В Мире

Санкции до Киева доведут

Главы ЛНР и ДНР обратились к лидерам Германии и Франции с просьбой оказать давление на Киев вплоть до введения персональных и экономических санкций.

Игорь Плотницкий и Александр Захарченко в совместном заявлении попросили закрыть въезд на территорию стран ЕС ряду украинских политиков, которые не спешат выполнять минские договоренности. Среди персон нон-грата: Яценюк, Полторак, Турчинов, Аваков, Ложкин, Коломойский. Президент Порошенко как участник «нормандской четверки» в «черный список» не попал.

«Мы вынуждены обратиться к вам как к гарантам минских договорённостей с просьбой оказать давление на Украину, вплоть до введения персональных и экономических санкций, для принуждения ее руководства к выполнению комплекса мер, утверждённого контактной группой 12 февраля сего года в Минске при вашем активном участии», — говорится в тексте заявления.

Кроме того, лидеры ДНР и ЛНР попросили увязать предоставление финансовой помощи правительству Украины со снятием экономической блокады с Донбасса. Впрочем, есть опасение, что с последним требованием руководители народных республик опоздали – к концу пятницы МВФ перечислит $5 млрд. первого транша. Из них Донбассу едва ли что-то достанется: около $2,7 млрд будет направлено на поддержку государственного бюджета, а остальные средства получит Нацбанк Украины.

Кстати сказать, команда Порошенко вместе с раздираемой элитными противоречиями Радой едва ли успеет в оговоренный срок выполнить еще один пункт соглашений. Касающийся определения перечня населенных пунктов, занимаемых ополченцами, в целях наделения их особым статусом. Внести изменения в законодательство парламентарии ВР смогут в лучшем случае только на следующей неделе. Тогда как, согласно Минским соглашениям, крайний срок наступает 14 марта.
Надо отметить, что глава МИД РФ Сергей Лавров еще 10 марта предложил Западу подумать над возможностью введения санкций в отношении Киева, чтобы заставить Украину выполнять Минские соглашения.

«Я не знаю, какие инструменты давления на Киев есть у американцев, у европейцев, но, может быть, столь любимый ими механизм санкций применить в данном случае к киевским властям, чтобы заставить их выполнять то, о чем договаривались, и выполнение чего так дружно в один голос требуют наши западные коллеги», — заявил Лавров по итогам переговоров с главой МИД Испании Хосе Мануэлем Гарсия-Маргальо.

Помимо прочих фактов манкирования положений минской «дорожной карты» со стороны Киева Сергей Лавров назвал отказ Украины от взятых на себя «политических и юридических обязательств в отношении необходимости учета позиций Донецка и Луганска при проведении конституционной реформы».

Наконец, стоит напомнить, что не успели высохнуть чернила на минских договоренностях, как глава МИД Украины Павел Климкин публично дезавуировал пункт об амнистии лидеров ДНР и ЛНР, заявив, что на руководителей республик это положение не распространяется.

Заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. Ломоносова Богдан Безпалько считает требования лидеров ДНР и ЛНР абсолютно логичными.

– С самого начала было понятно, что Киев не собирается соблюдать минские договоренности. Точнее говоря, он их исполняет ровно в той степени, в которой его к этому принуждают его западные сюзерены.

– Отсюда ощущение полной вседозволенности…

– С самого начала эксперты высказывали обоснованные сомнения, что Порошенко или украинский парламент предоставят республикам статус особых регионов, введут положение об использовании русского языка или объявят об амнистии участников боевых действий.

Собственно, этого и не происходит. Поэтому глава МИД РФ Сергей Лавров вполне логично предложил Западу подумать над возможностью введения санкций в отношении Киева.

– Сейчас санкции используются исключительно для давления на Россию, на ДНР и ЛНР…

– Ясно, что даже при полном срыве договоренностей по вине Киева, во всем обвинят Россию.

– Из $17,5 млрд., финансовой помощи, которую международные структуры обещали выделить Украине в текущем году, $10,8 приходятся на МВФ. А в этой структуре «блокпакет» принадлежит США. Может, имело смысл обратиться в Вашингтон?

– Помимо МВФ $7,5 млрд. Киев получит от структур, одна из которых – Всемирный банк, также находится под контролем США. Это крупнейший акционер банка. Плюс по традиции президентом ВБ становится гражданин США. То есть Вашингтон контролирует львиную долю помощи Украине, соответственно, и апеллировать было бы логичнее к нему. Однако, во-первых, в формате «нормандской четверки» он не присутствует. А, значит, формально США не обязаны отвечать за реализацию принятых в Минске договоренностей. К тому же хорошо известно, кто главный бенефициар событий на Украине и кто в наибольшей степени заинтересован в том, чтобы периодически тушить «пожар» на Украине с помощью «бензина». Таким образом, обращаться к администрации Обамы, с просьбой оказать давление на своих ставленников в Киеве просто бесполезно.

– Получается, «женевский формат» с участием США едва ли оказался бы более продуктивным?

– На самом деле любой формат нежизнеспособен до тех пор, пока стороны не готовы идти на компромисс. Прежде всего, это касается Киева и стоящих за ним США. Главная цель американцев – изолировать Россию и вовлечь ее в войну на территории Украины. Им удалось заставить ЕС ввести санкции против России. И сделать так, чтобы Москва и Брюссель хотя бы частично финансировали Украину. Пока «незалежная» видится Штатам как основной «молот», который должен пробить российскую «стену».

