В Мире

Европа готова отступить в санкциях

В Риге прошел саммит министров иностранных дел стран-членов ЕС. Стороны обсуждали что делать с санкционной политикой в отношении России.

В вопросе санкций нужно четко различать два направления дискуссии: ввод новых санкций и ослабление или снятие текущих.

На первом направлении для России все складывается достаточно удачно. Конечно, среди стран ЕС есть те, кто выступает за ввод новых санкций — Польша, Прибалтийские государства, Великобритания. «Если Россия нарушает правила XXI века и занимается дестабилизацией суверенной страны, то весь остальной мир должен быть готов сказать России: “Вы не можете нарушать одну часть международных правил, при этом имея доступ к международным рынкам, международным финансам и международным системам”, – заявил британский премьер Дэвид Кэмерон. А министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичус предложил обсудить меры политической изоляции России, сам сигнал о которой «позитивно повлиял бы на ситуацию». Однако они в явном меньшинстве — в Евросоюзе понимают, что стороны и без того уже зашли слишком далеко в противостоянии. Поэтому если не произойдет резкое обострение ситуации на Украине, то ни о каком вводе существенных новых санкций речи идти не будет (расширение «черного списка» лиц на въезд в ЕС к таковым не относится). А значит и не ожидается серьезной эскалации конфликта между Россией и ЕС.

Что касается судьбы уже принятых санкций, то тут определенности меньше. Во второй половине марта ЕС должен принять решение относительно их продления, и те же британцы, прибалты и поляки призывают сохранить их в силе. «Санкции, которые уже наложены, должны остаться до момента полного выполнения Минских договоренностей», — говорит министр иностранных дел Великобритании Филипп Хэммонд. Его литовский визави Линас Линкявичус был более конкретен, и предложил продлить действующие санкции до конца 2015 года.

Между тем, такая позиция не нашла понимание у других лидеров ЕС. «На данный момент нам не нужны ни новые санкции, ни их автоматическое продление», — сказал глава МИД Италии Паоло Джентилони. Нужно понимать, что никто там не считает Россию белой и пушистой — просто в отличие от одержимых фобиями или комплексами сторонников конфликта с Москвой, его противники мыслят трезво и рационально. «ЕС на сегодня реалистично смотрит на Россию..Она заявила о себе с незаконной аннексией Крыма, годовщину которой будет через неделю..Но нас никогда не завлекут, не втянут, не подтолкнут на позицию конфронтации. Мы до сих пор верим, что как на континенте, так и вокруг него сотрудничество лучше, чем конфронтация», — говорит еврокомиссар по вопросам внешней политики Федерика Могерини.

В пользу отказа от продления санкций есть несколько моментов. Во-первых, европейцы не раз озвучивали формальные условия для этого отказа. «Продление может быть, только если не будет улучшения ситуации (на юго-востоке Украины — «Эксперт Online»), — говорил министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Гарсия-Моргальо. И сейчас ведущие дипломаты ЕС фактически признают, что это условие выполняется. «Ситуация на востоке Украины сегодня лучше, чем месяц назад. Она не хорошая, мы это все знаем хорошо, и у нас нет никаких иллюзий относительно этого, но она лучше, чем была 12 февраля», — утверждает Федерика Могерини. Если не произойдет какой-либо провокации со стороны украинских властей в лице Петра Порошенко или Арсения Яценюка (Владимиру Путину нет смысла срывать столь выгодное для него Минское соглашение), то выполнение этого соглашения и нормализация ситуации продолжатся.

