Несмотря на то, что новой войны, увы, не избежать, сейчас ее вероятность достаточно низка.
Все два месяца, прошедшие после заключения минского перемирия, в Донбассе время от времени происходят перестрелки и гибнут люди. Но вечером в понедельник ситуация обострилась сильнее обычного – поступала тревожная информация о боях в Песках, пригороде Донецка, потом об обстреле самого города и даже о возвращении артиллерии ДНР и ЛНР на позиции, занимаемые ими до отвода войск согласно минским договоренностям.
Во вторник выяснилось, что далеко не все из этого соответствовало действительности – но столкновения и обстрелы все же были, как заявили в Донецке, «всего за сутки зафиксировано 60 нарушений, огонь по нашим позициям велся из всех видов вооружения». Есть погибший и раненые, разрушены дома. Минобороны ДНР назвало это «заранее заготовленной провокацией украинских силовиков, целью которой было посеять панику среди мирного населения». Но не было ли это пристрелкой к началу новой фазы гражданской войны? Случайно ли совпадение с переговорами в Берлине? И велика ли вероятность того, что перемирие может быть похоронено уже в ближайшие дни?
С чисто военной точки зрения сегодняшняя линия фронта гораздо более устойчива, чем та, что была зафиксирована после прошлых, сентябрьских, минских соглашений. Донецк и Луганск в большей безопасности, нет котлов, в которых находились бы украинские части. То есть от боестолкновений сторонам удержаться легче, чем в прошлом году. Но с политической точки зрения понятно, что перемирие более чем хрупкое – ни Киев, ни Донецк не решили главных задач. Для Киева есть два пути решения – возобновить войну или смириться с потерей ДНР и ЛНР, оставив их в покое.
Ни то, ни другое Порошенко сделать не в состоянии, поэтому он хочет заморозить конфликт, получив гарантии ненападения Новороссии – но при этом не признавая ее субъектность, не договариваясь с ней самой. Дать такие гарантии может только ввод западных или хотя бы ооновских миротворцев – то есть присутствие некой силы, которая самим фактом своего наличия будет служить достаточно надежной гарантией от наступления ДНР.
А в том, что это наступление неизбежно, сложно сомневаться – отказ Киева от признания республик, даже от прямых переговоров с ними, объявление их оккупированными территориями не оставляет ДНР и ЛНР другого выхода, кроме как ждать нового витка борьбы за власть в Киеве и дальнейшей дезинтеграции Украины для того, чтобы попытаться взять под свой контроль как минимум всю территорию Донецкой и Луганской областей. Когда именно это произойдет – зависит от развития ситуации на Украине. Которое, в свою очередь, сильно зависит от того, сумеет ли нынешняя власть убедить народ в том, что она смогла снять угрозу новой войны – то есть добиться ввода миротворцев.
Порошенко очень много ставит на ввод миротворческого контингента – даже понимая, что шансы на прибытие ооновских или еэсовских сил сейчас практически равны нулю: Донецк против, а без его согласия никто никуда не поедет. Но Киев готов все сделать для того, чтобы подготовить Запад к неизбежности подобного шага – и для этого обстреливает Новороссию, провоцируя ответные удары. Видите, конфликт не утих – говорит Киев Западу, настаивая, чтобы тот давил на Россию с целью принудить ее уговорить ДНР и ЛНР согласиться на ввод «голубых касок». Игра опасная – потому что провоцировать Донецк серьезно в Киеве боятся, ведь можно спровоцировать на настоящее наступление. Сейчас Донецку оно не нужно – и, понимая это, в Киеве играют с огнем. В этом, в общем-то, и есть весь смысл понедельничного обострения ситуации в Новороссии. Настоящее возобновление полномасштабных боевых действий сейчас не нужно ни одной из сторон – и значит, сейчас войны не будет.
Как минимум до того момента, когда в Киеве поймут, что шансов на ввод миротворцев нет – вот тогда, тем более в случае дальнейшего усиления борьбы за власть и в страхе от ожидания наступления Новороссии, украинские власти вполне могут пойти на реальный срыв перемирия: понимая, что терять нечего, и пытаясь хоть так предотвратить неминуемое военное поражение.
Есть, конечно, и вероятность того, что возобновление войны может быть приурочено к началу мая и празднованию 70-летия Победы – чтобы продемонстрировать Западу «коварство России», но такой сценарий не может быть выгоден официальному Киеву и может быть продвигаем только теми радикальными силами в украинской верхушке, кто делает ставку на войну, которая заодно и облегчит им смещение Порошенко и приход к власти. Несмотря на наличие у такого сценария влиятельных сторонников и на Западе, среди сторонников эскалации конфликта с Россией, его вероятность сейчас представляется невысокой.
Перемирие в Донбассе может сорваться и по совершенно посторонним причинам, например в результате какого-нибудь чрезвычайного события в одном из сопредельных с ДНР и ЛНР регионов Юго-Востока Украины – предстоящий юбилей Победы дает немало поводов для обострения противоречий и новых трагедий в и так уже до предела взведенном украинском обществе. Если же 9 мая пройдет более-менее спокойно, то есть шанс на то, что перемирие продержится еще несколько месяцев.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня