7 апреля сто десантников из России, Белоруссии и Таджикистана впервые в истории высадились на дрейфующие льды Северного ледовитого океана близ полюса. Они прыгнули с парашютом из самолетов Ан-74, когда за бортом было минус 75 по Цельсию. У каждого — снаряжение весом до 50 килограммов. Далее двинулись по снежной пустыне на снегоступах и лыжах. В пути помогли настоящие ездовые собаки.
Ил-76 взял курс на Северный полюс. На борту — сотня десантников. Скоро самолет будет возле нулевого меридиана.
Гул двигателей в условиях ограниченной видимости — сигнал о приближении десанта. В небо взмывает метеозонд, чтобы выяснить скорость и направление ветра. В ту же секунду на площадке приземления зажигают сигнальные огни. Это — ориентир для десантников. Сюда они направят свои парашюты.
На высоте полторы тысячи метров самолет снижает скорость до 350 километров в час. Температура за бортом — минус 75 градусов!
Десантники прыгают в полной боевой выкладке, с оружием. Кроме того, у каждого на груди — 50-килограммовый контейнер со всем необходимым для выживания в условиях экстремально низких температур.
Это первая в истории международная гуманитарная поисково-спасательная экспедиция. В самой северной точке планеты — десантники из России, Белоруссии и Таджикистана.
Майор Евгений Сергун — из Белоруссии. К прыжку в район Северного полюса готовился несколько месяцев. «Интересно, что условия новые. Мы готовились и будем решать поставленные задачи. Все нормально», — отметил военный.
Полярный мороз больнее всего жалит южан — десантников из Таджикистана.
«Мы — из солнечной страны. Впервые здесь. Холодно! Нам немножко сложновато участвовать в таких учениях», — признался Джамабил Ганджалов, начальник воздушно-десантной подготовки ВС Таджикистана.
Лыжи и снегоступы — весомый аргумент в многокилометровом марш-броске по бескрайней ледяной пустыне. Первая группа десанта уходит за горизонт.
Пес по кличке Черке — тоже участник этой арктической экспедиции. Его вместе с остальными ездовыми собаками привезли в район Северного полюса на другом самолете буквально за час до высадки десанта.
«Это северные ездовые собаки: аляскинские маламуты, сибирские хаски, чукотские ездовые и самоеды. У нас четыре породы. Эти собаки прошли экспедицию вместе с Федором Конюховым и Виктором Смирновым», — сказал кинолог Дмитрий Новосельев.
В упряжке Черке — самый титулованный. За 11 лет жизни он пробежал все арктическое побережье от Чукотки до Гренландии. На Северном полюсе уже десятый раз.
Собачьи упряжки — самый универсальный вид транспорта в ледяной Арктике. Эти животные готовы тянуть нарты в любую непогоду, будь то сильный мороз, туман или метель. Сейчас в районе Северного полюса минус 25, и это самые комфортные условия для этих собак. Их, кстати, привезли из Карелии.
Передовой дозор десанта вышел на опасный участок. Впереди — разлом. Весна! Лед трещит и ломается, выпуская на поверхность холодные воды Северного Ледовитого океана. Такая ловушка может стоить путешественнику жизни. Инструкторы внимательно следят за каждым бойцом.
Самый сложный элемент учений. Важно внимательно действовать, предельно осторожно, потому что сразу же ледяная вода. Шаг за шагом десантники преодолевают этот опасный участок.
Пока одни десантники штурмуют ледяные торосы, другие обустраивают базовый лагерь «Купол». Жить они будут в палатках. В них есть все, что нужно десантнику на учениях, говорит подполковник Сергей Волгин.
«Все — на жидком топливе. Все — мобильное. Все доставлено, десантировано на парашютных системах», — пояснил Волгин.
Ледяная купель — для тех, кому и на Северном полюсе жарко, шутят десантники. В нее — очередь.
Тренироваться крылатая пехота может круглые сутки. На Северном полюсе — полярный день. Солнце всегда над горизонтом.
«Сегодня мы на самом краю света. Никто не знает, где мы окажемся завтра», — сказал Иван Ахтырский, разведчик Псковской 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии ВДВ.
Разведчик Ахтырский вместе с боевыми товарищами прошел не менее десяти километров. Учится ориентироваться на местности. В этой науке главное — не замерзнуть, говорит Иван.
«Ветер, мороз не дают остановиться. Если остановился, значит, уже. Ничего не работает», — отметил Ахтырский.
Одна из задач десанта — выйти на географическую точку Северный полюс. На дрейфующей льдине она всегда разная — ледяная масса все время движется. Скорость — до полутора километров в час.
И не важно, что мороз за 30. Ради такого случая настоящий десантник, не задумываясь, сменит теплую шапку на голубой берет.
1 комментарий
А зачем наш десант стремился к нулевому меридиану? Опять англичане ноту подадут. И правильно сделают. А журналист, подготовивший материал — двоешник. Опять с грустью вспоминаешь, какой порядок в СМИ был при надзоре, организованном компартией.