Давайте тогда начнем с Коломойского и Порошенко, и их конфликта. Вы как-нибудь могли бы прокомментировать, кто в этой войне выйдет победителем, и вообще, кого в данной ситуации представляет Порошенко? Олигарха, который борется за свои собственные активы и за свою собственную выгоду, или он выступает в качестве государственника, который хочет спасти свою страну и борется с так называемой феодальной вольницей?
Анатолий Шарий:
Если бы он выступал в качестве государственника, то он бы не позволил Коломойскому захватить настолько серьезно власть в том регионе, в котором Коломойский захватил её. Это все прикрывалось лозунгами о том, что Коломойский защищал регион от сепаратизма. А защищал он в первую очередь «Приват», потому что, если бы Днепропетровская область была захвачена, оккупирована, то все — Коломойскому пришел бы конец. И более того, мы прекрасно помним, как рефинансировался «Приват», когда он получал серьезные средства с государственного бюджета при помощи НБУ. И что, получается, что те активы, которые находились в Крыму или в Луганской области, то есть те активы, которые государство уже никогда не увидит. И понятно, что в общем-то Игоря Валерьевича все устраивало, а Порошенко проспал ситуацию по отношению к самому себе. Ведь ситуация назревала довольно давно, и практически в открытую начиналась войнушка у них…
Вежливая Настя:
Простите, а он именно оттягивал её именно сознательно, или проспал, как Вы выразились?
Анатолий Шарий:
Именно проспал, потому что у него никакая команда. Когда Вы спросили первоначально, кто выиграет, я Вам говорю, что выиграет однозначно Коломойский, если будет жив, потому что команда Порошенко меня не то что разочаровала, я просто шокирован — когда они проспали оппозицию, открытую оппозицию — в лице Яценюка. Яценюк — это человек Коломойского, потому что мы все помним «project» который родился в голове Игоря Валерьевича по поводу стены, и это воспринялось сначала как шутка, потом вдруг «бац» и это озвучивает премьер-министр на полном серьёзе. А потом на это выделяются деньги, и это уже из анекдота превращается в реальность, которая стоила сотни миллионов. И Порошенко это всё проспал. Я не знаю, может он думал, что все это рассосется как-то, но когда Коломойский почувствовал абсолютную власть, скажем так свою, он уже позволил себе вводить вооруженных людей в Киев, какие-то там осуществлять мероприятия достаточно интересные. Вот так вот! Выиграет он, в любом случае у него команда сильнее, они умнее, они знают, что надо делать. Им абсолютно плевать на этот народ, это сто процентов, в принципе, как и Порошенко. Но Порошенко не плевать на себя, потому что… Вы понимаете в чем дело? Все предыдущие президенты, ну может Ющенко, потому что он туповат был, выпадает из этого ряда, они зарабатывали деньги. Ну понятно, если ты президент, ты зарабатываешь деньги. Вот Порошенко эта война не нужна особо, совсем не нужна, а Игорю Валерьевичу она нужна, потому что война — это заработок. А Порошенко проходит мимо кассы, он сейчас президент, но срок идет к концу, и понятно, что никто его не переизберет. Может что-то случится и раньше. Пришло понимание этого наверно какое-то. Но уже поздно, эти ребята, они получили оплеуху, и даже хоть было обставлено так, как будто бы все нормально и цивильно: «Спасибо», «Да», «Пожалуйста». На самом деле все не так, и это для Коломойского оплеуха. Это не тот парень, который будет это прощать.
Вежливая Настя:
А вот его дальнейшие действия? Дальнейшие действия Коломойского, они в каком ключе будут продолжаться? В политическом или все-таки в экономическом?
Анатолий Шарий:
Нет! Он будет мочить Порошенко всеми доступными способами, я имею ввиду средства массовой информации: подконтрольные средства массовой информации, всевозможные вбросы, провокации. Креативщиков там хватает у них. Они возможно на Западе не сработали, такие вещи как там: Порошенко продает бронетранспортеры, и это заявляется Безлером. И где-то это не прокатило бы, а вот для украинцев чем тупее, ну для большинства, скажем так, тех кто привык черпать информацию со средств массовой информации. Для них чем тупее, тем лучше. Вот такого рода вбросы будут идти. А у него хватает ресурсов для того чтобы осуществлять эти вбросы планомерно, часто и в серьез.
Вежливая Настя:
Я поняла, спасибо. А давайте теперь немножечко о Вас поговорим. Как Вы вообще делаете, и монетизируете ли Вы свою журналистскую деятельность?
Анатолий Шарий:
Я же сказал, не называйте меня журналистом. Называйте меня «ночным горшком» или «стиральной машинкой, мне все равно. Я не занимаюсь журналистикой, и не хочу себя…
Вежливая Настя:
То есть это не журналистика, и те расследования, которые Вы проводите, те «обнаженки» правды, так сказать, это не журналистика по-Вашему?
Анатолий Шарий:
Это хобби. Если Вас интересует конкретно монетизация, то конечно монетизация присутствует.
Вежливая Настя:
Присутствует. Хорошо, я поняла. Вы занимаетесь по большей степени разоблачениями разных фейков, других журналистов, каких-то СМИ. И вот я не знаю, насколько Вы осведомлены, есть такой проект, который называется «СТОП ФЕЙК», он себя позиционирует как независимый. Он получил ряд наград в Европе, в том числе о нем упоминали и французские СМИ, и в Германии он стал лучшим интернет ресурсом в 2014 году. Почему Западные СМИ так уделяют много внимания, и так восхищаются «СТОП ФЕЙКОМ» и при этом обходят Вас стороной, наградами своими, упоминаниями и.т.д.
Анатолий Шарий:
По поводу «СТОП ФЕЙКА» скажу так: Начинали они, мне было даже немножко интересно, а потом, когда эти клуши начали воровать мои разоблачения, выдавая их за свои… То есть абсолютно полностью, они это забирают и выдают за своё. Потом они даже рассказывают, вот мы искали фотографию: как было в случае с манекенами. Я то ведь знаю как все происходило, а потом я вижу своё видео, свои фотографии. Вот так вот. Ну и плюс несколько раз они фейканули настолько откровенно, настолько глупо как бы. А после этого они начали заниматься разоблачениями демотиваторов, разоблачениями постов Вконтакте. Я таким не занимаюсь, ну то есть я не разоблачаю по сути в соц.сетях. Это бред сумасшедшего, Вы же понимаете. Насколько они независимы? Все изначально знали, что это грантовая штука. Они живут на какие-то гранты. Что их там награждают, ну так Джемилёва тоже награждают. Правильно? Ну есть ублюдок, который говорит, что нужно прекратить кормить людей в Крыму. Этого ублюдка награждают. Премию мира дадут Нобелевскую. Поэтому, что там, кого награждают, меня как-то мало жарит. Моей наградой служит, это количество подписчиков и количество просмотров, а «СТОП ФЕЙК» может просто нервно покурить в сторонке, глядя на это количество.
Вежливая Настя:
То есть, Вас это нисколечко не обижает?
Анатолий Шарий:
Абсолютно плевать, абсолютно.
Вежливая Настя:
Еще у меня один вопрос: после того как случился Майдан в 2014 году как то изменилось Ваше отношение к свободе слова на Западе? В западных СМИ?
Анатолий Шарий:
Нет, не изменилось. Я не сталкивался с каким-то там притеснением свободы слова на Западе в прессе. Я имею ввиду в старой Европе, скажем так. Я такого не знаю, я знаю наоборот, что люди хотят что-то сказать, то они говорят, и в общем-то не особо и боятся это высказать. Другое дело — Европа новая, но там абсолютно как бы другая ситуация и я не скажу, что Европа не однородна. Европа есть Европа.
Вежливая Настя:
Это понятно, это конкретно если говорить о старой Европе. Там все равно же присутствует элемент пропаганды, или Вы полностью отрицаете это?
Анатолий Шарий:
Смотрите, у каждого издания есть главный редактор, и он подчиняется владельцу издания, а владелец издания общается с определенными людьми во власти, скажем так. Богатые люди, миллиардеры, вот. И если есть определенная политика у государства то, идти в разрез этой политики, искать себе проблемы и приключения. Кому нужно искать себе на пятую точку приключения? Никому это не нужно. Я прекрасно понимаю Европу. Ввязавшись в эту ситуацию с Украиной сейчас давать заднюю, которую в общем-то начали Штаты, которым вообще до лампочки, они на другом континенте, а Европе эта война не нужна абсолютно. Ей не нужны эти все проблемы, однако же сейчас давать заднюю, это как бы соглашаться с тем, что да — мы ошиблись, соглашаться с тем, что ну что же — пускай Россия забирает Украину. То есть они не могут дать заднюю, даже если хотят. Хотя в Украине просто не показывают много того, что пишут на Западе к примеру. А я иногда мониторю, ну раз в две недели так точно, выдаю материал по поводу того, что пишет западная пресса по этому всему. Высказывания западных политиков. Всех настолько достала Украина, честно говоря, что Вы себе просто не представляете. Я имею ввиду людей, которые на самом деле, что-то решают в ЕС.
Вежливая Настя:
А какими, если не секрет источниками западных СМИ Вы пользуетесь? Каким доверяете?
Анатолий Шарий:
Открытыми абсолютно источниками, немецкие СМИ…
Вежливая Настя:
Тоесть это какие-то федеральные издания, федеральные каналы?
Анатолий Шарий:
Абсолютно официальные издания. Я не имею ввиду, какую-то прессу оппозиционную, это серьезные издания: немецкие, испанские, итальянские, французские, причем я повторяю — не оппозиционные. Оппозиционные Вы понимаете, это может быть маленький какой-то сайтик…
Вежливая Настя:
Да я поняла. Ну хорошо, а вот если Вы обращаетесь к ним за какой-то информацией, как к источнику мнений, Вы сами взаимодействуете с западными коллегами, если можно так сказать, в том числе с немецкими, французскими? Они помогают Вам информацией какой-то, содействие оказывают какое-то, комментарии какие-то дают. Или может Вы им?
Анатолий Шарий:
Они у меня просят информацию и комментарии. Единственное интервью, которое было в старой Европе, это Нидерланды — по поводу «Бука». Они взяли огромное интервью, и оно в итоге не вышло. И я тогда понял, что расследование будет очень долгим. А так вообще мы общаемся, можем общаться нормально, и это интересно с ними общаться, потому что люди работают по стандартам, которых в Украине не видели, не знают и не скоро узнают. Но в плане работы, я с ними не работаю ни с одним из их изданий, это моя позиция.