В российскую армию продолжают поступать новые беспилотники серии «Орлан-10». Они не оснащены пулеметами или пушками, их оружие — радиоэлектронная техника.
«Есть беспилотник условного противника, который пытается разведать о нас информацию. Он занимается оптикоэлектронной разведкой и перехватом сигналов, которые подают наши военные приборы. Так вот наш Орлан способен подняться в воздух и сформировать в эфире сигналы, способные сбить вражеский беспилотник с толку так, что получить достоверную информацию станет просто невозможно», — говорит ведущий программист СТЦ (Специального технологического центра) Сергей Вишняков.
В атмосфере «Гонки технологий»
Все до единого устройства и каналы связи существующих в мире беспилотников, российским разработчикам, разумеется, не известны. Сложность задачи заключалась именно в том, чтобы придумать универсальное средство «уничтожения» беспилотников. «Мы саму их информацию не вскрываем, мы накладываем свой сигнал «сверху», а устройство «супостата» на земле, которое его принимает, зачастую не способно просто перейти на другой канал, чтобы нас проверить, потому что наш «Орлан-10» способен тут же перестраиваться на нужный канал связи», — утверждает Вишняков.
Специальный технологический центр сейчас занимается проблемой компенсирования двух средств – разведки и средств подавления. «Известная формула: «два в одном» — это задача сделать беспилотник с функцией сканирования эфира и пространства и функцией активного воздействия на эфир», — говорит программист СТЦ. «Орлан-10» относится к классу средних беспилотных летательных средств. Его последователь «Орлан-30» — несколько крупнее. В этом – его «плюс» и «минус». С одной стороны, он может поднять в воздух значительно больше полезного груза, с другой – менее транспортабелен.
«Орлан-10» незаметен для РЛС (радио-локационных станций), его практически невозможно заметить во время полета невооруженным взглядом. Размеры и скорость полета делают наш беспилотник неуязвимым для зенитных батарей. «Никакой защиты у нашего беспилотника нет, да она и не нужна, по большому счету. Средняя скорость – 100 километров в час, рабочая высота – более одного километра», — утверждает Сергей Вишняков.
Разница в «возрасте»
Западные производители начали разработки беспилотников для нужд армии примерно на 10 лет раньше, чем российские. «В целом, наша отрасль лет на 10 отстает. Но нам, можно сказать, «повезло» — мы не догоняем, у нас есть возможность оценить достоинства и недостатки конкурентов и двигаться своим путем. Нам удалось создать беспилотник, который, в сравнении с его, так скажем, оппонентом – «Искателем» («Searcher MK II»), который состоит на вооружении армий Израиля и Индии, а также производится по лицензии в России, и весит меньше, а летает немногим меньше»Израильские вооруженные силы получили первый образец беспилотника «Searcher» в 1992 году, а более поздняя версия аппарата – Searcher MKII была закуплена ВС Индии и интенсивно применяется для охраны индо-пакистанской границы. «Наш беспилотник взлетает с компактной катапульты, израильскому – нужна подготовленная взлетная полоса, фактически – аэродром. Мы заняли промежуточную нишу, поэтому аналогов нашему «Орлану-10» не существует», — утверждает программист Вишняков.
В разобранном состоянии «Орлан-10» занимает место в сравнительно небольшом контейнере, который способны перенести на руках всего два человека. Его взлетная масса – всего 18 килограммов. Вот так он выглядит в собранном виде. Новый российский беспилотник способен лететь без дозаправки более 10-ти часов на расстояние до 120 км. от наземного пункта управления (НСУ). НСУ позволяет одновременно управлять сразу четырьмя аппаратами. «Любой из аппаратов может быть использован в качестве ретранслятора, для передачи сигналов управления более удаленным БЛА — беспилотным летательным аппаратам», — говорит Вишняков.
Перспективная разработка
Российский беспилотник разрабатывался в «старой» политической и экономической обстановке, отчего и «заработал несколько «болячек». «К сожалению, двигатель и некоторые другие элементы «Оран-10» иностранного производства. У нас есть запас импортных комплектующих на некоторое время вперед. В перспективе, и эта работа уже началась, наш беспилотник станет «совсем нашим». Он ведь разрабатывался совместно с Военной академией Связи им. Буденного и ГУАПом – Санкт-Петербургским Государственным университетом аэрокосмического приборостроения. И все устройства, от которых зависит, по крайней мере, соблюдение военной тайны, — отечественные».
«Орлант-10» способен выполнить поставленные перед ним задачи практически при любой температуре – от «минус» 30 до «плюс» 40 градусов по Цельсию. Приземляться его «научили» двумя способами – как с парашютом, так и на заснеженные и мягкие грунты. Но наш беспилотник еще не закончил «учиться», и его изобретатели говорят, что «Орлан-10» «очень способный ученик».
Автор: Олег Горюнов