Сегодняшние события на Украине в том или ином виде находят отражение в событиях давно минувших дней. Поэтому, чтобы лучше понимать архитектуру современной геополитики крайне необходимо продолжать общественные дискуссии о наболевшем. Это действительно важно, т.к. позволит избежать ошибок в принятии решений по украинской проблеме.
Первая масштабная попытка гос.переворота в сфере влияния СССР была в Венгрии (1956 г). В отличие от цветных революций после середины 70-х, бунт 1956 г не был инспирирован США в той мере, в какой мы привыкли это понимать. Степень влияния и могущество ЦРУ по тем временам были ограничены. Этот бунт был в большей степени стихийным, чем полностью спланированным, там не было специально обученных боевиков и прямого внешнего финансирования. Но венгерский бунт 1956 года был в определенном смысле переломным моментом. Мятеж повстанцев показал США, что можно использовать протестную энергию толпы в своих интересах. До концепции «управляемого хаоса» было еще далеко, но зачатки «цветных революций» начались именно оттуда.
Корень проблем был внутренним. Венгрия никогда не была коммунистической. Более того, до 1945 года Венгрия была профашистской и воевала против СССР. Послевоенный раздел сферы влияния в Европе внес свои коррективы. В определенной степени насаждение сталинской модели управления в Венгрии после войны (1946) было произведено насильственно. Поддержка коммунистов была меньше 15%, но это не мешало коммунистам установить власть в Венгрии. С оппозицией расправлялись весьма жестоко в лучших (или худших?) традициях того времени. До полумиллиона венгров за недостаточную поддержку власти были осуждены или направлены в трудовые лагеря. Наиболее радикальные элементы были казнены.
Обычный народ не чувствовал идеологической опоры, нравственного плацдарма, чтобы существенно ограничивать свои возможности и права в угоду режиму, который никогда был венгерским по сути и содержанию. Не привит, так сказать. По крайней мере, не успел привиться.
Ситуация усугублялась тем, что будучи некогда профашистской страной, Венгрия была вынуждена выплачивать репарации в пользу СССР. Индустриализация в Венгрии шла не так хорошо, как хотелось, а уровень жизни обычных венгров был заметно ниже, чем в Польше и Чехии по тем временам.
Так получилось, что правительство Венгрии возглавил Имре Надем, который сместил Матьяша Ракоши (тогда — первый секретарь ЦК ВПТ). С Надем и его сторонниками прошла либерализации политического курса, что не понравилось руководству СССР и после закулисной возни привела к восстановлению бывшего правителя – Ракоши.
Имре Надь – стал именем нарицательным среди либералов. Вокруг его движения и политических концептов стали образовываться различные подпольные собрания «креаклов» (по тем временам эта была пишущая интеллигенция). Политическая движуха была быстро подхвачена молодежью – теми, кто Вторую Мировую наблюдал из под стола по радиоприемнику и мало представлял политические и социальные реалии того времени. Молодые, дерзкие и неопытные рвались в бой, что несколько меняло политическую тональность в 1956 году.
Определенное нагнетание протестных настроений было использовано оппозиционными политическими движениями в Венгрии. 23 октября после массовых демонстраций произошел штурм радиовещательной станции и серьезные столкновения с органами правопорядка.
Сложность ситуации была в том, что народ в целом, поддерживал повстанцев. Не смотря на тотальную просоветскую пропаганду, поддержка коммунистов редко когда превышали 25-30%. Более того, подавление протеста местными силами правопорядка было осложнено тем, что венгерские силовые органы и армия частично вставали на сторону протестующих.
Более того, подавление протеста местными силами правопорядка было осложнено тем, что венгерские силовые органы и армия частично вставали на сторону протестующих.
Примерно в тот же день произошла попытка гос.переворота с назначением Имре Наде — премьером министром страны . И на следующий день ограниченный контингент советских войск вошел в Венгрию. Может показаться странным, но вплоть до конца октября Имре Надь, будучи опытным политиком, сохранял относительный нейтралитет и делал все возможно для стабилизации народного мятежа. По крайней мере, призывал к сдаче оружия незаконным банд.формированиям и прекращению насилия в стране.
Однако, ситуацию это не спасло. Настроения радикализировались, насилие росло, участились публичные самосуды. Бардак был знатным. Это был не просто бунт, это был вооруженный крупномасштабный бунт. Повстанцы требовали не просто нового курса, а революции. Коренного слома политического вектора.
Кстати, 25 октября в Венгрии была провокация, схожая с тем, что было на Украине. Некто с крыши здания открыл огонь на поражение в сторону советских войск, что привело к гибели офицера советской армии. Хотя изначально у армии СССР была инструкция по возможности не вступать в вооруженный конфликт, избегать применения оружия. Но очевидная провокация привела к тому, что ответным огнем на поражение были убиты свыше сотни демонстрантов. Что был за провокатор? Не понятно. В различной исторической литературе указывается, что это могли быть иностранные спец.службы, мотивируя это тем, что у демонстрантов находили иностранное оружие (преимущественно немецкое из ФРГ). Т.е. факты поставок оружия демонстрантам со стороны иностранных спец.служб были.
Имре Надь отчасти ситуацию стабилизировал к концу октября, и советские войска ушли на место постоянной дислокации. Но в начале ноября начался новый виток протестных настроений с откровенным сепаратизмом и революционным настроем. Повстанцы требовали ввода войск со стороны западной Европы и США для помощи в противостоянии с СССР.
В стране воцарился хаос. Гос.структуры были оккупированы повстанцами, правительство было парализовано. Вести переговоров было, фактически, не с кем. Хотя США по дипломатическим каналам несколько раз уверяло, что не будет участвовать в конфликте, но руководство СССР сочло, что слабость в подавлении протестов будет однозначно трактовано мировым сообществом, как брешь в политической, идеологической и даже военной обороне СССР.
