Армия

Российский ВПК не оправдывает ожиданий оппозиционных СМИ

5р

Украина потеряла пять транспортных самолётов, которые были переданы Индией для прохождения ремонта в КБ «Антонов». История анекдотическая – представьте, что вы отдали в автосервис автомобиль, а когда пришли его забирать, вам сообщили, что ваш автомобиль куда-то делся. Такое, пожалуй, стало возможно только в том хаосе, который воцарился на Украине после трагических событий начала прошлого года.

Мне вспомнилась по этому поводу другая самолётная история, про Африку. Цитирую:

«Из-за чего столько шума?» – спросил Весека Самбу на спешно созванной пресс-конференции в международном аэропорту имени Йомо Кеньятта, «Подобные технические проблемы могут произойти где угодно в мире. Вы не патриоты. Вам просто нравится скандалить».

Самбу, пресс-секретарь авиакомпании Kenya Airways, выступал после отмены рейса из Кисуму через Йомо Кеньятта в Берлин: «Сорок два пассажира заняли места в самолете, готовом к взлету, но пилот заметил, что одно из колес спустило. К сожалению, азотный баллон в аэропорту был пуст. Пассажиры предложили снять колесо и отвезти его на бензозаправочную станцию, где и накачать, но, к сожалению, домкрат куда-то пропал, и мы не могли снять колесо. Наши инженеры героически пытались накачать колесо при помощи велосипедных насосов, но безуспешно. Пилот даже пытался надуть камеру ртом, но потерял сознание.

Когда я объявил, что рейс придется отменить, один из пассажиров, г-н Муту, ударил меня в лицо свистком от спасательного жилета и сказал, что мы – национальный позор. Я сказал ему, что поведение его смехотворно, и через две недели будет другой рейс, а пока у него есть возможность наслаждаться пейзажами вокруг Кисуму, хотя и за свой счет».

К чему я всё это рассказываю?

На днях в СМИ появился удивительно мрачный прогноз относительно перспектив российской оборонки. RBC вот, например, прямо в заголовке пишет, что на рынке бронетранспортёров Россию теснит Украина, а на рынке артиллерии мы вот-вот проиграем Швеции.

С одной стороны, конечно, прогноз основывается не на пустом месте, а на словах заслуженного эксперта – Александра Бриндикова, председателя группы советников гендиректора «Рособоронэкспорта»… но, с другой стороны, давайте включим логику. Какую конкуренцию России может составить поставщик оружия, который теряет (!) отправленные ему для ремонта самолёты?

С Францией-то клиенты начали уже разрывать контракты – хотя у Франции была вполне понятная причина (в виде дядюшки Сэма с дробовиком), чтобы не отдавать нам «мистрали». Украине – у которой в настоящее время нет по-настоящему уникальных оружейных технологий – на понимание клиентов и вовсе рассчитывать не стоит.

Представьте себя на месте ответственного за закупку тех бронетранспортёров. Если вы купите бронетранспортёры у Штатов, и с вашей сделкой что-нибудь случится, вы просто разведёте перед начальством руками – «ну, это же США, крупнейший продавец оружия в мире. Кто же мог предвидеть, что они накосячат».

Если же вы купите бронетранспортёры на Украине, а их после перечисления денег «потеряют», оправдаться перед начальством вам будет крайне тяжело. Пожалуй, вас даже заподозрят в получении отката.

Так вот. Украина вполне очевидно сколько-нибудь серьёзную конкуренцию России в настоящий момент составить не может. Не в поставках оружия, во всяком случае. Цитирую gosh100:

В первом случае контракт в состоянии расторжения иракской стороной из-за того, что во время приемки у иракцев возникали претензии и к бракованным пушкам, и к ржавым и треснутым корпусам украинских БТРов.

В итоге дошло до скандального возврата целой партии.

