В среду, 18 марта, лидеры Донецкой и Луганской народных республик Александр Захарченко и Игорь Плотницкий сделали совместное заявление по решению Верховной Рады о признании Донбасса оккупированной территорией. Речь опубликована на сайте Луганского информационного центра.
«Отказав Донбассу в особом статусе, Киев растоптал хрупкий Минский мир и завел ситуацию в тупик. Никакие компромиссы с Киевом невозможны до тех пор, пока не будут отменены вчерашние позорные решения президента Украины Петра Порошенко и Верховной Рады», — говорится в заявлении.
Резюмируя, Захарченко и Плотницкий отметили: «Киев не хочет мира. Он стремится насилием и экономической блокадой уничтожить Донбасс».
Напомним: накануне, 17 марта, украинские депутаты одобрили поправки к закону об особом статусе Донбасса, предложенные президентом Украины Петром Порошенко. Согласно документу, к территориям, где будет временно действовать особый порядок местного самоуправления, относятся районы, расположенные «между государственной границей Украины с РФ, береговой линией Азовского моря и линией, которая определена дополнением к этому постановлению, которая соответствует Минскому меморандуму от 19 сентября 2014 года». Таким образом, в список не попали населенные пункты, занятые ополченцами после этой даты – например, Дебальцево.
Кроме того, Порошенко предложил увязать введение особого статуса с проведением местных выборов по украинскому законодательству и демократическими стандартами ОБСЕ. Выборы же возможны только после вывода незаконных воинских формирований и военной техники с территории Украины. Украинский президент также требует обеспечить участников выборов равным доступом к СМИ, то есть возобновить работу украинских медиа в ДНР и ЛНР.
Отдельным постановлением Рада признала Донецкую и Луганскую народные республики «временно оккупированными территориями», а также обратилась в Совет Безопасности ООН и Совет Европейского союза с просьбой о введении на Украину миротворцев.
По сути, Рада предложила добровольную капитуляцию Новороссии. Вместе с тем, лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко заявила, что документ ведет к потере территории, а глава Радикальной партии Олег Ляшко у себя в Facebook назвал закон «предательством национальных интересов».
Что стоит за поправками Порошенко, и как теперь будет развиваться ситуация в Донбассе?
– Минские соглашения были нужны Киеву как передышка, – уверен ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. – И сейчас киевская элита саботирует Минский процесс, но при этом делает вид, что не Киев является архитектором срыва этого процесса.
На этом фоне украинская сторона предпринимает шаги, призванные дестабилизировать обстановку в Донбассе и тем самым спровоцировать конфликт между Западом и Россией. Например, инициатива с вводом миротворцев направлена на то, чтобы, путем провокации столкновений с миротворцами, добиться втягивания Запада в военное противостояние с РФ. Эти же цели преследует идея Порошенко об удушении Приднестровья, которую он высказал на встрече с лидером Румынии Клаусом Йоханнисом. По сути, украинский президент подталкивает румын к агрессии против Приднестровья (при якобы поддержке Украины), чтобы втянуть в этот конфликт Россию, и в случае эскалации перевести противостояние на уровень Россия – НАТО (Румыния является членом Североатлантического альянса).
В Приднестровье, напомню, расквартирована российская военная база, и если румынские войска – или даже молдавские при поддержке румын – атакуют ПМР, Россия будет вынуждена вмешаться, как она вмешалась в Грузии. Не факт, конечно, что при таком развитии событий в дело вмешается еще и НАТО, но такой риск имеется.
Действительно, Порошенко сейчас проводит ту же линию, которую в свое время проводил экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, который тоже пытался втянуть Запад в военный конфликт с РФ в Абхазии и Южной Осетии. Но поскольку Украина ближе к Европе, и конфликт в Донбассе более масштабный, опасность в провокационных действиях Порошенко кроется немалая. Тем более, в США у власти находится не вполне адекватная, на мой взгляд, администрация, которая может потакать разрастанию конфликта в Донбассе до уровня войны Россия-Запад.
На мой взгляд, мы должны быть готовы к такому развитию событий. К тому, что США потеряют чувство реальности и начнут военные действия против нас. По идее, мы должны сейчас рассматривать и наихудший вариант – что нам, возможно, придется вести ядерную войну в Европе.
