Статьи

Саудиты прячутся за Кремль

Саудовская Аравия все больше недовольна действиями США на Ближнем Востоке и идет на возобновление двустороннего диалога с Москвой, что в будущем может послужить основой для создания нового альянса в регионе. Об этом 23 марта сообщило американское издание WorldNetDaily, ссылаясь на источники в саудовском министерстве обороны.

Отмечается, что одним из серьезных разногласий во взглядах союзников является позиция США по иранской ядерной программе и наметившееся сближение Штатов с Ираном – главным конкурентом саудитов за влияние в Персидском заливе и на Ближнем Востоке.

Теперь же, говорится в статье, предполагаемое открытие нового диалога между Москвой и Эр-Риядом «продолжает тенденцию обращения бывших американских союзников к России». WorldNetDaily приводит в пример Египет, который после долгих лет выстраивания отношения с Америкой, сейчас сменил курс и активно сближается с Россией. По мнению издания, это связано с тем, что США прохладно отнеслись к политике президента Египта Абдель Фаттах ас-Сиси, из-за чего Каир отстранился от Вашингтона и начал активно выстраивать отношения с Москвой.

Возможно, ли сближение Саудовской Аравии и России, учитывая диаметрально противоположные точки зрения государств по Ближнему Востоку и не только? Насколько в действительности сильны разногласия саудитов с американцами?

Россия и Саудовская Аравия слишком долгое время шли разными путями, чтобы можно было говорить о какой-то возможности сближения. Подобные отношения сложились у США с Ираном, хотя в последнее время в прессе также активно муссируется тема их сближения, говорит старший преподаватель кафедры общей политологии НИУ «Высшая школа экономики», арабист Леонид Исаев.

— У нас с саудитами громадное количество разногласий на Ближнем Востоке, начиная с «Исламского государства»* и заканчивая Сирией, Ираном и Ираком. Россия в регионе традиционно ведет диалог с Ираном, алавистской Сирией, «Хезболлой», в то время как для саудитов они – кровные враги. То есть наши государства находятся по разные стороны баррикад почти по всем ключевым вопросам. Единственный момент, где мы косвенно выступаем единым фронтом – это позиция по Египту, потому что Россия косвенно поддержала приход к власти Абделя Фаттаха ас-Сиси в результате госпереворота 2013 года, когда был свергнут Мухаммед Мурси.

Стоит отметить, что министр нефти Саудовской Аравии Али ан-Нуайми приложил максимум усилий для того, чтобы упали мировые цены на нефть. О каком сближении может вообще идти речь, если саудиты бьют (можно даже сказать — целенаправленно бьют) по российской экономике? Кроме того, количество противоречий между РФ и Саудовской Аравией со временем только растет, то есть, наоборот – в наших отношениях наблюдается отрицательная тенденция. Как только возникает новая проблема, «горячая точка», так наши страны сразу же оказываются по разные стороны баррикад. У России и Саудовской Аравии просто нет базы для тесного сотрудничества. Контакты между нашими странами носят исключительно консультативный характер

Другое дело, что саудиты в настоящий момент сильно нервничают из-за той политики, которую проводят Соединенные Штаты, не особо не считающиеся с интересами своих союзников в регионе. Естественно, такое положение дел сильно раздражает Королевство, и не только его. Например, совсем недавно турецкие высшие должностные лица раскритиковали позицию США по Сирии, после того, как госсекретарь Джон Керри заявил, что США не исключают возможности диалога с Башаром Асадом по проблеме «Исламского государства». В этой ситуации Турция просто оказалась козлом отпущения. Американцы считают себя хозяевами игры в регионе, и как хозяева, они в зависимости от ситуации и своих интересов могут менять свою политику, а вот их сателлитам приходится сталкиваться с реальными угрозами, которые порождают американские действия на Ближнем Востоке.

Таким образом, на мой взгляд, публикация WorldNetDaily, а также другие сообщения о якобы сближении Эр-Рияда с Москвой – это не что иное, как информационные вбросы, цель которых – показать Вашингтону, что с мнением саудитов надо считаться и относится к нему с должным вниманием. То есть мы стали свидетелями политики мелкого шантажа, где козырем якобы выступил курс на сближение с Россией.

Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов также уверен, что публикация в американском издании адресована Вашингтону.

— В 2008 году Москва и Эр-Рияд подписали договор о военном сотрудничестве, но, как известно, контракт на поставку российского вооружения на сумму от 4 до 6 млрд. долларов так и не сложился, хотя де-юре он так и не снят с повестки дня. Речь шла о закупке Королевством 150 вертолетов (30 Ми-35 и 120 Ми-17 различных модификаций), более 150 танков Т-90С, около 250 БМП-3, нескольких десятков комплексов ПВО. Напомню, когда принц Бандар Бен Султан приезжал в 2013 году в Москву для встречи с Владимиром Путиным, тогда были сообщения о том, что Королевство якобы предлагает РФ сближение и закупку вооружений на 15 млрд. долларов в обмен на смену позиции по Сирии. Скорее всего, это также было информационным вбросом, потому что наивно было полагать, что наше руководство откажется от поддержки режима Асада.

— Наверное, глобальные интересы на нефтяном рынке у РФ и Саудовской Аравии сходятся – несмотря ни на что саудиты также заинтересованы в высокой цене за баррель, — говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Но я, честно говоря, не вижу даже намека на сближение. Саудиты всячески поддерживают оппозицию Башару Асаду, в то время как мы делаем все, чтобы его режим устоял. Кстати, ПМТО (пункт материально-технического обеспечения – «СП») в сирийском порту Тартус – это единственный оставшийся российский военный объект в дальнем зарубежье. Иран в Королевстве считают главным конкурентом и всячески борются с ним за доминирующие позиции, а в России – стратегическим партнером. Неужели саудиты полагают, что мы откажемся от всего этого ради каких-то призрачных обещаний? Мы видим, что Саудовская Аравия вышла на первое место в мире по закупкам оружия, но она почему-то покупает его не у нас, а у своих стратегических партнеров, тем самым активно помогая их ВПК.
Политолог и популярный блогер Анатолий Эль Мюрид говорит, что Королевство любые отношения с Россией строит, исходя из того, что для них мы – противники, и никак иначе.

— Кроме того, Саудовской Аравия сейчас оказалась в крайне тяжелом положении. С севера активно воюет «Исламское государство», с юга – полыхнул Йемен. Причем настолько серьезно, что саудовские войска были вынуждены отойти на свою территорию, так как их просто выбили из Йемена. Бурлит Восточная провинция, ситуация в Бахрейне далека от идеальной.

Также до конца непонятно, решены саудовские династические проблемы или нет. В конце января третьим лицом государства в саудовской иерархии – вторым вице-премьером правительства, который в случае смерти короля Салмана почти автоматически становится кронпринцем, а затем – королем, стал нынешний министр МВД Мохаммед бин Найеф, сын бывшего кронпринца Найефа бин Абдулазиза. По идее, это означает, что проблема передачи власти решена, однако вряд ли это окончательно…

В общем, ситуация в Королевстве сейчас довольно тяжелая, поэтому там будут пытаться играть сразу на несколько фронтов. Да, саудиты крайне недовольны политикой Обамы, однако вряд ли будут принимать какие-то серьезные решения, учитывая, что до президентских выборов в Америке осталось полтора года. Но даже если какие-то изменения в отношениях этих двух государств и будут, вряд ли мы увидим коррективы в политике саудитов по отношению к России.

* «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.