Войны в Донбассе уже не будет. Такое мнение на пресс-конференции в Киеве высказал директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.
«Я почти уверен, что война в Донбассе закончилась, – заявил Погребинский. – Я даже верю в то, что она не будет возобновлена. Не всей информацией я готов поделиться, поскольку это не мои секреты, но такое впечатление у меня сложилось из общения с европейцами и москвичами».
По словам Погребинского, в Киеве есть очень много желающих возобновить войну. Но поскольку «сильные игроки» – Кремль, Брюссель, Париж, Берлин, Вашингтон и «лично Обама» — против, украинские политики вряд ли рискнут пойти сразу против всех. «Похоже, на каком-то самом важном уровне принято решение о прекращении войны», — подытожил Погребинский.
Схожее мнение в беседе с корреспондентом «ПолитНавигатора» высказал директор российского аналитического центра «Экспертный совет» Искандер Хисамов, который подчеркнул, что повод для сдержанного оптимизма есть, поскольку вооружение, пусть с нарушениями, но отводится, а Запад проявляет волю, склоняя стороны к миру.
«Но очень много тех, кто не знает, как жить в мире, – оговаривается политолог. – Большая часть украинской политической элиты не хочет прекращения военных действий. Война оправдывает многие вещи – отсутствие реформ и так далее. К тому же это большой источник доходов, в том числе черных, для многих бизнес-групп и связанных с ними политиков».
Тем временем перестрелки и обстрелы продолжаются. В посёлке Широкино под Мариуполем 9 марта то и дело вспыхивала стрельба. Стороны обвиняли друг друга в нарушении перемирия. Схожая ситуация у посёлка Пески под донецким аэропортом.
Продолжаются обстрелы Горловки и Макеевки. Неспокойно и под станицей Луганской. Время от времени стороны обстреливают блокпосты друг друга. По данным разведки ЛНР, украинские силовики концентрируют здесь технику и пехоту для возможного удара по близкому Луганску.
Так куда всё же качнётся чаша весов – к войне или миру?
— Перемирие до сих пор очень шаткое, и в любой момент война может вспыхнуть с новой силой, — говорит член комитета по обороне Госдумы РФ Вячеслав Тетёкин. – Партия войны на Украине по-прежнему сильна. Отмороженные националисты могут повести себя непредсказуемо. Немало горячих голов, которые уверены, что до сих пор украинским силовикам просто не везло. И если «поднажать», восставший Донбасс можно быстро победить. Со здравым смыслом у нацистских лидеров очень напряжённо.
Тем не менее, позиции партии войны слабеют. И в первую очередь не потому даже, что из Москвы, Брюсселя, Вашингтона и других мировых политических центров на Киев давят, склоняя к прекращению боевых действий. На Украине всё больше осознания того, что страна неумолимо скатывается к экономической катастрофе. Там всё меньше думают о том, как вернуть Донбасс, и всё больше боятся грядущего провала. В ближайшие месяцы социально-экономическая ситуация может стать настолько тяжёлой, что никакими полицейскими мерами украинский народ уже нельзя будет сдержать – он выйдет на улицы.
Последнее военное поражение под Дебальцево также сильно уменьшило желание воевать не только среди солдат, но и среди высшего командного состава украинской армии. И сегодня многим ясно, что при столь низком моральном духе личного состава никакое американское оружие не спасёт армию «незалежной» от очередных поражений.
Вот, исходя из всех этих факторов, Киеву из разных столиц дают понять, что надо «завязывать с войной». Даже в Вашингтоне начинают понимать, что военный конфликт на Украине ничего хорошего не принесёт ни США, ни киевской власти, которую они поддерживают.
В Вашингтоне, скорей всего, пришли к выводу, что украинским властям придётся сделать вид, что под Дебальцево никакого поражения не было, и что перемирие – это их жест доброй воли.
— То есть США всё-таки отказались от своего плана как можно сильней раздуть пламя гражданской войны на Украине?