– Каковы шансы, что в Донбассе начнется новый виток войны?
– Я думаю, после решения Верховной Рады шансы достигли 100%. Однако шансы, что в Донбасс введут миротворческие войска, не слишком высоки. Запад, возможно, начнет пикирование в Совете Безопасности ООН, и использует обострение ситуации на Юго-Востоке как очередной предлог для давления на Россию, но миротворческий контингент в Донбасс все-таки не введет.
Что же касается нападения на Приднестровье, шансы такого сценария довольно высоки. Дело в том, что Румыния тоже, я считаю, демонстрирует некоторую неадекватность в своей внешней политике. На мой взгляд, это связано с тем, что румыны уверовали в свою безнаказанность, и считают, что РФ не рискнет противостоять стране-члену НАТО.
Россия, понятно, Приднестровье не бросит, и ввяжется в конфликт. Тут румынам придется несладко, но наверняка найдутся европейские страны, которые захотят Румынию поддержать. Например, так может поступить Польша – и это будет означать новый виток эскалации.
– Когда мы увидим признаки обострения ситуации?
– Киеву, чтобы возобновить боевые действия в Донбассе, нужно дождаться денег от МВФ. Я считаю, это главный на сегодня сдерживающий фактор, и как только украинская сторона получит первый транш в 5 млрд долларов, можно ожидать возобновления войны в Донбассе.
Если же в ход пойдет приднестровский сценарий, мы увидим признаки более резкого поведения Молдавии. Например, провокации на границе с ПМР. Или Украина начнет концентрировать свои войска на границе с Приднестровьем, демонстрируя поддержку Румынии.
Я бы, на месте нашего военного руководства, провел бы сейчас масштабные учения вблизи побережья Румынии, с имитацией ударов по Бухаресту. Чтобы была ясная картина, что территорией Приднестровья конфликт, в случае нападения Румынии, не ограничится…
– «Минск-2» был не полномасштабным мировым соглашением, а, скорее, тактическим перемирием, – отмечает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. – С одной стороны, ДНР и ЛНР нужно было «переварить» Дебальцево и привести в порядок подконтрольную территорию. С другой – Киеву требовалась военно-политическая пауза.
Но сейчас, как показывают действия Верховной Рады, перемирие себя исчерпало, и на «Минске-2» можно уверенно поставить крест. Более того, создается ощущение, что следующего «Минска-3» может и не быть, поскольку в обоих предыдущих случаях мирные договоренности были сорваны, причем по инициативе украинской стороны.
В такой ситуации сложно выходить на новые компромиссные договоренности – ведь сейчас, по сути, Верховная Рада пересматривает документы, подписанные лидерами ведущих мировых государств. Тем самым, кстати, украинские парламентарии наносят удар по репутации и канцлера ФРГ Ангелы Меркель, и президента Франции Франсуа Олланда – гарантов выполнения Минских соглашений.
– Почему Киев идет на это?
– Нынешнее украинское руководство практически напрямую зависит от Вашингтона. А США нужны кровь и дальнейшее обострение обстановки на Юго-Востоке. При таком раскладе ситуация в Донбассе имеет тенденцию к ухудшению, и притом серьезному.
По некоторым данным, и ополченцы, и украинские военные снова стали потихоньку подтягивать вооружения к линии соприкосновения. У Киева налицо реваншистские настроения, а Донецк и Луганск хотят, как минимум, восстановить свою территориальную целостность, и выйти на границы бывших областей Украины – Донецкой и Луганской.
– 6 марта председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев заявил, что РФ может поддержать независимость ДНР и ЛНР, если другие варианты решения украинского конфликта будут исчерпаны. Если сейчас Минские соглашения будут сорваны, Россия признает Новороссию?
– Думаю, пока вопрос о признании республик юридически не актуален. Неясно, где будут проходить границы ЛНР и ДНР, стоит ли признавать республики по отдельности или нужно признавать Новороссию как единое территориальное образование. Неясно, наконец, как будет развиваться социально-экономическая ситуация на самой Украине, и какими будут контуры той Украины, которая останется в итоге на политической карте.
Вообще, в реальной политике гораздо важнее признание де-факто, а не де-юре. Скажем, Приднестровье де-юре Россия не признает уже четверть века, а де-факто – это вполне крепкое и эффективное самостоятельное государство…
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня