Разное интересное

Кто людям помогает — не тратит время зря!

Ученые доказали, что наша цивилизация появилась благодаря альтруистам, бессеребренникам и способности людей жертвовать собой.

С точки зрения теории естественного отбора помогать ближнему своему это крайне вредная привычка. Ведь, как утверждал Дарвин, в природе выживает сильнейший и по логике вещей эгоисты должны были сжить со свету доброхотов еще на ранних этапах эволюции.

Однако американский антрополог Сэм Боулз из Института Санта-фе (США) обнаружил, что уже в палеолите количество альтруистов в первобытных общинах было очень велико. А росту их числа способствовали… междоусобные войны времен эпохи каменного.

ГЕРОИЗМ ЭТО ЭЛЕМЕНТ КУМОВСТВА

Логика проста: в междоусобных войнах шансы на победу выше у тех племен, где больше людей готовых пожертвовать собой ради соплеменников. Самый яркий пример из недавней истории это 300 спартанцев во главе с царем Леонидом. Ценой своей гибели в Фермопилах они дали грекам возможность собрать большое войско и разбить полчища персов.

Однако Болуз рассчитал: если в результате самопожертвования шансы героев оставить потомство снизятся по сравнению с рядовыми членами общины на 2-3 процента, то через 150 поколений «ген альтруизма» практически вымрет. На это уйдет от 2000 до 4000 лет. Кстати, уже древние греки об этом догадывались и тот же царь Леонид в свой отряд отбирал только мужчин уже имевших детей.

При таком раскладе альтруисты могли расплодиться только при наличии двух условий. Во-первых, если бы первобытные племена вели непрерывные войны. Тогда общины «эгоистов» терпели бы поражения и их популяция сокращалась. А во-вторых, победители-альтруисты должны быть друг-другу близкими родственниками. Чтобы гены храбрецов передавались следующим поколениям через родичей.

К примеру, если герой первобытной войны ценой своей жизни спасал двух родных братьев, то в конечном итоге через их детей репродуктивных успех гену альтруизма был обеспечен (если допустить, что у каждого брата вырастет минимум три ребенка).

Генетические исследования подтвердили, что кровная близость в группах охотников-собирателей была очень высока: коэффициент родства у них составляет примерно 1/13. Для сравнения у двоюродных братьев и сестер этот показатель составляет 1/8.

Кроме того, выжившие альтруисты в случае победы получали получали кучу бонусов: например, могли значительно расширить свой «гарем» за счет пленниц и рабынь (примеры см. «КСТАТИ»).

ДОБРОТУ ВОСПИТАЛ ПЕРВОБЫТНЫЙ ГЕНОЦИД

Тогда Болуз решил разработать математическую модель, которая бы позволила оценить интенсивность военных конфликтов среди племен охотников-собирателей времен палеолита. Для решения этой математической задачи ученый использовал археологические находки: он подсчитал какой процент скелетов, найденных в древних захоронениях, носил следы повреждений от разных видов оружия. При этом учел данные, полученные в ходе войн между американскими индейцами и европейскими колонизаторами. Например, известно, что только 30 процентов стрел, ставших причиной смертельного ранения, оставляют следы на костях. А кроме того, сопоставил эти расчеты с информацией о военных действиях, которые вели между собой за последние 200-300 лет дикие племена в Австралии, Африке и Южной Америке.

— Когда я закончил расчеты, то ужаснулся! — писал Боулз. — Оказывается войны палеолита носили характер тотального геноцида, по сравнению с которым меркнут ужасающие данные о количестве погибших даже в ходе Второй мировой войны. Сопоставьте: в результате военных конфликтов между племенами охотников-собирателей палеолита гибло 14 процентов представителей каждого поколения. В ходе Второй мировой войны такие потери понесло только население СССР. Германия потеряла 10 процентов своего населения. Остальные страны мира понесли потери на порядок меньше.

Генетики в этой мясорубке каменного века усматривают поле битвы различных комбинаций ген. Ген альтруизма победил за счет приема, который в шахматах называется гамбитом. Жертвуя несколькими своими копиями, он создавал условия для выигрыша большому количеству носителей своих качеств.

КСТАТИ

Отцовский «подвиг» Чингисхана и стратегия Билла Гейтса

Почему современные владыки мира отказались от демографической экспансии своих предшественников

Ярким примером родственного отбора, когда военные успехи обеспечивали их творцам небывалый репродуктивный успех, является судьба великого завоевателя Чингисхана. Кстати, мы знаем, что он поощрял чувство товарищества среди своих соплеменников довольно суровым способом. Если какая-то часть войска предавала остальных товарищей и обращалась в бегство, то у беглецов-эгоистов казнили каждого десятого…

Так вот британский генетик Крис Тайлер-Смит подсчитал, что Чингисхан был одним из самых успешных отцов в истории человечества. Многочисленные жены и наложницы подарили создателю самой большой империи всех времен и народов не менее многочисленное потомство. В свою очередь сыновья Чингисхана тоже внесли свой вклад в мощный демографический взрыв на покоренной территории. В итоге согласно исследованиям Тайлера-Смита сегодня на планете насчитывается 16 миллионов прямых потомков Чингисхана по мужской линии. Кстати, родительский рекорд великого монгола в разное время повторили еще 10 мужчин. Вместе с Чингисханом эти маленькие гиганты большого секса стали предками для 800 миллионов ныне живущих мужчин. Но в отличие от монгольского полководца их имена идентифицируются со значительно большим трудом.

А что же нынешние владыки мира? Они поступают по-другому. Самый богатый человек планеты Билл Гейтс тоже мог бы пуститься во все тяжкие и подобно Чингисхану ретранслировать свои гены в многочисленном потомстве. Однако отец компьютерной революции принялся заботиться том, чтобы большое потомство могли оставить те, кто не очень преуспел в жизни. Из акулы капитализма Гейтс превратился в филантропа и стал рекордсменом по объему денежных средств переданных на благотворительность. И таких примеров среди сильных мира сего масса. Почему происходить? Директор программ по эволюционной динамике Гарвардского университета математик и биолог Мартин Новак считает, что за тысячелетия механизм отбора в человеческом обществе изменился.

— Если раньше альтруистическое поведение касалось отношений только между близкими родственниками, то сейчас зов крови все больше замещается отношениями социокультурного родства, — говорит Новак. – Людей объединяют скорее не гены, а идеи и общий культурный код. Поэтому мы меньше зациклены на репродуктивном успехе и больше заинтересованы в росте числа единомышленников, которые разделяют наши ценности. Механизмы, благодаря которым альтруисты получают все новые и новые бонусы, появляются у нас на глазах. Например на сайте аукционов eBay очень быстро возникли рейтинги репутации продавцов и покупателей. И такие рейтинги работают во всех сферах, начиная от финансов и политики, заканчивая кино и музыкой. Теперь мощными стимулами для альтруистов являются не генетика, а репутация и культурная поддержка.
Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.