Не так давно мировое информационное пространство облетела новость о том, что 750 жителей Гватемалы решили судиться с американским медицинским институтом Джона Хопкинса. Поводом для иска послужили опыты, которые в 40-х годах минувшего века проводили в Гватемале американские медики, умышленно заражая местных жителей сифилисом, гонореей и некоторыми другими разновидностями венерических заболеваний. Гватемальцы суммарно оценили нанесенный им ущерб в 1 миллиард долларов, и направили все необходимые для возбуждения дела бумаги в окружной суд округа Балтимор. Некоторые гватемальские правозащитники утверждают, что опыты проводились при молчаливом попустительстве тогдашнего руководства страны, в то же время, американская сторона считает иск спекуляцией на трагедии.
Впервые же скандал вокруг искусственных заражений в Гватемале разгорелся еще в 2010 году, когда были обнародованы записи доктора Джона Катлера, пролившие свет на сомнительные с точки зрения врачебной этики эксперименты американских медиков, имевшие место в 1946 – 1948 годах.
Как бы то ни было, опыты над жителями Гватемалы были неразрывно связаны с другим, более известным врачебным экспериментом, проводившимся с 1932-го по 1972-й годы, и вошедшим в история как Исследования Таскиги. Впрочем, обо всем по порядку.
Однажды на Юге
Американский Юг, конец 20-х годов минувшего века. Рабство давно отменено, но облик южных штатов мало изменился с XIX века. Индустриализация здесь проходила не такими быстрыми темпами, как на Северо-Востоке, к тому же черное население, процент которого на Юге был традиционно высок, и которое составляло основу местной бедноты, было в большинстве своем неграмотно и социализировалось с большим трудом. Одной из главных болезней тогдашнего общества, особенно бедноты, был сифилис. В южных штатах же он стал настоящим бичом – как уже было сказано, черное население было малообразованным, не доверяло белым, и в особенности докторам, поэтому процент людей, успешно поборовших болезнь, на Юге составлял от силы 30 % от всех зараженных. Сказывалось и то, что еще не было достаточно эффективного лекарства от этой заразы – достаточно сказать, что в 30-е годы еще имела место практика лечения сифилиса ртутью, которая отравляла организм пациента и он, получив, возможно, облегчение в борьбе с одной болезнью, получал себе «букет» новых проблем со здоровьем.
Когда в 1929-м году грянула Великая депрессия, американскому правительству стало не до негров и сифилиса, вследствие чего большинство затратных исследований были свернуты. Однако в 1932-м году в городке Таскиги, штат Алабама, был начат медицинский эксперимент, которому было суждено поставить в общественном сознании огромный знак вопроса рядом с понятием «врачебная этика».
Вдохновлялись американские доктора опытом норвежских коллег, которые незадолго до описываемых событий провели в Осло эксперимент, в ходе которого была отобрана группа белых мужчин, болеющих различными венерическими заболеваниями. Эти люди были взяты под наблюдение, на основе которого врачи вырабатывали общие закономерности лечения.
В 1932-м году в Таскиги под патронажем Службы общественного здравоохранения была создана врачебная группа, во главе которой встал доктор Кларк Талиаферро. Суть разработанной этими медиками программы состояла в том, чтобы взять группу негров, уже больных сифилисом, и наблюдать за тем, как протекает болезнь. В отличие от норвежских коллег, врачи из Таскиги лечить своих подопечных не собирались, более того, вскоре было принято решение подвергать искусственному заражению новых подопытных, чтобы отслеживать всю динамику болезни.
Выбор негров в качестве подопытных был обусловлен тем, что в указанные годы, особенно на Юге, еще были сильны расистские воззрения, и к чернокожему населению в основном относились как к людям второго сорта. Уже спустя десятилетия, когда правда о проекте всплыла, бывший глава отдела венерических заболеваний Департамента общественного здравоохранения США доктор Джон Хеллер сказал: «Статус этих людей не должен вызывать этические дебаты. Они были предметами, а не больными, клиническим материалом, а не пациентами». Нетрудно понять, как организаторы эксперимента относились к своим пациентам. Другой причиной была низкая грамотность негритянского населения – необразованным и суеверным чернокожим было куда легче что-то внушить, чем представителям белого населения.
Неграм говорили, что их будут лечить от «дурной крови», что участие в эксперименте – их шанс получить качественную медицинскую помощь. Для того, чтобы негры охотнее шли на контакт и доверяли докторам, надзор за ними осуществляла чернокожая медсестра Юнис Риверс, которая быстро заняла в проекте ключевое положение – об этом свидетельствует хотя бы то, что она проработала при исследовательской группе все 40 лет, которые длился эксперимент, в то время как доктора и руководители менялись. В обязанности Риверс также входило наблюдение за тем, чтобы пациенты не обращались в другие клиники за помощью. Что же касается подопытных, то всего за годы эксперимента в Таскиги через него прошло 600 чернокожих мужчин.
