политик, для Италии это большая редкость. Однако его нельзя назвать неопытным: он был мэром Флоренции, секретарем Демократической партии, да и в целом его семья очень состоятельна в политическом плане. Зарекомендовал себя Ренци как человек, который умеет договариваться».
Ренци открыто говорит об Италии как об уникальной стране, занимающей особое место среди большой, хоть и не всегда дружной, европейской семьи. В своем первом на посту премьера интервью зарубежному изданию – британскому журналу Time – он заявил, что «Италия никогда не будет нормальной страной». Этим заявлением Ренци не принижал роль своей страны, а лишь показывал, что Италия всегда будет в первую очередь Италией, а потом только членом ЕС.
Так, молодой лидер Италии – один из немногих политиков Старого Света, который крайне скептически относится к доллару. В интервью американской The Wall Street Journal политик заявил, что его мечта – это «паритет между долларом и евро», но никак не мировое господство американской валюты.
«Роль Италии для России крайне недооценена»
Пожалуй, единственной проблемой Маттео Ренци было то, что он никогда не участвовал и не побеждал в серьезных выборах, что так важно для европейского политика. «Перед ним стояла проблема – ему было необходимо утвердиться в качестве самостоятельного и популярного лидера. Такая возможность ему представилась в ходе последних выборов в Европарламент. Демократическая партия, лидером которой он является, практически удвоила свой результат по сравнению с выборами 2009 года. Тогда она набрала чуть больше 20 процентов, а теперь – 40 процентов», – отметил Сардарян.
По мнению эксперта, для Италии это феноменальный результат. «Представители Италии, между прочим, в целом ряде европейских партийных групп занимают второе место после представителей ФРГ. Более того, министром иностранных дел и безопасности ЕС назначили главу дипломатии Италии, человека из кабинета Ренци, госпожу Могерини, – сказал Сардарян. – Вы знаете, когда ее назначали на пост главы дипломатии ЕС, первым делом против выступали представители Литвы, Эстонии и Польши, которые большой любовью к России не отличаются. Но Ренци все-таки добился этого назначения».
Италия традиционно имеет очень крепкие связи с Россией. Собеседник уверен, что роль России для Италии крайне недооценена. «Если проводить параллели, Россия объективно для Италии намного больше, чем Россия для ФРГ, – отметил Сардарян. – Россия для Италии – это второй, максимум третий экономический партнер. Ниже четвертой позиции за последние лет десять–пятнадцать Россия не опускалась. Санкции со стороны ЕС и ответные меры, принятые Россией, ударили по экономике Италии в целом и по отдельным регионам в частности».
Собеседник отметил, что отношение к России в Италии также варьируется исходя из региона страны. Если в целом Россия – это один из ключевых партнеров Италии, то некоторые регионы страны просто-напросто зависимы от России в экономическом плане. Здесь можно вспомнить заявления лидера «Лиги Севера» в отношении России и политики санкций, которую проводит ЕС. «Скажем, регион Венето, который находится на севере Италии, испытывает очень серьезные трудности из-за сокращения экспорта в Россию и сокращения рабочих мест», – напомнил эксперт.
Москва как поддержка против терроризма
Отметим, что итальянская пресса уделяет большое внимание угрозе, которая исходит из Ливии, находящейся в непосредственной близости от юга Италии. Напомним, что террористы из ИГИЛ не так давно существенным образом закрепились в Ливии, в которой власти страны контролируют лишь небольшие анклавы, и то с переменным успехом.
Так, итальянская Il Giornale накануне написала, что «Маттео Ренци пытается привлечь Владимира Путина. В будущем месяце он полетит в Москву, чтобы восстановить связь, которая была очень крепкой в то время, когда Сильвио Берлускони был премьер-министром», пишут итальянские журналисты.
«У Италии не такая разведка, как ЦРУ, но в Ливии мы номер один, – пояснил премьер. – Нам известно, как обстоят дела в стране… и мы в состоянии вмешаться». Да, если Маттео Ренци действительно хочет активно вмешаться в ситуацию в Ливии, он прекрасно знает, что сильным союзником, который может поддержать его в борьбе с ИГИЛ, является, конечно же, не Барак Обама, а российский президент», – отмечает издание.
По мнению Сардаряна, только Москва может оказать столь необходимую на данный момент поддержку Риму в борьбе с угрозой терроризма. «У Италии очень большая заинтересованность в разрешении ситуации на Ближнем Востоке и, в частности, в Ливии. Маттео Ренци ищет союзников для решения этого вопроса точно не в лице Ангелы Меркель или Барака Обамы, а именно в лице Владимира Путина», – отмечает эксперт.
Вопрос не в политике, а в отношении итальянцев
«По своему личному опыту могу сказать, что я постоянно являюсь свидетелем полного непонимания со стороны итальянского экспертного и общественно-политического сообщества в отношении санкций против России, – отмечает Сардарян. – В Италии абсолютное отторжение подобного подхода к России со стороны ЕС. Об этом неоднократно говорил Ренци, в том числе высказывался категорически против новых санкций».
По мнению собеседника, итальянцы очень хорошо понимают, что просто угрозами в отношении Москвы добиться ничего не удастся. Да и в целом с человеческой точки зрения, несмотря на любые политические обстоятельства, отношение итальянцев к России всегда было крайне положительным.
«Я думаю, что Италии в первую очередь интересно прекращение военных действий на территории Украины и вследствие этого снятие санкций против России – именно в этом заключается главный интерес России, – уверен Сардарян. – Манипуляции, подобные той, будут ли спрашивать итальянцы про Савченко или нет, для Ренци лежат исключительно в правовой плоскости».