Турне премьера Дмитрия Медведева по странам Юго-Восточной Азии подтвердило неизменность российского курса на сближение с Востоком. Закрепив статус стратегического партнера с республикой Вьетнам, глава правительства в составе представительной делегации отправился в Таиланд. Судя по характеру переговоров между премьером Дмитрием Медведевым и главой тайского правительства Прают Чан-Очой, в скором времени Таиланд станет не только всероссийской здравницей, но и житницей. Товарооборот между странами планируется увеличить в два раза с $5 млрд. долларов до $10 млрд.
Причем, как предполагается, это произойдет уже в следующем году.
На встрече глав правительств была раскрыта и технология планируемого экономического рывка. Как заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, Россия и Таиланд могут создать совместную зону свободной торговли. Аналогичное предложение было сделано Вьетнаму и наш давний союзник его принял. Договор о зоне свободной торговли (ЗСТ) между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Вьетнамом может быть подписан в первом полугодии 2015 года. Сейчас «удачный момент для того, чтобы заходить на российский рынок», резюмировал Медведев. В свою очередь, подключение к ЗСТ с Россией и вовсе представляет беспрецедентный торговый бонус. Поскольку появление ЕАЭС — большого рынка, включающего в общей сложности пять стран (РФ, Белоруссия, Казахстан, а также Армения и Киргизия) позволяет «получить сбыт еще в четырех странах, кроме России, — без дополнительных уплат таможенной пошлины», — подчеркнул глава кабмина РФ.
Впрочем, Москве есть что предложить своем партнерам. Так, глава Минпромторга Денис Мантуров во время визита с премьер-министром Дмитрием Медведевым в Таиланд, заявил о возможности экспорта военной авиации и других вооружений по линии ВТС. Причем, расплатиться Бангкок сможет как валютой, так и поставками сельхозпродукции, включая упомянутый каучук. Премьер-министр королевства Прают Чан-Оча подтвердил, что его страну больше всего интересуют поставки авиатехники. «Мы своих самолетов не производим, а авиация — это такая отрасль, в которой крайне сильна конкуренция. Все происходит очень быстро, отстать от других очень просто. Нам нужны самолеты, в том числе военные, а также самолеты и вертолеты для тушения пожаров», сказал Прают Чан-Оча.
Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов считает, что схема «танки в обмен на продовольствие» больше напоминает обыкновенный бартер.
– Сейчас у власти в Таиланде находится военное руководство. США называют события 2014 года военным переворотом и заявили о сворачивании совместных с Таиландом проектов в сфере обороны. Можно ли сказать, что это представляет «окно возможностей» для налаживания отношений между РФ и Королевством Таиланд?
– Несмотря на это, в плане выстраивания военно-технического сотрудничества Таиланд — это одна из самых сложных стран. Но у России серьезные позиции в Юго-Восточной Азии. Например, у нас очень хорошее военно-техническое сотрудничество с Вьетнамом. Обороты с Ханоем в плане ВТС у нас возрастают.
У нас также очень неплохие отношения в этом смысле с Индонезией. Если брать Лаос, то это страна бедная, хотя что-то мы и там продаем.
– У таиландской армии на вооружении стоят американские танки М-60, М-48. В принципе, это старье. Россия имеет шанс обновить танковый парк королевства?
– Интересный момент в том, что Таиланду танки продают и украинцы (БМ «Оплот»). С другой стороны, украинский ОПК сильно демпингует, да и качество оставляет желать лучшего. В принципе, если поднажать, они нам не конкуренты.
Скорее, они составляли конкуренцию китайцам. Обратите внимание, почему Китай занимает новые ниши на рынках вооружений – там больше нет украинцев.
– Поговаривают, что танковая сделка может сорваться: Киев придерживает машины для возможного возобновления наступления на Донбасс.
– Не думаю, что сделка сорвется. Таиланд — это стабильный потребитель. Не думаю, что киевские власти захотят потерять такого клиента. Стоит отметить, что с «Оплотом» они обошли Россию в свое время, когда проводился тендер.
