С точки зрения обычного поведения ЦБ России на протяжении последних 15 лет, гораздо логичней было бы, если Банк дождался апреля, когда инфляция (по прогнозам) уже должна уйти с пиков, и после этого начать снижение, как это произошло в кризис 2008-2009 гг. Но сейчас в части понижения ключевой ставки ЦБ действует гораздо агрессивней, чем в прошлый кризис, и даже, чем в кризис 1998 года.
Это не стиль российского Центрального Банка, он привык действовать неспешно в стиле «семь раз подумаем и не факт, что отрежем». Таким образом, появляется всё больше признаков координации работы ЦБ России с органами исполнительной власти, причём ни с Правительством, ибо, как мы помним, тот же Алексей Улюкаев, который сегодня министр экономического развития, в кризис 2008-2009 гг. был один из руководителей ЦБ, а Силуанов — «плоть от плоти» прошлого министра финансов Алексея Кудрина. Остаётся только один вариант: Центральный Банк координирует свои действия с президентской командой.
Давайте теперь пару слов про экономику.
Чем же было вызвано такое резкое повышение ставок в конце декабря 2014 года? Выскажу своё мнение как бывший активный валютный спекулянт.
Если судить по графикам и поведению ЦБ, то в сентябре, когда началась атака на рубль, её, в основном, проводили западные фонды, которые выполняли задачи своих хозяев. С учётом отсутствия каких-либо действий со стороны ЦБ, эта атака была ожидаема и использовалась для давно задуманной девальвации. Где-то в ноябре к активной продаже рублей присоединились уже российские брокеры и банки. Почему я так утверждаю? Во-первых, именно в это время ЦБ начала повышать ключевую ставку, хотя инфляция по итогам октября была на уровне 0,82%, ускорившись по отношению к сентябрю всего на 0,17%, с учетом того, что ускорение инфляции в октябре по отношению к сентябрю — это обычное явление. Получается, что ЦБ начал снижать кредитование банков не по причине резкого роста инфляции. Во-вторых, где-то с ноября мне на телефон самым активным образом начали поступать телефонные звонки с предложением поучаствовать в продажах рубля, и мне сулили получение неимоверных прибылей. Конечно, я отказался, потому что у меня есть одно золотое правило — никогда не торговать против своей валюты. Причём, первое повышение ставки с 8% до 9,5% было не более, чем предупреждением внутренним игрокам, чтобы они видели берега, т.к. девальвация ещё не достигла заданных уровней, потому ЦБ и не прикрывал финансовую подпитку для банковского сектора. Следующее повышение состоялось только 12 декабря 2014 года. Видимо, это было второе предупреждение, с указанием на достижение целевых уровней (в районе 60 рублей за доллар), но внутренние игроки уже вошли во вкус. Кто же откажется получать по 10%-20% прибыли (доходность порядка 7000% годовых) за один торговый день, беря под 10,5% годовых (!), т.е. отдавая за дневное пользование кредитом всего лишь 0,02% от взятой в кредит суммы, что ориентировочно составляет не более 0,1% от заработанной за день суммы. Помните, что Карл Маркс говорил про капиталистов и доходность в 300% годовых. А тут 7000%. ЦБ потребовалось принять ряд мер, в том числе повышения ставки до 17%, что очень быстро отрезвило практически всех игроков на рынке. Начиная с 17 декабря и по сегодняшний день (за три месяца), ЦБ России выходил с продажей валюты всего 11 раз. Таким образом, можно предположить, что целевым уровнем девальвации был уровень в 60 рублей за доллар (+- несколько рублей). Последний месяц мы держимся как раз на этом уровне.
А для того, чтобы экономика дальше функционировала в более или менее приемлемых условиях, её фондирование осуществлялось через поддержание денежной массы М2 на адекватном уровне, в отличие от 2008-2009 гг., когда при повышении ставк ЦБ также сжимал массу М2, что по совокупности факторов и привело к обрушению промышленного производства.
На мой взгляд, на следующем заседании ЦБ России, которое состоится 30 апреля 2015 года, будет объявлено о дальнейшем снижении ключевой ставки. Скорей всего, это снижение будет от 1% до 2%. Почему? С одной стороны, инфляция резко замедлилась, т.к. повышение цен по причине девальвации практически завершилось, вследствие чего уже в марте 2015 года инфляция окажется на уровне марта 2014 года, таким образом, прекратится рост инфляции в годовом выражении. Вполне вероятно дальнейшее замедление инфляции в апреле, чем как раз и воспользуется ЦБ России для пояснения своей позиции по снижению ключевой ставки.
Кстати говоря, я склоняюсь к тому, что коммерческие банки не пойдут на снижение своих ставок, вслед за ЦБ России, пусть кто-то и утверждает обратное. Правда, если не будет дана команда госбанкам с самого верха. А это вполне может и произойти. Сами же коммерческие банки, скорей всего, начнут снижать ставки по кредитам не раньше лета, когда инфляция уйдет с района 17%, ведь для них — чего бы они ни говорили — помимо ключевой ставки ЦБ, очень важным фактором является инфляция. Не будут же они давать свои деньги по ставкам ниже инфляции. Первым сигналом о скором снижении ставок по коммерческим кредитам станет снижение ставок по депозитам.
Стоит отметить, что на следующей неделе (17-18 марта) появятся данные по промышленному производству в России за первые два месяца 2015 года. Если взять опережающие индикаторы, такие, как грузоперевозки и потребление электроэнергии, то можно предположить, что данные за январь-февраль окажутся на достаточно приличном уровне:
Погрузка в сети РЖД в январе-феврале 2015 года составила 189 млн 92,6 тыс. тонн, что на 0,2% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. Сравните эти данные с январем-февралем 2009 года, когда погрузка составила 154,4 млн тонн, что на 30% меньше аналогичного периода 2008 года. Снижение электропотребления в феврале 2015 года по отношению к февралю 2014 года составило всего 2,2%, хоть февраль и был аномально теплый. В 2009 году за аналогичный период падение электропотребления достигало 4,8%, причём февраль 2009 года был прилично холодней февраля 2015 года.
Подведя некоторый итог, могу сказать, что в 2015 году в экономике России даже близко не повторится то, что было в 2009 году, в том числе и благодаря тому, что сегодня ЦБ России находится под плотной опекой президентской команды.
А что я могу сказать по поводу появившихся в сети слухов о скором увольнении Медведева? Рано. Как только начнет проявляться тренд на устойчивый — пусть и скромный — рост в экономике, вот тогда Медведева и отправят в отставку, чтобы весь негатив с власти он забрал с собой. Пара месяцев у него в запасе ещё есть. Но это только в том случае, если смотреть на ситуацию только с точки зрения экономики.