Обещанной в первом квартале экономической катастрофы в России не случилось. Рубль на фоне роста нефти укрепляется, рост безработицы затормозился, и даже инфляция чуть замедлилась, что может позволить ЦБ хотя бы символически опустить ключевую ставку. Однако экономисты считают, что радоваться рано: до «дна» кризиса далеко.
В пятницу Банк России примет решение о ключевой ставке. Аналитики и бизнес как максимум ждут символического снижения с 15% до 14%. Опустить ставку ниже мешает высокая инфляция, составившая на 10 марта, по данным Росстата, 16,7% в годовом выражении. Но недельные темпы роста цен упали с 0,9% в январе до 0,2% в феврале-марте. Динамика ВВП, безработицы и бюджетных доходов хоть и отрицательная, однако все еще далека от худших прогнозов чиновников и аналитиков.
«Бизнес молится»
Аналитики и представители бизнеса ждут дальнейшего снижения ключевой ставки (30 января она была снижена с 17% до 15%). «Бизнес с нетерпением ждет совета директоров ЦБ, что они снизят ставку хотя бы символически, на 1 процентный пункт, чтобы показать, что идет движение в этом направлении, — говорит глава президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. — Никто не ждал, что ЦБ снизит ставку до 15%, все прогнозы были на мартовский совет. Сейчас тоже не ждут, но бизнес, как говорится, молится».
Предправления ВТБ Андрей Костин в интервью Bloomberg TV отметил, что «ЦБ может сделать следующий шаг по снижению ставки с 15% до 14%». «Но, конечно, мне хотелось бы, чтобы ставка была снижена до 11-12%», — указывает банкир, добавляя, что хотел бы, чтобы ключевая ставка снизилась до 10% к концу года.
Большинство участников рынка ожидают понижения ставки с текущих 15% до 13-14%, отмечает София Кирсанова, аналитик УК «Райффайзен Капитал». Аналитики Sberbank CIB отмечают, что «ситуация в экономике осложнилась, январские данные указывают на начало рецессии в первом квартале года. «Чрезмерно высокие процентные ставки считаются основным фактором, оказывающим давление на инвестиции, а сокращение розничного кредитования негативно сказывается на потреблении», — подчеркивают они.
В тоже время, инфляция остается на высоком уровне, а это фактор, который позволяет ЦБ «не раскручивать гайки». По данным Росстата, опубликованным в четверг, индекс потребительских цен составил 0,2% за период с 3 по 10 марта, с начала марта — 0,3%, с начала года — 6,5%. В годовом выражении уровень инфляции остался на уровне февраля – 16,7%.
«Выход статистики по инфляции не добавил аргументов ни за, ни против смягчения денежной политики, поскольку неделю назад данные были аналогичные», — отмечает София Кирсанова. Стоит отметить, что недельная инфляция упала с 0,9% в январе до 0,2% в феврале-марте. В целом, по прогнозам аналитиков, инфляционный маховик будет разгоняться еще некоторое время.
По мнению главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, инфляция в годовом выражении достигнет пика в апреле, превысив 17%. Sberbank CIB предполагает, что примерно в те же сроки инфляция превысит 18%.
К концу года темпы роста цен снизятся, инфляция в декабре 2015 года к декабрю 2014 года прогнозируется большинством экспертных групп на уровне 12%.
Пока не страшно
В целом, к середине марта российская экономика подошла хоть и в состоянии рецессии, но резкого обвала, которого ждали многие эксперты и представители бизнеса так и не случилось. Замедление недельной инфляционной динамики – фактор, безусловно, положительный. Вполне вероятно, что в итоге она окажется ниже, чем это прогнозируют аналитики. Еще одним позитивным моментом, который позволяет ЦБ пусть и понемногу, но опускать ставку, является стабилизация ситуации на валютном рынке. Курс доллара в феврале держался в районе 60-63 рублей, иногда уходя ниже шестидесятирублевой отметки. В марте картина сильно не изменилась.
Рубль, конечно же, поддерживают цены на нефть. Стоимость барреля марки Brent колеблется в районе $60.
Средняя цена на нефть марки Urals в феврале выросла по сравнению с январским показателем — $57,3 за баррель против $46,58 за баррель. Февральское значение намного превышает прогноз в $50 за баррель, который Минфин закладывает в скорректированный федеральный бюджет на 2015 год.
Давление на российский рубль весной снизится и за счет того, что основной пик выплат по зарубежным кредитам пришелся на февраль-март, а затем спрос на валюту будет ниже. По данным ЦБ, в январе этого года предстояло выплатить $4,369 млрд, в феврале – $15,257, в марте – $17,021 млрд. Всего в первом квартале объем выплат по внешнему долгу максимальный в текущем году — $36,647 млрд (на второй квартал приходится — $21,416 млрд, на третий – $25,324 млрд, на четвертый — $27,340 млрд).