Век гуманизма
На дворе 1946-й год, мир постепенно начинает оправляться от ужасов Второй Мировой войны и готовиться строить новую эру гуманизма. Уже год как совершено эпохальное медицинское открытие – изобретен пенициллин, способный лечить, в том числе, и сифилис. В тюремных камерах ожидают окончания следствия по их делам нацистские военные преступники, среди которых немало медиков, проводивших опыты на живых людях. Вскоре после процесса, в 1947-м году, будет принят Нюрнбергский кодекс, защищающий права участником медицинских исследований.
В 1946-м году американские венерологи решают «экспортировать» исследования Таскиги за пределы США, для того чтобы получить больший охват и масштабы, которые было бы невозможно утаить от общественности дома. Полигоном для испытаний стала Латинская Америка, которую в США традиционно считали своей исконной сферой влияния. В частности, опыты, аналогичные экспериментам в Таскиги проводились в Гватемале, где американские врачи, договорившись с местным правительством, искусственно заражали сифилисом и гонореей местных граждан – солдат, заключенных, душевнобольных, сирот и беспризорных. 74-летняя Марта Орельяна, которой на момент участия в эксперименте было 9 лет, так описывала все: «Они никогда не говорили, что именно они делают. И никогда не оставляли возможности выбора». По ее словам, когда она отказалась раздвинуть ноги перед незнакомыми людьми в белых халатах, ее ударили по лицу, и заставили выполнить требование.
Исследования в Гватемале проводили доктора, прямо связанные с опытами в Алабаме. Именно записи одного из них, Джона Катлера, позволили пролить свет на эти события. Гватемальский «след» обнаружила в 2010 году профессор Сьюзен Реверби, изучавшая исследования в Таскиги и, в этой связи, обратившая внимание на материалы Катлера, который был среди организаторов тех опытов.
Опыты в Гватемале продолжались с 1946-го по 1948-й годы. Всего, по различным данным, было инфицировано от полутора, до пяти тысяч человек, причем какую либо медицинскую помощь из них, согласно отчетам американских докторов, получили лишь 700 человек. Главный хирург США Томас Парран, давший «добро» исследованиям в Гватемале, в приватной беседе с Катлером сказал «Хорошо, что мы не могли сделать это в Соединённых Штатах», подразумевая, что такие масштабные исследования провести в США было бы практически невозможно. Тем не менее, очевидно опасаясь обвинений в нарушении Нюрнбергского кодекса, в 1948-м году кураторы гватемальского эксперимента свернули его деятельность.
Что же касается эксперимента Таскиги, он продолжался и в 50-е, и в 60-е годы, когда пенициллин стал общепризнанным и доступным лекарством против сифилиса. Лишь в 1966-м году на него обратил пристальное внимание венеролог Питер Бакстун из Сан-Франциско. Он обратился с протестом в Центр по контролю заболеваний, ссылаясь на грубые нарушения врачебной этики организаторами и кураторами исследования. В ответ ему было сообщено, что эксперимент еще не достиг своей завершающей фазы (то есть фактической естественной смерти всех зараженных и их последующего вскрытия), а значит прекращать его не имеет смысла. На сторону кураторов эксперимента встала, в том числе, и Американская медицинская ассоциация.
Но Бакстун не унимался, и 25 июля 1972-го года смог наконец опубликовать свою статью в газете Washington Star. Поднялась шумиха, под патронажем сенатора Эдварда Кеннеди были проведены слушания, на которых выступил Бакстун и его оппоненты. В итоге была сформирована комиссия, которая признала исследования Таскиги необоснованными с медицинской точки зрения, что послужило причиной их прекращения. Правительство выделило 9 миллионов долларов для помощи выжившим участникам эксперимента, также им была гарантирована бесплатная медицинская помощь. Впрочем, это уже были запоздалые меры.
К тому времени непосредственно от сифилиса скончались 28 подопытных, еще 100 умерли от различных осложнений. Здоровью тех, кто выжил, также был нанесен непоправимый вред – они теряли зрение, рассудок, приобретали различные физические дефекты, 40 жен участников эксперимента тоже были заражены своими мужьями естественным путем, 19 детей от этих союзов появились на свет с врожденным сифилисом.
Официально американское правительство извинилось лишь «под занавес» века – 16 мая 1997-го года президент Билл Клинтон на торжественной церемонии, посвященной памяти жертв эксперимента, произнес: «Что было сделано, не может быть изменено. Но мы можем положить конец молчанию. Мы можем признать свои ошибки. Мы можем посмотреть вам в глаза и, наконец, сказать от имени американского народа, что правительству Соединенных Штатов стыдно, и я прошу прощения … Я хочу сказать нашим афро-американским гражданам, мне очень жаль, что федеральное правительство организовало исследование явно расистской направленности».
Что же касается опытов в Гватемале, то мир узнал о них уже в другом столетии, благодаря профессору Сьюзен Реверби, чье открытие заставило приносить извинения уже другого американского президента. Другой вопрос, могут ли эти извинения что-то исправить?