– Как им это удалось?
– Факторов много. Израильтяне, например, совершенно неожиданно обошли нас во Вьетнаме в деле строительства завода стрелкового оружия. То есть, вьетнамцы приобрели не наш автомат Калашникова. Хотя, казалось бы, наши отношения, начиная со вторжения американцев во Вьетнам, диктовали обратное решение. Ведь это наш стратегический союзник. Видимо, мы скоро вернемся в Камрань. Однако менеджмент недоработал. Что касается украинских танков, которые поставляются в Таиланд, то они дешевле. Думаю, помимо прочего, здесь сыграл роль проамериканский настрой прошлого руководства страны.
У нас традиционно не было особых отношений с этой страной в оружейной сфере. Мы говорим, что готовы поставлять танки, но готовы ли они их купить, вот в чем вопрос.
– Премьер-министр королевства Прают Чан-Оча подтвердил заинтересованность в приобретении самолетов и другого оборонного снаряжения.
– Безусловно, «окно возможностей» для нас в этом направлении существует, но его нужно доформатировать. То, о чем говорят Медведев или Мантуров — это небеспочвенные декларации. Особенно в нынешней сложной мировой ситуации, когда все балансируют на грани «холодной войны». Впрочем, определенные моменты потепления уже чувствуются. Хотя риторика с обеих сторон, по-прежнему, очень жесткая.
В Юго-Восточной Азии наша авиатехника себя прекрасно зарекомендовала. Поскольку она соответствует критерию «цена-качество». В Таиланде тоже умеют считать деньги. При определенном раскладе они были бы не против приобрести нашу технику. Взамен мы будем получать натуральный каучук и продовольствие. И это большой плюс, если учитывать, что многие рынки для нас закрыты в связи с санкциями. Таиланд может предложить нам очень много из того, что нам необходимо.
Введение санкций против России заставило Москву начать серьезное маневрирование на всех направлениях. Я убежден, что политики, принимавшие решения о вводе санкций в США и ЕС, прекрасно понимают, что серьезно просчитались. Потому что они исходили из неверного посыла, что Россия как была на уровне 1991-1998 годов, так и осталась. Но за прошедшие годы мы научились ориентироваться на международном рынке, оперативно реагируя на смену конъюнктуры.
– В общем, истребители в обмен на продовольствие и никакое эмбарго нам не страшно?
– Это еще не все. У Таиланда есть отличная возможность поманеврировать в отношениях с США. Все равно Вашингтон останется главным союзником для Бангкока. Но торговые сделки и «заигрывание» с Россией станут серьезным сигналом для американцев. Дескать, мы диверсифицируем отношения, вы не всесильны, и мы можем геополитически «уйти на север». Потому что Россия плюс Китай это будет вполне самодостаточный рынок для Таиланда.
– Чем конкретно в плане военной авиации мы можем заинтересовать таиландский Генштаб?
– Самая популярная модель во всех странах Юго-Восточной Азии — это линейка истребителей Су (Су-27, Су-30).
– В качестве транспортника и самолета для тушения пожаров подойдет Ил-476?
– Для тушения пожаров у нас, вообще-то, есть Бе-200 (многоцелевой самолет-амфибия).
– Хватит ли мощностей нашего производителя компании «Авиастар-СП», который сегодня и так перегружен внутренними заказами?
– Это серьезный вопрос. В основном предприятия нашего ОПК ориентируются на внутренний рынок. Это правительственная установка. С другой стороны, происходит переосмысление производственной и сбытовой политики. До реформы ОПК жил за счет экспортных контрактов. Потому сделали ставку на обеспечение внутренних заказов. Так было до украинского кризиса.
Тогда возникло правильное понимание, что нельзя терять клиентов. Если говорить про Ил-476, то его выпускает только «Авиастар-СП». Спору нет – мощностей маловато. Учитывая, как заключаются контракты на Востоке (а он, как известно, «дело тонкое»), у нас есть нормальный временной люфт, в который мы можем уложиться. Если, конечно, мы не будем тянуть с выполнением заказа.
