В Мире

Европа сбивается с курса

К противникам антироссийских санкций из числа европейских политиков присоединился глава МИД Италии Паоло Джентилони. По его мнению, Евросоюз, выстраивая свои отношения с нашей страной, слишком зациклен на украинской тематике, в то время как существует множество других проблем, решить которые без участия России невозможно. В частности, снизить угрозу, исходящую от исламистов Мали, Пакистана и Ливии.

Что касается Украины, то, как считает Джентилони, Западу необходимо вести себя более сдержанно. Так, ввод миротворцев на Юго-Восток этой страны лишь осложнит ситуацию и не будет способствовать урегулированию военного конфликта. И вообще, как говорит глава внешнеполитического ведомства Италии, пришло время для «частичного снятия санкций» с России.

Практически одновременно с Джентилони в похожем ключе выступил и новый премьер Греции Алексис Ципрас. «Мы можем иметь существенное сотрудничество, которое даст Греции возможность экспортировать сельскохозяйственные товары в Россию. Вы знаете, что в последние годы по этим отношениям был нанесен удар в связи с тем, что предыдущие правительства в моей стране не делали того, что могли бы сделать, чтобы избежать эту бессмысленную, на мой взгляд, политику санкций из-за напряженности на Украине… Мы не согласны с санкциями. Я считаю, что это дорога, ведущая в никуда. Я – сторонник точки зрения, что необходимы диалог, дипломатия, нужно сесть за стол переговоров и найти решения по крупным проблемам», – недвусмысленно выразился глава греческого правительства. К слову, в скором времени Ципрас собирается в Москву, чтобы «совершить реальный перезапуск» российско-греческих отношений.

За налаживание конструктивного диалога с Россией выступает и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Его недавняя встреча с российским президентом Владимиром Путиным в Будапеште показала, что двусторонние отношения между нашими странами, несмотря на санкции, имеют хорошую перспективу.

Но можно ли надеяться, что миролюбивый настрой некоторых стран Старого Света поможет в целом изменить политику Евросоюза? Теоретически все решения в ЕС о введении новых и продлении старых санкций принимаются консенсусом, а каждая страна обладает правом вето. В реальности же правительства государств подвергаются серьезному давлению за любой намек на желание плодотворного сотрудничества с Россией.

К примеру, премьер Италии Маттео Ренци уже навлек на себя гнев Брюсселя и Вашингтона за приглашение нанести государственный визит, направленное Путину. После того, как Ципрас посетил российское посольство в Афинах, ему из Берлина напомнили о многомиллиардных долгах Греции. В ответ на согласие Москвы предоставить кредит Венгрии в 10 миллиардов евро для расширения атомной электростанции «Пакш» силами «Росатома» в западной прессе разразилась шумиха. Якобы, Кремль пытается таким образом «купить» Венгрию.

С одной стороны, сами европейцы оценивают собственный ущерб от взаимных санкций в десятки миллиардов евро. С другой, всем понятно, что введенные ограничения нужны Вашингтону в разворачивающемся широком противостоянии России и Запада, а потому США будут использовать все средства давления на Европу ради достижения своих целей.

– Позиция Евросоюза относительно антироссийских санкций во многом зависит от Германии и Франции. Берлин настроен достаточно жестко, Париж более взвешен, но сверяет свое мнение с Германией, – говорит вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Поэтому, скорее всего, ЕС придет к компромиссному мнению, что санкции надо снимать, но только в случае выполнения Минских соглашений. Но эти договоренности выполнить весьма непросто, особенно пункт о контроле киевскими властями российско-украинской границы на контролируемых ДНР и ЛНР территориях. Соответственно, вопрос об отмене санкций становится не таким простым. Если говорить не о запрете отдельным гражданам посещать Евросоюз, а о существенных для нас ограничениях, то мало шансов на их отмену. События, на мой взгляд, будут развиваться по инерции.

– С самого начала введения санкций против нашей страны раздавались голоса разных государств, что ограничения для РФ – это путь в тупик и совершенно бесперспективны. Тем не менее, дальше выступлений отдельных политических лидеров некоторых стран дело пока не идет, – говорит профессор РАНХиГС Владимир Штоль. – На недавнем заседании совета министров иностранных дел ЕС речь шла о продлении санкций. Негативное для нас решение было принято.

Поэтому к заявлениям некоторых европейских политиков о необходимости снятия санкций я отношусь сдержанно. Действительно, от введенных ограничений и наших контрсанкций несут убытки, в частности, фермеры, представители малого и среднего бизнеса. Но на практике никакого изменения политики ЕС мы не видим. Скорее, можно даже ждать усиления санкций. Эта линия уже четко выстроена, как со стороны американцев, так и Евросоюза.

