Статьи

Как Россия помогла завершить переговоры десятилетия

Иран согласился сократить мощности по обогащению урана в обмен на снятие санкций ЕС и Совбеза ООН. Базовых соглашений по решению ядерного вопроса, который портил жизнь исламской республике десятилетиями, удалось добиться накануне.

Министерская шестерка, в которую входит и Россия, договорилась с Тегераном о снижении объемов обогащения урана в обмен на снятие экономических и военных запретов. Документ еще будут дорабатывать, но главное уже достигнуто.

Восьмидневный марафон в Лозанне — более чем жирная точка в переговорах, что с переменным успехом длились больше десяти лет. И, наконец, они завершились победой дипломатии.

«Переговоры были по-настоящему марафонскими: периодически там появлялись министры, некоторые, в частности, Джон Керри и сами иранцы, сидели в Лозанне безвылазно, по-моему, две с лишним недели. Но, как я уже говорил, результат обнадеживает», — подчеркнул глава российского МИД Сергей Лавров после завершения переговоров.

В выигрыше остались все. Иран останавливает две трети центрифуг для обогащения урана, оставляя за собой право на развитие мирной атомной программы. Ни один из ранее построенных объектов закрыт не будет, на базе военной инфраструктуры создадут научные центры.

Топливо для АЭС Ирану готова поставлять Россия. Она же намерена его и забирать — после того, как оно будет отработано.

На ближайшие четверть века Иран станет самой прозрачной страной для инспекторов МАГАТЭ. В ответ Запад поэтапно снимает с Исламской республики экономические санкции.

Закрыть иранское ядерное досье – это и успех для отдельных политиков. Бараку Обаме такую победу теперь не стыдно будет предъявить и избирателям, и Конгрессу.

«Я всегда настаивал на том, что сделаю все необходимое, чтобы Иран не смог создать собственную атомную бомбу. И моя позиция была неизменна. Но я также знаю, что дипломатия — лучший способ решения проблем», — радостно заключил глава США.

Обращаясь к журналистам, Обама, конечно, не упомянул, что идея выработки соглашения, основанного на взаимных и постепенных уступках, принадлежит России.

Замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков напоминает, что всеобъемлющий контроль с учетом права Ирана на мирный атом в обмен на снятие санкций — принцип, который изначально предложил российский лидер.

«Эта триединая формула в конечном итоге стала стержнем достигнутой договоренности. Нам есть, чем по праву гордиться, что мы смогли воплотить базовую установку, сформулированную нашим президентом», — поясняет представитель ведомства.

Впрочем, несмотря на достигнутые принципиальные договоренности, никаких соглашений в Лозанне подписано не было. Экспертам и дипломатам еще только предстоит составить итоговый текст и утрясти все детали. Крайний срок — 30 июня. Затем документ вынесут на голосование в Совбез ООН. Только после этого санкции начнут отменять.

Хотя сами иранцы уже вовсю празднуют: приветствие главы иранского МИДа в Тегеране можно сравнить разве что со встречей футбольной команды, вернувшейся с победой. Сам Джавад Зариф соглашение назвал историческим, при этом подчеркнул, что теперь все зависит от того, не отыграют ли назад западные партнеры.

Фото: РИА Новости
Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.