Оружейные эксперты рассказали о четырех необычных многостволках – от первого 18-ствольного «револьвера» до «звездного» пистолета советских космонавтов.
18 стволов «Мариэтты
На 19-й век, пожалуй, приходится пик необычных револьверов и пистолетов разных форм и размеров. Каждый из построенных образцов отличался не только интересной конструкцией, но и крайне необычным внешним видом. Именно к такой категории необычных изделий относится и револьвер «Мариэтта», который был сконструирован и построен бельгийцем Жаном Мариэтт. В 1839 году Жюль Мариэтт запатентовал, а двумя годами позднее изготовил необычный револьвер, который отличался безумным количеством стволом — в бельгийском револьвере был не один, не два, и даже не три ствола. В зависимости от комплектакции, количество стволов в револьвере колебалось от четырех до восемнадцати. Конструктивно револьвер был устроен довольно просто: оружие было оборудовано блоком стволов, в тыльной стороне каждого из которых была смонтирована специальная трубка для капсюлей. Спуск пистолета осуществлялся так же просто: стоило нажать на специальное кольцо, размещенное возле рукоятки, как блок стволов моментально поворачивался, и ударный механизм делал свою работу, производя шумный выстрел. Боеприпасы для «Мариэтты» поначалу изготавливались самим автором револьвера, но чуть позже несколько бельгийских фирм разработали и свои боеприпасы под это, без преувеличения, wunderwaffe.
Фото: horstheld.com
Из прочих образцов стрелкового оружия того времени, помимо крайне необычного и даже массивного вида, пистолет выделяла и высокая скорострельность, благодаря которой его охотно раскупали в качестве оружия для самообороны. Однако, были и недостатки. Система снаряжения револьвера была устроена крайне сложно и требовала довольно длительных процедур. Каждый ствол заряжался порохом и пулей, и для этой процедуры было необходимо сначала снять ствол из блока при помощи специального ключа. Помимо сложных процедур по перезарядке, револьвер «Мариэтта» отличался еще и крайне низкой точностью стрельбы, в силу которой эффективно стрелять из него можно было либо в упор, либо на расстояниях до пяти метров.
Револьвер был крайне популярен в Европе: его дарили, создавали на его базе своеобразные оружейные «подарки» и просто преподносили в знак особого уважения. Производство бельгийского револьвера было налажено по всей Европе, и как минимум 12 оружейных домов занимались его изготовлением. Некоторые из оружейников, в целях повышения качества револьвера, выполняли оружие из редкой в то время дамасской стали с характерным рисунком.
Однако, неумолимо надвигавшийся прогресс добрался и до этого чуда оружейной мысли — в конце 19 века «Мариэтту» окончательно начали вытеснять капсюльные револьверы, которые помимо конструктивных новшеств в виде применения патрона с центральным воспламенением отличались еще и куда большей надежностью и точностью стрельбы.
Многоствольный «Защитник»
Эксперименты с многоствольным оружием проводились и в Соединенных Штатах Америки. В конце 60-х годов ХХ века, уже имевший печальный опыт с многоствольными ружьями, американский инженер Роберт Хилберг, завершил проектирование и построил первый восьмиствольный дробовик, производить который, после краха первого проекта Хилберга, взялась знаменитая компания «Кольт». Как и в случае с первым, но неудачным проектом, «Defender» Роберта Хилберга располагал неподвижным блоком стволом, внушительным размером и использовал для стрельбы патроны 20 калибра. Несмотря на ограниченность применения, «Защитник» Хилберга мог выполняться аж в четырех вариантах. Полиция США, которой, собственно, и предполагалось вручить в руки восьмиствольное чудовище, могла выбирать как из самого простого варианта дробовика, который не оснащался ничем, кроме поворотного ударника, по очереди производящего выстрел из каждого ствола, так и из вариантов, снабженных переключателем, позволявшим осуществлять выбор нужного ствола для выстрела.
