По итогам первого квартала экономика страны «победившей демократии» установила новый антинародный рекорд. Согласно официальной информации украинского Госстата, с начала 2015-го индекс потребительских цен в стране уже вырос на 20,3%. Заметим, что за весь прошлый год прирост этого показателя по Украине составил «всего» 24,9%, а руководство НБУ, помнится, весьма оптимистично прогнозировало, что вплоть до конца текущего года инфляция удержится в коридоре 13-15,0%.
Очередного макроэкономического чуда, обещанного новой властью, вполне ожидаемо не произошло. Более того: согласно показателям первых трех месяцев второго года «революции», инфляция на Украине продолжает увеличивать темпы роста по сравнению даже с декабрем 2014 года. Таким образом, по итогам первого квартала — 2015 украинской экономике удалось вплотную приблизиться к показателям, заложенным в уже пересмотренный (по согласованию с МВФ) госбюджет этого года, согласно которым прирост индекса потребительских цен в стране не должен превысить 26,5% (в годовом исчислении) при 5,5%-м падении ВВП.
Впрочем, как известно из практики последнего года, относительный оптимизм бюджетных показателей Украины вполне компенсируется необязательностью их исполнения. Стоит напомнить, что в первоначальную редакцию украинского бюджета на 2015 год была заложена и вовсе скромная инфляция в 13,1% (с 4,3%-м проседанием ВВП). Что же касается последнего, относительно мирного «предреволюционного» месяца — декабря 2013-го, то по сравнению с ним инфляция к концу марта текущего года достигла и вовсе сказочных 52,6%(!). Последнее обстоятельство дает гражданам Украины дополнительный стимул для сравнения качества своей жизни до и после «Майдана №2», а также существенно расширяет поле для размышлений над причинами подобного развития ситуации…
Для сравнения: по данным Росстата, инфляция в РФ по итогам марта текущего года составила 16,9%, (при максимальных значениях 17,0-17,5% предполагаемых до конца первого полугодия). В целом уровень прироста потребительских цен в России по итогам 2015 года не должен превысить 12-12,4%, т.е. будет в два раза ниже даже теоретического уровня аналогичного показателя на Украине. Заметим, что в отличие от Украины, где зарплаты и пенсии официально заморожены правительством до лучших времен, соответствующие социальные выплаты в России уже индексируются государством (в среднем на 11,4-12,3%), что позволяет минимизировать инфляционные потери населения. Весьма примечательным представляется и тот факт, что стартовавшее в январе-феврале 2014 года и лишь ускоряющееся с того времени падение уровня жизни «маленьких украинцев» происходит на фоне буйной информационной кампании о расширении финансовой помощи западных спонсоров киевского «Евромайдана».
Тем временем Россия, успешно противостоящая внешним экономическим санкциям и беспрецедентному политическому давлению, умудряется при этом еще и заботиться о своих гражданах, по мере сил смягчая инфляционный прессинг и достаточно эффективно выполняя функции государства по регулированию цен товаров и услуг на внутреннем рынке. На Украине государство не только само успешно спекулирует (например, продавая потребителям газ по новым тарифам или манипулируя курсом гривны), но и откровенно закрывает глаза на явное завышение потребительских цен, благодаря которому действующий бизнес пытается компенсировать собственные потери за счет широких (и наименее социально защищенных) слоев населения. В результате потребительские цены в стране показывают все более ярко выраженную тенденцию к неконтролируемому (и по большей части спекулятивному) росту. Любопытно, что на это обращают внимание уже западные специалисты. В частности, согласно последним прогнозам экспертов Washington Post, по итогам 2015 года рост цен на Украине достигнет 111%, что даст ей возможность воспользоваться сомнительной славой второго места в мире по скорости падения уровня жизни после Венесуэлы, где этот показатель составляет 252%.