Сейчас мы должны очень быстро реагировать. Многие менеджеры наших компаний в Рособоронэкспорт и в ФТС говорят о том, что пора менять систему. Второе место в мире по продажам вооружений мы держали постоянно (после США). Пока мы удерживаемся на этой позиции. Но возникли новые вызовы, на которые мы должны реагировать.
Российское правительство последовательно реализует геополитическую концепцию разворота на Восток в условиях санкционной войны с Западом, отмечает заместитель директора Центра политической информации Алексей Панин.
– Надежды на то, что голос разума будет услышан в Вашингтоне и Брюсселе, все меньше и меньше. В сложившихся условиях мы не можем рисковать экономической стабильностью, а также политической стабильностью в стране.
Развитие отношение со странами Юго-Восточной Азии это ключевая задача. Если в 2013 году составить список из 20 стран (очищенных от оффшорных зон), на которые приходилось более 90% совокупных инвестиций в российскую экономику, то в нем Азию представляли бы только Китай и Япония. Понятно, что, имея такие стартовые условия, реализовывать разворот на Восток достаточно сложно. Потому что монополистом этого разворота в текущих условиях стал бы Китай (плюс, возможно, Япония и Южная Корея).
России такой поворот событий не очень интересен: Китай — это достаточно опасный друг.
– Япония и Южная Корея, вообще, входят в орбиту геополитического влияния США.
– Это не совсем корректное утверждение. Например, Япония, хотя и поддержала санкции против России, но в очень мягком формате. А Южная Корея санкции не поддержала в принципе.
– Стоит ли тогда преувеличивать зависимость Таиланда от США со времен войны во Вьетнаме?
– Приведу такой пример. Киев, как известно, «мать городов русских». Но это не мешает Вашингтону и Брюсселю пытаться вырвать его из сферы влияния России. На самом деле, все это классические войны между ведущими игроками в целях расширения рынков сбыта. Проект евразийской интеграции имеет большой потенциал с точки зрения его масштабирования. Собственно говоря, чему и противостоят США.
Речь идет о том, чтобы включить в зону свободной торговли более 10 государств.
– ЗСТ это низшая ступень интеграции, которая несет в себе риски незаконного реэкспорта продукции из третьих стран. Не случайно Москва так спешила с созданием Таможенного союза.
– Реэкспорт из азиатских стран не имеет никакого смысла. В контексте санкций он, скорее, представляет интерес для европейских стран (он идет либо по западному направлению, либо с участием Казахстана). Если говорить о киргизском реэкспорте, то это больше проблема поставок контрафакта. Она обусловлена несовершенством Таможенного союза.
– Насколько выгодно РФ расширении товарооборота с Таиландом с точки зрения его структуры?
– Насколько я понимаю, Медведев рассматривает эту страну как один из рынков сбыта российского зерна. Плюс шла речь о создании совместных производств в аграрно-промышленном секторе. Плюс мы сами заинтересованы в поставках продовольствия. Видно, что правительство очень серьезно подготовилось к этому, скажем «road-show» (презентация проектов перед привлечением инвестиций – прим. ред.). Каждой конкретной стране в Юго-Восточной Азии мы сделали определенные предложения. Так, чтобы они были интересны потенциальному партнеру и нам с учетом санкций. Понятно, что в риски взаимодействия с Россией в любом случае повышаются. И все участники процесса это понимают.
– Но, судя по всему, их это не слишком смущает: собственные прагматические интересы оказываются важнее дружеского похлопывания по плечу со стороны Дяди Сэма.
– Это так. И следует признать, что команде переговорщиков из России удалось максимизировать преференции для российского бизнеса. На самом деле нам не нужна геополитическая переориентация Таиланда. Нам нужны конкретные договоренности, которые бы работали. Нужно отделять политические и экономические вопросы.
1 комментарий
Правильно зачем развивать внутреннее производство? Заграница нам ПОМОЖЕТ!!! Все купим, а что не купим то украдем. Молодец Медведев!!