Рост мировой экономики мог бы использовать больше драйверов в текущей непростой экономической ситуации. Мировым правительствам следует упростить миграцию, перейдя к свободному перемещению рабочей силы, считает глава ФРБ Далласа Марк Винн.
По мнению Марка Винна, свободный поток товаров может повысить глобальный валовый внутренний продукт на скромные величины, тогда как ослабления ограничений в сфере международной миграции могли бы поднять более существенно простимулировать рост экономики по всему миру . (Мировой ВВП, вероятно, достигнет 81,5 трлн долларов в этом году, по оценкам Международного валютного фонда).
Международная миграция — это «последний рубеж «глобализации», именно этот процесс показывает наименьший прогресс в последние десятилетия, пишет Винн. Хотя добровольная мировая миграция увеличилась в период между 1990 и 2010 годами, показатель рос крайне медленно после Второй Мировой войны, пишет он. Одним из позитивных моментов является переток денежных средств, которые мигранты переводят на родину. Так, он добавит до 5% или более ВВП бедным странам, по данным ФРБ Далласа.
Как отмечается в статье Вина, на первом месте по потоку международных мигрантов находится сейчас Саудовская Аравия – у нее этот показатель составляет 26,7%, за ней следует Канада с 21,5%. На третьем месте США – показатель составляет 13,8%. Далее идут Испания, Германия, Великобритания и Франция. За ними расположилась Россия с 10,8%.
Слишком жесткая иммиграционная политика может негативно отразиться на экономике в ближайшие десятилетия, особенно посредством замедления роста инноваций, считает Савита Субраманиан из Bank of America Merrill Lynch. Например, по его словам, для американской экономики это риск: «Если мы не потеряем способность привлечь таланты из-за рубежа, это окажет влияние на исследования и инновации, а в дальнейшем ухудшит наш уровень жизни, говорит он.
Вопрос ограничений на миграцию – палка о двух концах, говорит, в свою очередь, ведущий аналитик брокерской компании FBS Кира Юхтенко. С одной стороны, приток в страну квалифицированной рабочей силы – всегда плюс для роста и развития экономики. С другой, если мир станет полностью открытым, одними из первых начнут перемещаться люди из неблагополучных регионов, стремящиеся к повышению своего уровня жизни. К сожалению, социально-экономическое неравенство в нашем мире все еще слишком очевидно. И вряд ли «сытая» Европа сегодня готова распахнуть двери перед эмигрантами из Африки, где уровень образования и медицины в сотни раз ниже. Например, для экономики Франции в XX веке такая открытость оказалась фактически фатальной.
Снятие миграционных ограничений — довольно рискованный шаг для глобальной экономики, не соглашается с выводами ФРБ Далласа и директор по развитию компании QB Finance Маргарита Горшенева. Довольно сомнительными выглядят доводы в пользу ее роста, а вот к коллапсу рынка труда это приведет совершенно точно, объясняет она. Надо понимать, что на долю востребованных жителей с высшим образованием и специалистов, способных внести ощутимый вклад в развитие высокотехнологичного производства и науку, приходится ничтожно малый процент, основную же массу трудовых мигрантов составляют разнорабочие, дешевая сила с низким уровнем подготовки, основными поставщиками которой являются страны так называемого «третьего мира», а также страны, чья экономика находится либо в на ранних стадиях развития, либо переживающих стагнацию.
Мы живем в мире, который существует в условиях дисбаланса финансовых потоков, открытие границ вызовет несколько волн миграции из развивающихся стран в развитые, что приведет к обрушению рынков труда из-за переизбытка предложения, росту уровня безработицы, уровня социальной нестабильности. Да, признает эксперт, потребность в кадрах у развитых стран есть, но лимиты на привлечение мигрантов существуют не просто так: они позволяют государству обеспечивать приток мигрантов для удовлетворения спроса, но при этом дают возможность для контроля над уровнем безработицы среди коренного населения.
И в самом деле, довольно интересно в этом ключе посмотреть на опыт ЕС: по мере включения в союз новых периферийных стран и снятия ограничений на передвижение, растет уровень трудовой миграции, но растет контролируемо. Страны, входящие в ЕС не отказываются от ведения собственной миграционной политики, поскольку понимают, чем это чревато. Еще одним важным аргументом против снятия ограничений является отток капитала за счет вывода средств трудовыми мигрантами из экономики на родину.