— Надо понимать, как формируется американская политика. На мой взгляд, Барак Обама всё-таки относится к числу умеренных политиков. Однако внешняя политика США определяется в значительной степени группой неоконсерваторов, которым безразлично, сколько погибнет людей в том или ином военном конфликте. Но при этом они понимают, что дальнейшие боевые действия на Украине могут смести власть их вассалов.
Поэтому, возможно, предлагают Киеву сделать паузу на несколько лет. Это даёт шанс нынешним украинским властям удержать экономику от полного краха и при этом укрепить армию. Да, США, по-видимому, готовы пойти на тактическое отступление. Но американцы известны своей политической «цепкостью». Поэтому даже тезис о возвращении Крыма в состав Украины западные политики не собираются снимать с повестки дня.
— А насколько Новороссии в её нынешних границах выгодно такое затяжное перемирие, которое всё равно не ведёт к окончательному миру?
— Я думаю, что своя выгода есть и у них. Боевые действия украинской армии в первую очередь были направлены на разрушение экономического потенциала Донбасса, на создание гуманитарной катастрофы. И отчасти эту цель украинские каратели выполнили.
Поэтому Донбассу необходимо восстановить экономику. А сделать это в условиях перемирия на порядок легче. Думаю, что ДНР и ЛНР с учётом поддержки России имеют шанс быстро восстановиться. Хотя стратегической цели – освобождения всей территории Донецкой и Луганской областей, пока не достигнуто. Но в условиях социальных потрясений на Украине эти территории могут быть присоединены к Новороссии мирным способом.
— Я допускаю, что США сейчас удерживают Киев от явного нарушения Минских соглашений, — говорит эксперт Ассоциации военных политологов Александр Перенджиев. – Как известно, у американцев в последнее время прибавилось проблем.
Активизировалось «Исламское государство»*, довольно зыбкая ситуация в Афганистане. Обострились противоречия между Ираном и Израилем. Поэтому американцам стало вроде как не до Украины. Но, естественно, перемирие в Донбассе для США и киевских властей — не более, чем передышка.
Всё актуальнее вопрос – что же делать с самой Украиной. Эта страна близка к коллапсу. Я бы назвал ситуацию там – затишье перед бурей.
ДНР торопит Киев с принятием закона об особом статусе отдельных районов Донбасса. А Киеву очень не хочется законодательно фиксировать этот статус по причине амбиций украинских политиков и недовольства партии войны. Но с другой стороны, есть Минские соглашения, которые надо, вроде бы, выполнять. В результате, возникает довольно тупиковая ситуация.
Это не значит, что в Донбассе будет соблюдаться полный режим тишины. Напряжение будет поддерживаться периодическими обстрелами позиций ополченцев и населенных пунктов. Но на крупномасштабные действия сейчас украинские силовики не решатся.
— С другой стороны, ополченцы понимают, что их наступление в очередной раз остановили, когда украинская армия была на грани краха. Подавляющее большинство мирного населения в том же Мариуполе симпатизирует ДНР. Может ли со стороны ополчения пойти неконтролируемая активизация боевых действий?
— Я думаю, что это может произойти только в случае усиления провокаций с украинской стороны. Мы помним, что именно так было сорвано предыдущее перемирие. Впрочем, возможны и другие варианты. Например, распад Украины, которую и сейчас условно можно назвать единой. Этот распад может произойти по границам влияния олигархов.
Вообще положение Порошенко, на мой взгляд, чем-то напоминает положение Аслана Масхадова в период между двумя чеченскими кампаниями. Схожесть в том, что в своё время полевые командиры считали Масхадова не более чем равным среди равных. Такое же отношение и к Порошенко среди украинских олигархов. Если продолжить аналогию, мы помним, что Шамиль Басаев в своё время без согласия Масхадова вторгся в Дагестан, что в итоге привело ко второй Чеченской кампании. Что-то подобное не исключено и в Донбассе. Тот же Коломойский может начать военные действия, не поставив в известность Киев.
* Верховный суд РФ признал террористическими международные организации «Исламское государство» и «Фронт ан-Нусра» и запретил их деятельность на территории страны – ред.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня
1 комментарий
Да укропы без войны уже не смогут, слишком много проблем.