Лукашенко меняет картины русского художника Шишкина на пояса польской шляхты.
Руководство Национального художественного музея Белоруссии изучает возможность обмена культурными ценностями с неназванной российской стороной — на обмен предложены картины всемирно известного русского художника Ивана Шишкина, пополнившие в советский период главный художественный музей БССР. Об этом в опубликованном 26 марта интервью газете «Союз. Беларусь-Россия» заявил посол Белоруссии в России Игорь Петришенко.
Выгодная сделка
Комментируя идею выменять «что-нибудь весьма достойное из созданного мастерами русской живописи» на несколько «слуцких поясов» — элемента одежды польских магнатов, представитель МИД постсоветской республики сказал: «Да, вы, безусловно, правы — всемирно известные слуцкие пояса являются одной из наших национальных реликвий. К нашему большому сожалению, старинные слуцкие пояса являются раритетом: у нас сохранились только единичные экземпляры и фрагменты этих удивительных изделий декоративно-прикладного искусства, а их большая часть хранится в музейных и частных коллекциях мира. Накануне Великой Отечественной войны в 1939 году уникальная коллекция слуцких поясов из Несвижа была передана в Государственную картинную галерею Белоруссии, но в начале войны эти шедевры исчезли. Белорусские музеи хранят около десятка целых слуцких поясов, несколько их копий, а также около двух десятков фрагментов. Значительными коллекциями располагают музейные собрания Польши, Украины, Литвы и России, в частности Москвы и Санкт-Петербурга, и частные коллекции».
Петришенко с сожалением констатировал, что в постсоветской республике нет «значительного количества образцов аутентичных слуцких поясов», отметив: «Даже в коллекции собраний Национального художественного музея Республики Беларусь нет ни одного. Тем не менее концепцией развития данного музейного комплекса предусматривается проект создания экспозиции национального декоративно-прикладного искусства с оригинальными слуцкими поясами. В сложившихся условиях руководство музея изучает возможность потенциальной закупки у частных коллекционеров определенного количества экземпляров изделий, ориентировочная рыночная стоимость которых доходит до 80 тысяч долларов США за одну единицу».
«Как вы правильно напомнили, музеем также рассматривается и вариант обмена культурными ценностями. К примеру, можно создать экспертную группу из представителей России и Белоруссии, которая займется отбором полотна из коллекции нашего Национального художественного музея для последующего обмена его в пределах аукционной стоимости на соответствующее количество слуцких поясов. Например, картина русского художника Ивана Шишкина стоит сегодня на аукционе около 1 млн долларов США — это эквивалентно стоимости 10-12 слуцких поясов, — продолжил Петришенко. — Основанием для обмена является решение правительства Республики Беларусь, которое принимается по каждому факту перемещения культурных ценностей при наличии письменной договоренности между музеями и согласно ходатайству министерства культуры о равнозначности обмена. Вопрос обмена, как видите, требует детальной экспертной проработки как с белорусской стороны, так и с российской. Поэтому спасибо вашей газете за внимание к нашим национальным символам и традициям. Работа в этом направлении обязательно будет продолжена!»
«Случанка» как национальный символ
Александра Лукашенко объявил «слуцкий пояс» равным по значимости иконе или аксессуару к ней и возвёл этот элемент одежды польской знати в ранг национального символа. При посещении РУП «Слуцкие пояса» в городе Слуцке Минской области — предприятия, специально созданного для производства реплик элементов одежды польской знати, Лукашенко отметил, что реплики элементов одежды польской знати, коими являются «слуцкие пояса», необходимы «для будущего, для детей, для возрождения». Он напомнил всем присутствующим, что в производство «слуцких поясов» вложено много бюджетных средств в непростые для постсоветской республики времена, поэтому необходимо всё мобилизовать ради сбыта данной продукции. Об успехах сбыта этой пропагандистской продукции даже на внутреннем рынке ничего не известно.
Выдавливание русского мира
Напомним, власти Белоруссии реализуют политику «белорусизации», ограничивая сферу употребления русского языка и зачисляя в представители белорусской культуры выдающихся деятелей других народов. Особое внимание уделяется пропаганде мифов о «белорусской шляхте» и «белорусских магнатах Радзивиллах», установке памятников воевавшим с Москвой литовским князьям и польским террористам, позиционировании как белорусского символа элемента одежды польских магнатов — «слуцких поясов», восстановлению имений польско-литовского дворянства.
При этом целенаправленно уничтожается русскоязычная топонимика и насильственно внедряется латиничный шрифт, лишаются права легальной деятельности общества русской культуры. На эти цели под предлогом «возрождения национальной культуры» тратятся миллиарды белорусских рублей. Постсоветская республика переживает кризис за кризисом, обеспечивая относительное благополучие благодаря российской финансовой помощи, российским углеводородам по «интеграционным ценам» и преференциям в торговле с Россией.