Во-вторых, достаточно скептическое отношение к санкциями связано со все более очевидной их неэффективностью. По словам министра иностранных дел Греции Никоса Котзиоса, они попросту не соответствуют заявленным целям. А их целью было не обрушение российской экономики как таковое, а инициация общественного недовольства в России из-за падения уровня жизни, что в свою очередь подвигло бы президента Владимира Путина на изменение российской политики в направлении Украины. Этого не произошло — введение секторальных санкций (в отличие от персональных, против окружения Владимира Путина) было воспринято населением России как удар именно по российскому народу, и подвигло их наоборот сплотиться вокруг президента. «Мы выступаем за санкции, которые вынуждают другую сторону сесть за стол переговоров, но мы против санкций, которые вводятся только из-за злости», — намекнул Никос Котзиас. А продолжение использования такого рода неэффективных инструментов лишь из-за злости становится слишком накладным. «Санкции — это обоюдоострое оружие, безусловно, оно доставляет дискомфорт Российской Федерации, но также оно наносит ущерб и предпринимателям, и экономике тех стран, которые играют в эти санкционные игры», — говорит Дмитрий Песков. Помимо экономики, санкции да и избыточное давлением в целом слишком накладны в политическом плане. Именно поэтому все больше европейских политиков считают санкции избыточными и опасными. «Нам нужно прекратить думать, что экономическое давление – это мягкая мера, потому что оно может быть очень жестким, и что военное воздействие – это жесткая мера, потому что оно может быть неэффективным, а порой и контрпродуктивным», — заявила Федерика Могерини.

Однако наличие столь рациональных аргументов не значит, что санкции продлены не будут. Прежде всего потому, что, несмотря на их накладность, отменять ограничительные тоже просто так не хочется. Международные отношения — это большой базар, где уступки должны обмениваться на другие уступки. И от Москвы, судя по всему, ждут предложений по такого рода уступкам в обмен на отказ от продления санкций.

Кроме того, есть позиция США, которые активно выступают против возможного снятия текущих европейских санкций и обвиняют Москву в невыполнении ключевого условия для подобного снятия — отказа от эскалации ситуации на Донбассе. «Это искусственный конфликт, контролируемый Кремлем, подогреваемый российскими танками и тяжелыми вооружениями, финансируемый за счет российских налогоплательщиков», — говорит помощник госсекретарь США Виктория Нуланд. При этом не стоит демонизировать позицию Вашингтона. Судя по всему, Соединенные Штаты тоже не заинтересованы в резком обострении ситуации на Украине, с помощью которой можно сорвать процесс российско-европейских переговоров (в ином случае Обама просто бы дал добро на публичные поставки оружия, вызывая тем самым российскую реакцию и раскручивая спираль). Американскому президенту тоже не нужна холодная или горячая война с Москвой, особенно без всякой веской на то причины — свои интересы в украинском кризисе (наказать Кремль за «Крымский прецедент» и вбить клин в отношения между Россией и Европой) американцы уже выполнили. Речи Виктории Нуланд, Джона Керри скорее направлены на то, чтобы максимально замедлить или затруднить неизбежный процесс нормализации российско-европейских отношений.

Таким образом, решение фактически отложено до следующего заседания глав МИД стран-членов ЕС, которое пройдет 16 марта. За три дня до саммита глав государств Евросоюза, на котором и будет озвучено окончательное решение относительно введенных санкций. «Посмотрим, как будет развиваться отношения конфликтующих сторон, в том числе России, и затем примем решение о том, какие последствия это может иметь на решение о санкциях», — резюмировал компромиссную позицию министров Франк-Вальтер Штайнмайер.

Однако даже если санкции не будут продлены, то обольщаться не стоит. Возможное положительное для России решение на саммите глав государств-членов ЕС можно будет рассматривать лишь как первый шаг в сторону прекращения нынешней ненужной конфронтации. Да, европейцы в целом согласны и на второй шаг — заморозку нынешнего украинского конфликта как источника конъюнктурных проблем в российско-европейских отношениях. «Даже если на поиск политического решения уйдут долгие годы, а возможно, и десятилетия, мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы решить конфликт», — многозначительно намекает министр иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера. Однако этого недостаточно — единственным реальным выходом, который позволит решить нынешние разногласия и установить долгосрочную стабильность в Европе и в постсоветских государствах, станет некая общеевропейская «мини-Ялта». Договоренность между Россией и ЕС о правилах игры на данном пространстве а также о создании некой общеевропейской системы коллективной безопасности. Да, это будет означать признание Европой России как ключевой европейской страны, что может не понравится некоторым политикам по обе стороны Атлантики. Однако альтернативой такого рода соглашению может стать не только углубления противостояния по Украине, но и начало новых конфликтов (в частности, вокруг Молдавии) и как следствие риск российско-европейской холодной или горячей войны. В любой из этих войн обе стороны окажутся проигравшими.
Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.