Почти половина граждан Украины выступает за силовой вариант решения конфликта в Донбассе. Об этом свидетельствуют результаты соцопроса, проведенного украинским исследовательским центром «Институт Горшенина», которые на днях появились в ряде местных СМИ
Если верить этим данным, то 49,8% опрошенных жителей «незалежной» (без учета тех, что проживает в Донецкой и Луганской областях) высказались за «отвоёвывание оккупированных территорий у сепаратистов». Еще 32,9 % затруднились с ответом. А ответ остальных 17,4 % респондентов просто поразил — они выступают за разрешение конфликта «путем передачи России части украинской территории, в частности – Донбасса».
Хотя Москва, как известно, никогда не просила Киев о таком подарке. Иначе не было бы «Минска-2» с его договоренностями. Россия (и это не раз подчеркивалось на самом высоком официальном уровне) заинтересована в том, чтобы Украина была целостным, стабильно развивающимся и дружественным нам государством. Но сегодня самое главное, чтобы Киев не убивал своих собственных граждан на Востоке страны.
В тоже время, эксперты из Института Горшенина отмечают, что 57,6 % украинцев верят в военную победу Украины в Донбассе. То есть, мир по-мински им не нужен. Нужно продолжение кровопролития.
Вопрос: насколько все эти соцвыкладки объективны, если судить по настроениям в украинском обществе?
— Стоит учесть, что этот опрос был проведен к экспертному форуму «Украина. Стресс-тест», который прошел 31 марта в киевском бизнес-центре «Парус» при непосредственном участии таких одиозных фигур новой власти, как Наливайченко (глава СБУ — ред.), Аваков (глава МВД Украины — ред.), Стець (министр информации — ред.) и др., — пояснил председатель комитета госстроительства Новороссии Владимир Рогов. – По сути, это инструмент продавливания силового решения кризиса на Украине.
Но мы должны понимать, что силового решения этого вопроса нет. Возможен только политический путь. О чем говорили в Минске лидеры России, Германии. Франции, выступившие гарантами достигнутых там договоренностей.
Однако сегодня мы видим, как Порошенко пытается вырваться из этих «объятий» европейских лидеров. Ведь не просто так г-н Климкин, глава МИД Украины, сразу после подписания Минских соглашений заявил о том, что никаких обязательств Украина на себя не брала, и выполнять ничего не будет.
Так что к данной социологии я отношусь с очень большим скепсисом.
— Почему?
— Потому что люди на Украине сейчас боятся отвечать на вопросы социологов так, как они действительно думают. Сразу же могут начаться репрессии, вплоть до уголовного преследования. Потери, как минимум, здоровья, а то – и жизни. Поэтому большинство просто предпочитает повторять то, что слышат в телеэфире, то, что звучит как официальная точка зрения. Но думают, на самом деле, иначе.
Ярким подтверждение этого, кстати говоря, являются недавние события в Николаеве, где жители сорвали акцию участников «АТО», которую те собирались провести в день 71-й годовщины освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. На лозунг «Слава Украине!» люди в ответ начали кричать «Позор!», «Фашисты!», «Убийцы!».
Наконец, если, как утверждает «Институт Горшенина», большинство – за боевые действия, то почему в очередной раз проваливается мобилизация? От повесток бегут куда угодно. Но больше всего в Россию и Белоруссию – к родственникам, к друзьям и знакомым – лишь бы не принимать участия в этой бессмысленной бойне.
Все это как раз говорит о том, что жители Украины не хотят войны. Они не поддерживают позицию государства. Есть одурманенная часть, но она явно не составляет тот процент, который представлен в соцопросе.
— Получается, что двойные стандарты и двойная мораль – это для украинцев сейчас способ выжить?
— Безусловно, это способ выжить. Поскольку тот же, скажем, Наливайченко – это человек, который курировал создание «Правого сектора»*. Человек, который был завербован спецслужбами США еще в «нулевые» годы. А никто не заинтересован так в эскалации конфликта и наращивании противостояния в Донбассе, как американцы.
Но надо понимать, что поджечь они мечтают не только Восток Украины. Один из сценариев – это размораживание конфликта и подготовка боевых действий в Приднестровье. О чем, собственно, и сказал Порошенко во время недавней встречи с президентом Румынии. Обратите внимание: президенты Украины и Румынии обсуждают территориальную целостность Молдавии и размораживание конфликта в Приднестровье. Сами они что ли до этого додумались?
А ситуация, действительно, может быть очень опасной. В Приднестровье несколько сот тысяч граждан России и, насколько я знаю, примерно тысяча миротворцев, которые не вооружены тяжёлой техникой.
Приднестровье – это тонкая полоска между Молдавией и Украиной. Вся территория непризнанной республики легко простреливается артсистемами залпового огня типа «Град». Если Киев спокойно расстреливает своих сограждан, то что может помешать ему начать аналогичную операцию в отношении жителей Приднестровья, когда подобная провокация будет на руку Вашингтону?
— Вряд ли Штаты всерьез ставят на Порошенко, как на великого полководца… Камуфляж и пистолет на поясе еще ни о чем не говорят.
— Но он послушный и управляемый. К тому же, кровно заинтересован в сохранении своих капиталов, которые, понятно, хранятся не в гривнах и не в украинских банках.
Ярким показательным моментом политической шизофрении, которая превалирует в головах представителей действующего режима, являются как раз последние заявления Порошенко. Сначала он признал, что от мобилизации сбежал каждый третий призывник, получивший повестку. А через два дня назвал украинскую армию одной из пяти сильнейших армий континента.
Вообще, на мой взгляд, все, что говорится сейчас в украинских медиа, и всяких «экспертных» сообществах можно выразить одной фразой из произведения Джорджа Оруэлла: «Ложь – это правда. Война – это мир». Именно по такой формуле людям и предлагается жить.
И, по мнению украинского политолога Сергея Слободчука, результаты социологического опроса, предоставленные «Институтом Горшенина», не выглядят убедительно.
— Мне, например, совершенно непонятно, как эти цифры коррелируют с тем, что идет массовое уклонение от мобилизации. Ведь бегут, не дожидаясь, когда принесут повестку. А разносят эти повестки военнослужащие, которые участвовали в войне на Востоке – их обязали перед демобилизацией. Теперь они группами по трое ходят по адресам, вычисляют, кто дома, живет ли там конкретный человек и пытаются вручить ему повестку на сборный пункт.
При этом есть информация, которую озвучил недавно секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев: из двух с половиной миллионов украинцев, которые находятся сейчас на территории России, половина – потенциальные призывники. Как это согласуется с утверждением, что почти половина украинцев выступают за продолжение войны? Здесь как бы сама жизнь опровергает эту социологическую теорию.
Украинские мужики не рвутся в бой. Они рвутся на заработки. В Польше обвалился рынок труда, потому что украинцы дешево стоят. В Венгрии, в Словакии, в Румынии – все села там просто оккупированы уже нашими гражданами.
И тут вдруг оказывается, что половина украинцев собрались воевать. Не вяжется все это. С другой стороны, надо понимать, что другие цифры, наверное, и не могли прозвучать на этом так называемом «экспертном форуме».
*Решением Верховного суда РФ от 17.11.2014 организация «Правый сектор» признана экстремистской, её деятельность в России запрещена.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня