19 марта в России празднуется День моряка-подводника. Дата появилась в календаре праздников Военно-морского флота благодаря событию 1906 года, когда император Николай II включил в состав российского флота подводные лодки. Речь идёт о двадцати субмаринах, типы которых носили название обитателей морских глубин: «Касатка», «Форель», «Сом», «Осётр», «Карп».
Первой подводной лодкой, вошедшей в состав российского флота, являлись лодка типа «Форель», подаренная Николаю II его кузеном германским кайзером Вильгельмом II. Однако немецкую субмарину нельзя считать полноценным подарком. Подарить её – подарили, но «подарок» увязали с заключением контракта на постройку трёх подводных лодок типа «E» Карп. Принято считать, что «Карп» — это тип российских подводных лодок начала XX века, однако строились они в Германии. Строительство трёх лодок этого типа велось на средства Российской империи. Все они (а это субмарины, названные: «Карась» (заводской номер 109), «Карп» (заводской номер 110) и «Камбала» (заводской номер 111)) были введены в состав флота России в 1907 году.
Менее чем через два года после вхождения в состав флота и прибытия в Севастополь трагическая участь постигла «Камбалу» и её экипаж.
Лодка в ходе выполнения учебных маневров была буквально разрезана броненосцем «Ростислав» и затонула на глубине 56 метров. Трагедия, в результате которой погибли капитан II ранга Н.М. Белкин, мичман Д.А. Тучков, минный кондуктор Ф. И. Сальников и ещё 17 членов экипажа, произошла в мае 1909 года. Катастрофа была расследована специально созданной комиссией, которая и пришла к выводу, что виновником трагедии стал единственный выживший член экипажа – находившийся в момент столкновения с броненосцем на мостике лейтенант по фамилии Аквилонов. Лейтенанта приговорили к 6-ти месяцам заключения. В память о погибших членах экипажа подводной лодки «Камбала» — на месте захоронения 12-ти из них – на мемориальном военном кладбище Севастополя — установлена рубка субмарины.
Две другие субмарины того же типа – «Карась» и «Карп» — находились в строю до прекращения существования Российской империи в 1917 году. Новые власти приняли решение поместить подводные лодки на консервацию, после чего те оказались в руках немцев, а затем и у того, что к тому времени осталось от Антанты. Но, как оказалось, для Антанты они были обременительны. «Карася» и «Карпа» затопили 26 апреля 1919 года близ Севастополя. Правда, уже через 7 лет советские власти решили поднять «Карп» на поверхность, но только лишь с одной целью – разрезать субмарину на металл. Пошёл ли этот металл на создание новых кораблей – история умалчивает.
В советский период масштабная работа по строительству новых подводных лодок была начала в 1929 году. За десять лет в составе подводного флота появились около 180 субмарин, из которых 20 относились к классу больших. К 1941 году в составе флота, по одним данным, имелось 198, по другим – 212 подводных лодок, экипажам которых предстояло проявить себя на всех морских, если можно так выразиться, фронтах.
За годы войны экипажами подводных лодок одного только Балтийского флота были потоплены 144 транспортных и боевых корабля противника. Общее водоизмещение потопленных кораблей составило более 347 тыс. тонн. Ещё шесть немецких боевых кораблей были выведены из строя после торпедных атак. Эти корабли уже не могли противостоять флоту СССР.
К числу наиболее известных подводных лодок времён Великой Отечественной войны можно отнести С-13, вступившую в строй 31 июля 1941 года. Это единственная субмарина в своей серии (серия E), которая в течение всех лет войны выполняла боевые задачи и встретила Победу на Балтийском море.
Экипаж именно этой подводной лодки совершил торпедные атаки, которые до сих пор считаются образцовыми. В результате этих атак, состоявшихся 30 января 10 февраля 1945 года, С-13 потопила два немецких транспортника Wilhelm Gustloff и General Steuben. Командовал субмариной С-13 прославленный Александр Маринеско, который получил звание Героя Советского Союза лишь спустя 45 лет после окончания Великой Отечественной войны – в 1990 году – спустя 37 лет после своей смерти.
Потопление лайнера Wilhelm Gustloff назвали «Атакой века». Экипаж С-13 в своё время подвергся нападкам со стороны представителей так называемой западной общественности. Основное направление претензий – на борту Wilhelm Gustloff находились около 5 тысяч беженцев (гражданских лиц). Однако «общественности» пришлось успокоиться, так как впоследствии появились подробности «Атаки века». Оказалось, что немцы решили просто прикрыться гражданскими лицами, перевозя свыше 2 тысяч военных, военную технику, оружие различных типов. При этом командир экипажа лайнера решил не использовал систему идентификации судна как гражданское, надеясь на то, что для Wilhelm Gustloff останется неуязвимым для советских субмарин.
В честь Александра Ивановича Маринеско названа одна из улиц Северной столицы России. Могила прославленного героя-подводника находится на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.
Грозная сила подводных лодок ВМФ СССР несоизмеримо выросла после появления в составе флота атомных подводных лодок. Это настоящие подводные города, которые могут выполнять поставленные боевые задачи практически в любой точки мирового океана. Оружие, которое несут на своём борту эти субмарины, сводят на нет все попытки «доброжелателей» обставить Россию системами ПРО, дабы снизить оборонный потенциал.
Подводный флот пополняется новыми субмаринами различных классов, что является одним из ключевых звеньев программы модернизации ВМФ Российской Федерации.
Запуск межконтинентальной ядерной ракеты «Булава» с подводной лодки. Видео телеканала «Звезда» (YouTube)
«Военное обозрение» поздравляет моряков-подводников и членов их семей с праздником! И главный тост в этот день: Пусть число погружений всегда равняется числу всплытий!