Стабилизация цены на нефть в районе $60 за баррель и курса доллара на уровне 60 рублей, позволяют правительству рассчитывать на то, что доходы бюджета сильно не просядут. По итогам января-февраля госказна не досчиталась 10% доходов в годовом выражении, отметил министр финансов Антон Силуанов. «Первый квартал текущего года начался со снижения доходов: по итогам двух месяцев мы видим снижение доходов на 8%, а с учетом разовых факторов снижение произошло за два месяца текущего года к соответствующему периоду прошлого года на 10%», — сказал он. На эти 10% Минфин уже сократил все расходы кроме национальной обороны и безопасности.
В марте доходы бюджета в рублевом выражении из-за курса и стоимости нефти не должны оказаться ниже оценочных показателей. Глава финансового ведомства, как обычно, пессимистично смотрит в будущее и говорит, что «во втором квартале мы можем столкнуться с дальнейшим снижением доходов».
Лучше прогнозов в начале года пока и основные макроэкономические показатели. Рецессия началась, но худшего еще не случилось. ВВП в январе упал, по оценке Минэкономразвития, на 1,5% и на 1,1% с исключением сезонных и календарных факторов. Прогноз МЭР – минус 3% по итогам года. Промпроизводство в январе выросло на 0,9%. В феврале, вероятнее всего, показатель будет примерно таким же. В плюс сыграет рост добычи нефти. По словам министра энергетики Александра Новака, за январь-февраль «черного золота» было добыто на 0,7% больше чем за аналогичный период прошлого года. Падение инвестиций в январе (-6,3%) и оборота розничной торговли (-4,4%) также пока ниже годовых прогнозных значений в минус 13,7% и 8,2%.
Более или менее неплохая ситуация складывается на рынке труда. После всплеска увольнений в январе-феврале, когда официально регистрируемая безработица росла четыре недели подряд на 2%, в начале марта темпы роста замедлились до 0,7%. По данным Минтруда, на 4 марта численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 985 475 человек. В январе, по подсчетам Минэкономразвития, с исключением сезонного и календарного фактора, уровень безработицы составлял 5,1%, это столько же, как и в январе 2014 года.
Туманное будущее
Несмотря на формальное отсутствие катастрофы, сложно найти эксперта, который верил бы в то, что все в этом году закончится для России нормально и большого спада удастся избежать. Минэкономразвития ждет падения ВВП на 3%. Bloomberg дает минус 4%, рейтинговое агентство Fitch – минус 4,5%. Среди российских экспертов наибольшим пессимизмом отличается Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы. Он полагает, что ВВП снизится на 7%. Близкий к этому прогноз в 6,4% дают эксперты Института Гайдара и РАНХиГС, выпустившие недавно совместный прогноз на 2015 год.
В своем прогнозе они опираются на среднегодовые цены на нефть марки Brent $55 за баррель и курс доллара в 64,5 рублей. Реальный эффективный курс рубля продолжит снижаться и в этом и в следующем году, и к концу 2016 года вернется на уровень конца 2003 года.
В Институте Гайдара и РАНХиГС считают, что ключевым фактором спада в экономике будет сокращение инвестиций в основной капитал на 18,8% в текущем году. Сокращение оборота розничной торговли в реальном выражении по их прогнозу составит 10,9%. Кредитные ресурсы будут дорогими и не смогут поддержать инвестиции и спрос. В ближайшие два года эксперты прогнозируют высокий уровень процентных ставок по рублевым кредитам. В частности в 2015 году они ожидают номинальную кредитную ставку на среднем уровне 22% годовых, что «станет дополнительным ограничением для оживления инвестиционной активности».
Слабой окажется динамика и в 2016 году. Падение ВВП составит 2,3%. «Валовый внутренний продукт будет сокращаться два года подряд и его объем в 2016 году будет сопоставим с уровнем 2010 года в реальном выражении», — отмечается в прогнозе.
Такой прогноз означает, что пресловутое «дно» рецессии еще не достигнуто, и кризис продолжит набирать обороты. Хорошим индикатором здесь служит строительство. Пока девелоперы доделывают начатые проекты и почти не начинают новых. «Все зависло, кредиты слишком дорогие, а свои средства акционеры вкладывать не собираются», — говорит менеджер одной из столичных девелоперских компаний. Какое-то оживление прогнозируется во второй половине года, когда ключевая ставка ЦБ потенциально может опуститься на уровень 10-11% годовых.
Впрочем, есть шанс на «спасение». Если цены на нефть вдруг подскочат к $70 за баррель, это даст дополнительные средства бюджету и укрепит рубль. Негативным фактором могут стать новые более глубокие санкции против России.