Но для того, чтобы «молот» мог продолжать функционировать и дальше, его необходимо подпитывать. Хотя финансовый эксперт Патрик Янг охарактеризовал состояние украинской экономики как преддефолтное. На сегодняшний день госдолг Украины составляет 100% ВВП. В принципе, это означает банкротство. При том, что в текущем году Киев должен погасить долги на $11 млрд. А получит от международных структур в лучшем случае $17,5 млрд. Кстати, я еще не уверен, что в эти $11 входят долги по ценным бумагам, которые в свое время приобрела Россия у команды Януковича.

– Напрашивается вопрос, а почему Москва сама не начинает «бить Киев рублем»? Вместо жесткого давления, мы предоставляем финансовую «кислородную подушку» – продолжается годовой мораторий на сохранение зоны свободной торговли со странами ЕАЭС, Москва не требует погасить обязательства на несколько миллиардов долларов, взятые при Януковиче. Не говоря уже про российский газ в ДНР и ЛНР, за который Киев отказывается платить.

– Москва пока действует предельно осторожно, чтобы избежать обвинений в «газовом шантаже», в «разрушении украинской экономики».

– Но ведь они все равно будут. С нами, например, никто особо не церемонится – ЕСПЧ ждет от России графика погашения 1,86 млрд. евро бывшим акционерам ЮКОСа.

– Долг Киева перед Москвой — это временно не задействованный инструмент. Если мы войдем с Украиной или Западом в жесткий клинч, когда окончательно закроется «окно возможностей», тогда будет судебное разбирательство. Но оно может длиться годами. Учитывая ангажированность международных судебных инстанций, очень сомнительно, что эти деньги нам вернут. Пока Россия использует эти долговые обязательства как инструмент давления.

А что касается того, что Россия кормит Украину…Этого уже не происходит. Вся украинская экономическая катастрофа как раз обусловлена тем, что было искусственно прервано сотрудничество с Россией. Финансист Джордж Сорос откровенно признал, что требуется около $30-40 млрд. ежегодно только для компенсации валютной выручки, которую Украина получала от продажи своих товаров и услуг на рынках СНГ.

– Подождите, но ЗСП с Украиной все еще действует.

– Но уже не в полном объеме. Нас долго пугали, что наши вертолеты не смогут летать без украинских двигателей от «Мотор-Сич». А выяснилось, что это украинские бронетранспортеры встали без ярославских двигателей. А «Южмаш» Коломойского до мая приостановил работу без российских заказов. При этом Москва ведет себя предельно осторожно. Показывая, что она не собирается доводить украинское население до состояния полной нищеты.

Раньше украинская сторона закачивала газ в хранилища без предоплаты. В дальнейшем мы так поступать не будем. И если европейцам не будет хватать газа зимой, то это дело не нашей стороны, а украинской — как транзитера.

– То есть экономические рычаги это козырь, который мы «держим в рукаве», давай шанс на жизнь минским договоренностям? Более жесткий сценарий может вызвать ответную реакцию со стороны США, которые все грозятся начать поставки оружия?

– Любая угроза действенна до тех пор, пока она не применяется по отношению к тому, кому угрожают. Аналогичная ситуация с «Мистралями» – мы не обращались в суд по поводу отказа Франции поставлять законтрактованные вертолетоносцы, только потому что хотели бы оставить открытым «окно возможностей». Тем более, что Париж это один из участников переговорного процесса.

– По каким критериям можно будет определить, что оно окончательно закрыто?

– Это возобновление боевых действий со стороны Киева, и введение новых чувствительных санкций в отношении России.
Сергей Лавров был абсолютно логичен, когда на встрече с коллегой Франком-Вальтером Штайнмайером поднял этот вопрос, отмечает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников.

– Другое дело, что эту инициативу следует подкреплять обращением в международные инстанции. Наполнить ее реальным содержанием посредством международных политических структур. По большому счету, Западу нечем ответить на наши аргументы.

– Едва ли отсутствие формальных контраргументов остановит западную дипломатию, специализирующуюся на «двойных стандартах».

– Наверное, это так. Но это не означает, что России надо обидеться и отойти в сторону. Задача дипломатов в любой ситуации использовать политические методы.

– Почему бы Москве не отойти от порочной практики всепрощения и начать действовать более жестко, симметрично отвечая хотя бы на санкции, которые принимает Киев?

– В экономическом плане нынешний Киев это хуже той самой «паршивой овцы», с которой можно хотя бы клок шерсти взять. Он не может заплатить по векселям, когда казна пустая. То же самое касается долгов по газу. Прошла информация, что МВФ перевел на Украину первый транш. Тогда можно попытаться что-то предпринять. И то — все расходы уже давно расписаны.

Конечно, можно было бы ввести санкции гуманитарного характера. Но это «палка о двух концах», которая может ударить по совсем другим людям. Например, Яценюк принял решение о пересечении украинской границы гражданами России только по загранпаспортам. Понятно, что это решение бьет не по мифическим террористам или политическим деятелям, а по жителям приграничья. Они привыкли пересекать границу, ездить к родственникам, за покупками по внутренним паспортам.
Следует ли нам вводить аналогичные ограничения? Тут надо учитывать, что два с лишним миллиона украинцев работают на территории РФ. Можно было бы предложить им пойти на Киев и потребовать рабочие места у своих властей. А с другой стороны, эти люди, может, и не голосовали за Яценюка или Порошенко. Ну, давайте возить им еще больше гуманитарной помощи в Донецк. Вместо того, чтобы дать возможность самим заработать на жизнь.

С другой стороны, Франция и Германия продемонстрировали бы свою нацеленность на результат, если бы отказались встречаться с людьми, которые игнорируют соглашения, выработанные с их участием. Для этого достаточно продекларировать, что в случае срыва минского процесса, мы будем вынуждены предпринимать какие-то меры.

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.