Как свидетельствует официальная государственная статистика, указанный средний уровень инфляции на Украине по итогам первого квартала (20,3%) представляется еще весьма скромным по сравнению с отдельными видами потребительских цен. В частности, продовольственная инфляция в рассматриваемый период зафиксирована на уровне 27,9%, что заметно (на 1,4%) превышает даже скорректированные бюджетные показатели в годовом исчислении. По сравнению же с декабрем 2013-го (к которому мы вынуждены постоянно обращаться как к своеобразному эталону «мирной» жизни) рост продовольственных цен составил уже 58,2%.
В подобной динамике нет ничего удивительного: занятое переделом власти (и собственности) новое руководство страны, по-видимому, просто предпочитает не замечать того, как производители повышают отпускные цены. Например, в пищевой промышленности с января по март (включительно) они выросли на 23,9% (+52,6% к марту прошлого года), в добывающей на 19,3% (+46,5%), а поставки газа, тепла и электроэнергии подорожали на 10,8% (+44,6%). При этом с начала текущего года хлеб для конечных потребителей на Украине в среднем подорожал на 34,1% (+68,7% по сравнению с мартом 2014-го), макаронные изделия — на 30,4% (+62,4%), основные крупы — на 35,4% (+70,1%), овощи — на 19,65% (+58,9%), подсолнечное масло — на 53,2% (+98,1%), а сахар — на 55,3% (+64,4%).
Мы намеренно привели в первую очередь данные по простейшим продуктам т.н. «антикризисного» пакета, не включающего особых излишеств. Заметим также, что на протяжении всего прошлого и первых трех месяцев текущего года Украина продолжала наращивать объемы экспорта зерновых и масличных (подсолнечник) культур, фактически игнорируя потребности внутреннего рынка, что косвенно подтверждает рост рисков Голодомора-2015 (особенно на фоне достаточно сдержанных прогнозов нового урожая). Что же касается таких сравнительных деликатесов, как мясо и мясопродукты, то их цены к началу апреля 2015-го с начала года увеличились на 7,1% (+38,1% по сравнению с мартом 2014-го), молоко подорожало на 9,0% (+20,2%), масло — на 8,2% (+13,7%), а яйца (предпасхальный сюрприз) — на 1,7% (+50,6%). Впрочем, тяжелые времена для украинского животноводства (с соответствующим ростом цен его продукции) еще впереди. Пока же, в ожидании дефицита и подорожания кормов, наблюдается увеличение объемов забоя скота и птицы, что создает обманчивое (и временное) изобилие в мясном сегменте рынка. Рекорд роста среди «съедобных» цен на Украине уверенно удерживают фрукты (+75,9% с начала текущего года и +120,2% к марту 2014-го), что более чем наглядно демонстрирует острую зависимость внутреннего рынка плодородной Украины от фруктового импорта — будем надеяться, что только сезонную…
Однако, не хлебом единым жив человек. Наверное, поэтому «невкусная» инфляция на Украине с начала прошлого года явно растет опережающими темпами по сравнению с продовольственной. Так, основные услуги ЖКХ к началу апреля (внимание — еще до резкого повышения тарифов с 1.04.2015) подорожали на 3,2% (+43,4% к декабрю 2013-го), здравоохранения (официально) — на 18,1% (+59,8%), а образования — на 8,8% (+29,2%). Заметнее всего в рассматриваемый период выросли в цене транспортные услуги (+26,5% с начала года и +100,9% с декабря 2013-го), что и неудивительно, учитывая стремительное увеличение цен на топливо на Украине (+30,9% в I квартале 2015 г. и +80,8% по сравнению с мартом 2014-го). Для полноты картины стоит отметить, что согласно данным Госстата, средняя номинальная зарплата по Украине к началу марта текущего года составила 3 633 грн. (порядка 158 долл. США по текущему курсу НБУ), в то время как в декабре мирного 2013-го она уже достигала 3 619 грн. (или порядка 452 долл. США по «дореволюционному» курсу гривны).
Индекс реальной зарплаты в среднем по стране в январе-феврале 2015 года просел на 17,7%. Так что жить на Украине явно не стало легче и веселее, зато уж точно — не скучно…