Во втором случае тоже всё веселье еще впереди, поскольку этот контракт не выполнен, часть «таиландских»  БТР-3 реквизирована и отправлена воевать с Донбассом. Надо также понимать, что этот БТР-3 является фактически модернизацией старого советского БТР-80 и есть серьезные основания полагать что украинцы не умеют делать даже их корпуса, а просто переделывают их из тех, что остались на Украине с советских времен.  Кроме того, двигатель и трансмиссию они также сами не делают и ставят импортные. Даже шины на нем французские. Все это здорово бьет по рентабельности производства.

В такой ситуации говорить о каком-то вытеснении с рынка нашей бронетехники украинской — не приходится. Они в лучшем случае могут демпингом и подкупом выиграть какие-то отдельные тендеры в странах третьего мира (с последующими скандалами и позорным сливом)

Для сравнения: Россия по количественному параметру занимает второе место в рейтинге крупнейших мировых экспортеров ББМ (1177 машин на сумму 1,429 млрд дол). Основу экспорта составляют БМП-3 и БТР-80А. В 2009-2012 гг. на экспорт было поставлено 783 ББМ стоимостью 794,9 млн дол, портфель заказов на 2013-2016 гг. на текущий момент оценивается в 394 новые машины на сумму 634,1 млн дол.

На этом месте не может не возникнуть вопрос к господину эксперту из «Рособоронэкспорта»: откуда у него такой странный пессимизм по поводу нашей оборонки? Блогер gosh100, которого я только что цитировал, провёл небольшое расследование и выяснил, что господину Бриндикову случалось уже давать несбывшиеся прогнозы.

Так, в 2005 году Александр Бриндиков утверждал, что Россия уже через пару лет (к 2007 году) не сможет поставлять оружие Индии и Китаю. Вместе с тем, Индия, например, активно закупает наше оружие до сих пор. Так, в 2014 году она купила у России оружия почти на 5 млрд долларов.

Как видите, прогноз эксперта «Рособоронэкспорта» после проверки оказался откровенно недостоверным. Оснований воспринимать этот прогноз сколько-нибудь всерьёз у нас нет.

Почему так произошло? Почему такие эксперты работают в государственной организации?

Всё просто: эксперты почти всегда являются законченными пессимистами: вспомните хотя бы капитана Зелёного с корабля «Пегас». Технические специалисты во время любого проекта полны уныния и всегда готовы перечислить с десяток причин, по которым проект непременно провалится. Скажу больше: улыбка и оптимизм на лице эксперта сразу вызывают закономерное подозрение: а действительно ли этот человек разбирается в том, о чём говорит?

Менеджеры проектов, напротив, имеют привычку раздавать направо и налево трудновыполнимые обещания, а проблемы игнорировать так, как будто их не существует вовсе.

По итогам обычно получается средний вариант: проекты идут не так гладко, как обещает заказчикам менеджер, но и не так провально, как опасается технический специалист.

Наблюдал я подобные споры между пессимистами-экспертами и оптимистами-менеджерами многократно, на проектах в самых разных областях. Уверен, читатели тоже меня поддержат примерами из личного опыта.

Поэтому особых вопросов к господину Бриндикову, с выступления которого началась паника в СМИ, у меня нет. Ровно ничего другого я от эксперта и не ждал. Эксперту и положено ныть и паниковать, на то он и эксперт.

А вот к «деловым» СМИ у меня есть серьёзные вопросы. Если редактор бездумно пропускает в эфир сенсации, даже не попытавшись изучить цифры, вникнуть в суть вопроса, изучить предыдущие несбывшиеся прогнозы эксперта — этот редактор не на своём месте.

Нужно анализировать поступающую информацию и оттенять маргинальные мнения реальными фактами, нужно обязательно делать поправку на нездоровый пессимизм/оптимизм источника. Ну или уж тогда надо убирать слово «деловой» из названия журнала и прямо признавать, что собственных экспертов у издания нет, и что оно просто собирает отовсюду информационный мусор на заданную тему, предоставляя читателям самостоятельно анализировать его достоверность.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.