Фото: weaponland.ru
«Были в «модельном ряду» этого дробовика и модификации, снабженные баллончиком со слезоточивым газом, для распыления которого требовалось нажать на спусковой крючок у передней рукояти. Однако, ни первый, ни остальные три образца дробовика в полиции не прижились. Полицейские, которым доводилось пользоваться этим изделием, от него буквально плевались. Так что практическая ценность такой конструкции в очередной раз себя не оправдала и американской полицией в 1971 году была отвергнута окончательно и бесповоротно», — рассказал в интервью телеканалу Звезда» оружейный эксперт и военный историк Игорь Губер.
Четырехствольный пистолет боевого пловца
В отечественной истории представлено также немало интересных многоствольных образцов. Одним из примеров является специальный подводный пистолет СПП-1. Разработанный по инициативе одного из инженеров ЦНИИТОЧМАШ, пистолет отличался от большинства традиционных пистолетов целым рядом параметров.
Во-первых, внешний вид пистолета больше напоминает какой-нибудь лазерный бластер из «Звездных войн», оснащенный четырьмя стволами. Более необычного по внешнему виду пистолета, пожалуй, трудно найти в современной истории стрелкового оружия. Во-вторых, боеприпас, который используется при стрельбе из этого пистолета — не классический пороховой патрон, а специальный подводный боеприпас СПС, калибром 4,5х39мм, который по внешнему виду напоминает иглы морского ежа. В-третьих, сама область применения этого пистолета, которая, в большей степени и определила его внешний вид. Четырехствольный «игломет», сконструированный в ЦНИИТОЧМАШ, был задуман как оружие для использования боевыми пловцами ВМФ СССР для борьбы с подводными диверсантами противника.
Оружейный эксперт и инструктор по огневой подготовке Валерий Шадрин, в интервью «Звезде» рассказал о некоторых особенностях СПП-1:
«У боевых пловцов, насколько мне известно, он прижился почти сразу. Если память мне не изменяет, то с ним можно было эффективно работать на дистанциях до 20 метров, в зависимости от глубины погружения. В конце 70-х, собрав отзывы из подразделений, пистолет модернизировали, добавив в конструкцию пружину для более плавного спуска. Относительно аналогов точно ничего не скажу, потому что ничего хоть более-менее похожего, я на вооружении у стран НАТО и у США никогда не видел. Уж очень узконаправленное оружие, но от того не менее эффективное. СПП-1 используют в комплексе с таким же автоматом для подводной стрельбы».
Советским космонавтом посвящается…
Совершивший первый выход в открытый космос советский космонавт Алексей Леонов несколько раз при посещении ЦНИИТОЧМАШ рассказывал, что довольно часто у космонавтов при спуске с орбиты и приземлении получается «промахнуться» мимо заданного района и приземлиться на совершенно глухой, безлюдной территории.
Оружейный эксперт и бывший армейский снайпер Виктор Григорьев в интевью «Звезде» поведал некоторые особенности трёхствольного советского пистолета:
«Леонов тогда поведал специалистам-оружейникам, что имели место случаи, когда гибель космонавта наступала после контакта с агрессивным диким животным: медведем, например. Припоминал Леонов и свою посадку в 1965 году, когда его с напарником едва не съели дикие медведи. Пистолет Макарова, который входил в снаряжение космонавтов, в случае внезапной встречи человека и медведя своим слабым боеприпасом помочь не мог в принципе. После долгих попыток и проб был создан трехствольный пистолет ТП-82, который вошел в состав так называемого комплекса носимого аварийного запаса. Трехствольная схема пистолета была выбрана не случайно — помимо двух стволов под патрон 32 калибра, пистолет оснащался и еще одним, нарезным стволом под патрон 5,45мм. Стрелковое оружие носимого аварийного запаса (СОНАЗ) позволяло космонавтам не просто выживать в условиях тайги, но и добывать себе пищу в откровенно суровых условиях. ТП-82 помогал та же и обозначать свои позиции для поисковых групп, используя специальные светосигнальные боеприпасы и сослужил добрую службу советским космонавтам», — рассказал оружейный эксперт и бывший армейский снайпер Виктор Григорьев.