На Западе существует жесткая дисциплина, я бы сказал армейская. И не только в рамках НАТО, но и внутри ЕС. Так что отдельные голоса за снятие ограничений будут раздаваться, но ситуация останется прежней, если не ухудшится.
Посмотрите, снятие санкций ЕС увязывает с неуклонным соблюдением нашей страной Минских соглашений. Но ведь Россия – не сторона конфликта. Следуя этой логике, Москва тоже может публично заявить, что мы введем свои санкции против Европы до тех пор, пока Франция и Германия не будут стопроцентно соблюдать Минские соглашения. Но ведь это было бы абсурдом. Минские соглашения могут исполнить только Киев, Луганская и Донецкая народная республики. Они стороны конфликта, а не Россия, Франция или Германия. Получается, что ЕС ставит нам заведомо невыполнимые условия.

– Есть ли способы уговорить некоторые государства ЕС воспользоваться своим правом вето на продление санкций?

– Еще раз подчеркну: на Западе существует жесткая дисциплина. Можно вспомнить недавний визит Путина в Будапешт, когда был подписан целый ряд договоренностей. И тут же премьеру Венгрии Виктору Орбану сказали, что он нарушил какие-то европейские законодательные акты. Похожая ситуация была с Болгарией относительно «Южного потока». И это касается не только ЕС. Мы помним, как мэр Токио в прошлом году заявил, что Япония вынуждена была присоединиться к антироссийским санкциям под давлением США, хотя многие японцы вообще не понимают суть конфликта на Украине.

Конечно, нам надо развивать двусторонние отношения с европейскими государствами. Мы можем подписывать соглашения с отдельными странами в области экономики. Но при этом отношения с ЕС в целом будут оставаться напряженными.

Заведующий сектором региональных проблем и конфликтов отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Константин Воронов полагает, что возможности для снятия напряженности между Россией и Евросоюзом всё-таки есть:

– На мой взгляд, голоса противников антироссийских санкций в Европе будут раздаваться и дальше. Летом Совет ЕС соберется на очередное заседание и примет свое решение. В принципе, Евросоюз может пойти на смягчение ограничений. Но это только в том случае, если не произойдет нового обострения в Донбассе, а вероятность этого достаточно высока.

Киевским властям всё сложнее удерживать баланс интересов внутри страны, «партия войны» активизируется.

– Гипотетически, некоторые страны могут воспользоваться своим правом вето и не продлить действие санкций.

– Я не думаю, что кто-то из малых стран отважится «бросить перчатку». Да, решения принимаются консенсусом. Но для любой страны будут сильны политические издержки, если она пойдет наперекор общему мнению. Стоит еще учитывать, что ситуация внутри Европы развивается динамично. В этом году будут выборы в Великобритании, Финляндии, Польше и еще ряде стран. Они повлияют на расстановку общественных сил в государствах.

– Если санкции с России всё же будут сняты, то получится, что Запад изначально принял неправильное решение, понес издержки, а результатов не добился.

– Проблему санкций нельзя рассматривать исключительно в прагматичном ключе. Вводя санкции, Запад пытался продвигать свои ценности, свое видение роли России на международной арене. В решениях Евросоюза присутствует большая идеологическая составляющая. ЕС добивается не только изменения курса Москвы относительно присоединения Крыма, поддержки народных республик Донбасса, но и принятия Россией в целом западного взгляда на соблюдение международного права. Так что сейчас идет ценностный конфликт между Западом и Россией.

– Политику ЕС больше определяют конкретные страны или совокупное мнение государств?

– Большую роль играет мнение ведущих стран, то есть Германии, Франции, Великобритании. Важное значение имеет и позиция главного заокеанского союзника ЕС. В то же время, и сумма мнений малых стран Европы может повлиять на общую картину.

В Старом Свете чувствуется усталость от украинского кризиса. Лидеры ЕС более пристально присматриваются к действиям киевских властей. Поэтому будет меняться оценка соблюдения Минских соглашений. На мой взгляд, есть все шансы, что летом ЕС снимет ряд болезненных ограничений, рассчитывая, к примеру, что Москва откажется от продовольственного эмбарго. Тем более, мы подаем сигнал, что готовы к диалогу. Некоторые наши политические деятели открыто говорят, что Россия может снять свои контрсанкции со стран, которые будут более чутко относиться к позиции Москвы.

Ситуация с санкциями очень изменчива, зависит от многих факторов. В принципе, найти компромисс возможно, но делать прогнозы очень сложно.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.