Ситуация не стабилизировалась и 4 ноября было крупномасштабное вторжение войск СССР в Венгрию. Спецоперация «Вихрь». Операцией руководить сам Георгий Жуков (легендарный маршал СССР, который разрабатывал и руководитель наступательными операциями Красной Армии на Вермахт в годы ВОВ).
Инструкции о «недопустимости первыми применять огонь» уже не было. Входили с намерениями подавлять бунт силой. Тысячи единиц бронетехники и более 70 тыс человек на начальной фазе вторжения.
Столкновения было мощным. В планах была даже масштабная бомбардировка города с помощью авиации, но ее избежали, чтобы не приводить к фатальным последствиям. Свыше 20 тыс раненых и 2.7 тыс убитыми со стороны протестующих. Потери советской армии меньше 700 человек.
Блицкриг длился меньше 100 часов (меньше 4 дней). Очаги радикальных элементов и сепаратизма были подавлены полностью, потом несколько недель диверсантов отыскивали по лесам и линчевали.
Итоги следующие. Имре Надь был смещен быстро и в дальнейшем казнен. Это касалось всех, кто так или иначе, прямо или косвенно был причастен к организации заговора с целью государственного переворота в Венгрии. На несколько месяцев в Венгрии была установлена власть военной комендатуры. Усилились политические репрессии против «онижедети», т.е. студенческих групп, которые были вдохновлены революционным угаром. Кого-то арестовали, кого-то отправили на перевоспитание. Неопровержимых доказательство прямого заговора иностранных спец.служб не выявлено, но существуют доказательства ограниченного участия определенных иностранных структур для помощи повстанцам.
Это был первый и последний раз массовых восстаний в Венгрии. От романтики гос.переворота отучили крупномасштабным вторжением советских войск и политическими репрессиями. Больше масштабных протестов в Венгрии не было.
Удивительно, но знаете ли, мировая реакция на события в Венгрии была очень сдержанная. Дежурное осуждение, конечно, было, но открытой критики боялись. Т.е. если охарактеризовать тональность мировой прессы и заявления политиков 1956 года, то можно сказать следующее «осторожное, сдержанное осуждение». От ООН была дежурная резолюция «о немедленном прекращении огня». Но пока резолюции выпускали, то огонь давно прекратился.
Никаких последствий, разумеется, не было. О санкциях даже речи не шло. В целом, через пол года уже никто не вспоминал о Венгрии.
Если рассуждать терминами имперского доминирования, то действия СССР были оправданы в полной мере. Если не подавить протест, то с вероятностью, близкой к 100%
Был бы создан прецедент, который позволил бы в других странах провернуть нечто подобное.
В Венгрии образовалось бы враждебное к СССР государство с выраженным фашистским уклоном (т.к. поддержка Гитлера бесследно не проходит и нацистские элементы там присутствовали).
К 1960 году в Венгрии мог быть контингент американских-европейских войск.
Влияние СССР вне всяких сомнений было бы подорвано с далеко идущими последствиями, как на политической арене в рамках противостояния с США в Холодной войне, так и в социальном плане. Дух сепаратизма мог бы культивироваться, что могло привести к дестабилизации социально-политической обстановки в СССР.
С общечеловеческой позиции действия недопустимы, однако стоит понимать, что степень радикализации обстановки были запредельными. Это был не просто бунт, это был вооруженный государственный переворот с приходом экстремально враждебных элементов к СССР. Примерно, как на Украине или даже хуже. Т.е. это не просто потеря контроля над Венгрией, но и образование враждебной, антисоветской структуры.
Вообще, это не единичный бунт. Были массовые протесты в ГДР в июне 1953, были протесты в Польше в 1956 — «Познанское восстание», было постоянное напряжение в Прибалтике, но и разумеется, крупное восстание в Чехии 1968 в рамках «Пражской весны 1968». Операция «Дунай» в Чехии была бескровной, но даже более масштабной, чем в Венгрии. Все таки венгерский опыт сыграл свою роль и не считая небольших стычек, до кровопролития дело не дошло. Время действия активной фазы операции «Дунай» было всего 10 часов! Дубчека агенты КГБ схватили через 6 часов после начала операции. Все ключевые объекты Чехии страны были захвачены к вечеру 21 августа.
Специфика конфликта в Чехии несколько отличалась от Венгрии, но все сводилось к тому, что социалистическая форма правления стала не соответствовать настроениях наиболее активных групп народа. Но в отличие от Венгрии, события в Чехии были косвенно поддержаны США и странами Западной Европы.
Что касается международной реакции на события, то она была сдержанной, если не считать типичных дежурных осуждений. Однако последствия были другого рода. Насильственное принуждение к какой либо идеологии уже не соответствовали духу времени конца 60-х, что несколько подорвало идеологическую основу «социализма с человеческим» лицом в мире. Никаких санкций и политической истерии не было, но некоторый идеологический раскол можно было наблюдать.
Интересное наблюдение. Степень внешнего политического и информационного давления прямо пропорциональна степени международного влияния и могущества страны. В 1956 году СССР никто не мог позволить слово поперек сказать. Все боялись и уважали. В 1968 была осторожная критика, но ограниченного формата, но недовольство уже чувствовалось. В 1979 году (Афган) уже были санкции против СССР и международное давление, но никакой политической истерики не было. Что сейчас? Все видят. Даже руку не успели поднять, а истерика такого рода, как будто развязали Мировую войну, что как бы символизирует политический вес России на международной арене, когда всякие шавки типа Литвы позволяют огрызаться.
1 комментарий
эти мадьяры во время войны зверствовали хуже немцев валить их всех надо было