Армия

«Хёндеизация» – новое слово в военном лексиконе…

17р

Ну, вот семья – она зажиточна, если зарабатывает больше, чем тратит… А как с этим у американцев? Смотрим на вполне официальный, в правительственном домене янки gov лежащий документ Forty Years of the BLS Export and Import Price Indexes: trends and competition, и видим следующую картину:

17р_1

Синенькие столбики – это дефицит платежного баланса США в миллионах долларов. С 1985 года – когда СССР затеял перестройку – Америка живет в долг. И долг этот чудовищен – поглядите по ссылке U.S. NATIONAL DEBT CLOCK сколько он составляет на текущий момент, когда автор писал эти строки, долг превышал 18 триллионов, а на душу американца падал долг в  $56672.  Вспоминается отечественный анекдот, что в 90-е человек на мерседесе был богачом, а в  нулевые – обремененным автокредитом должником…

Но почему же американцам так охотно дают в долг? А вспомним опять лихие девяностые – дело в том, что когда долг превышал определенную величину, то заимодавцу лучше сидеть тихо-тихо, как мышам под веником, и не напоминать о своем существовании. Ну, конечно, если у должника есть достаточная военная сила. А военная сила у США есть. На Пентагон в 2013 году приходилось 37% планетарных военных расходов – что более чем вдвое превышает расходы КНР (11%) и РФ (5%). То есть на нужды войны янки тратят больше всех!

И есть одно очень распространенное мнение. Что военные технологии – самые высокие. Что новое сначала рождается в залах оборонных КБ, воплощается в металл в цехах оборонных заводов, а уж потом приходит в гражданскую отрасль. Так было когда-то в СССР с Ту-104, про который сведущие отцы говорили летящим на Юг детям, что это гражданская версия бомбардировщика Ту-16. Так обстоит дело с интернетом, некогда созданным DARPA для нужд обеспечения бесперебойной связи в условиях ядерной войны.

DARPA – агентство США по военным исследованиям – играет в мифологии современного мира крайне важную роль. Будто бы именно там рождаются самые что ни на есть передовые технологии, которые будто бы, сначала придут в американскую военную отрасль, обеспечив ей абсолютное доминирование над конкурентами, а потом снизойдут до гражданских высокотехнологических отраслей – естественно, американских –  обеспечив им невиданные конкурентные преимущества. И будет это вот-вот…

Ну, правда непонятно, почему с 1985 года платежный баланс США прибывает в дефиците… Причем непонятно это и самим янки. После победы над войсками Саддама Хуссейна в ходе операции «Буря в пустыне» в Конгрессе США всерьез обсуждали, когда же наконец по технологиям «крылатых ракет» начнут производить видеомагнитофоны (в те времена самый неприятный торговый баланс у американцев был с Японией, настроение того времени отражено у популярного Майкла Крайтона в триллере «Восходящее солнце»). И объяснениям инженеров, что используемые в видеомагнитофонах технологии выше, нежели, чем в ракетах, политики просто не поверили…

Но тем не менее, это так… Те цифровые устройства, которые используются в стоящих на вооружении США истребителях F-15 и F-16 на целые поколения отстают от той электроники, что применяется даже в бюджетных автомобилях и смартфонах. Да, военная электроника стойка к спецвоздействиям, способна пережить поражающие факторы ядерного взрыва, выдерживает перегрузки и вибрации (автомобильная, впрочем, тоже…) – но отнюдь не является последним, или даже предпредпоследним словом техники.

До поры, до времени такая ситуация никак на оборонную отрасль не влияла. Военная продукция была сама по себе, гражданская – сама по себе, и они не пересекались… Ну, разве что в анекдотических случаях, когда армейские янки закупали перед «Бурей в пустыне» рации в универмагах, а ополченцы Новороссии использовали для разведки дроны из магазинов игрушек (Дроны над Северским Донцом). На серьезные производства и на структуру распределения военных бюджетов это влияния не оказывало. До поры…

Но сейчас тревогу забила респектабельнейшая и солиднейшая The Wall Street Journal, рупор делового мира Америки. В статье The ‘Hyundaization’ of the Global Arms Industry ее автор JOEKATZMAN описал интереснейшие процессы, набирающие силу в глобальной военной экономике. И процессы эти – названные им «Хёндеизацией» по имени известного корейского многоотраслевого концерна – ставят под угрозу как благополучие американских оружейных фирм, так и само военное и экономическое доминирование США в мире.

Слово «Хёндеизация» заимствовано из автомобильной отрасли, где корейские автомобили, качественные и недорогие, существенно потеснили престижные старые марки – во всяком случае у не склонных к «распальцовке» покупателей. И то же самое американский автор отметил на рынке оружия. Вот союзники США по НАТО, Польша и Турция. И вот их потребность в самоходных гаубицах. Кто же ее удовлетворяет? А оказывается, что ни турки, ни обожающие Америку поляки не покупают ни американские  M109A6 PIM, ни германские Panzerhaubitze 2000. Они предпочли K9 Thunder от корейской Samsung Techwin.

А миллиард долларов, который заплатили корейцам турки, янки воспринимают как вынутый из кармана своего ВПК… Но ладно, артиллерия – но вот любимое детище американцев, авиация. И в ней наметились проблемы. Самый дешевый истребитель янки – F-16. Но вот новые индийские, корейские и Пакистанские истребители при сопоставимых характеристиках дешевле, какой на треть, а какой вполовину… Korea Aerospace Industries Ltd. уже отобрала у янки поставки боевых машин на Филиппины, в Индонезию и даже в фактически оккупированный американцами Ирак…

Американцев пугает появления на рынке бразильских противорадарных ракет MAR-1, которые уже закупил Пакистан, и легких штурмовиков A-29 Super Tucano. А распространение сверхзвуковых противокорабельных ракет Brahmos, разработанных российско-индийскими специалистами, бросает вызов не только экономическим интересам американского ВПК, но и морской мощи Пентагона – оперировать вблизи берегов становится небезопасно, развертывание при десантировании придется осуществлять на дальних рубежах, что крайне затрудняет выполнение функций «глобального полицейского»…

И причина этого то, что технологии, которые использованы для производства оружия, находящегося ныне на вооружении США, очень широко распространены по миру. Распространены как обычные гражданские производства. И все больше стран могут на их основе производить конкурентное оружие, которое как отбирает у янки часть глобального рынка, так и бросает вызов их военной мощи, на которой, как мы видели выше, зиждется и их экономическая мощь…

А дальше – интереснее. Надежды американцев на сохранение военного доминирования основаны на надеждах на технологическое превосходство. Ну, скажем на всем известной технологии stealth. Только вот какая получается беда – в гражданских отраслях ныне широко применяются технологии Больших Данных, компьютерной обработки сверхбольших объемов неструктурированной информации, в процессе которой выявляются наличествующие в ней закономерности.

И технологии эти – которыми располагает все больше и больше стран – могут применяться в так называемых пассивных радарах. Делающих видимыми невидимые самолеты ВВС США. Американцам это очень и очень не нравится. Они ведь уже успели убедиться в том, что Северная Корея и Иран вполне овладели искусством кибервойны, на которую янки возлагали большие надежды на следующем витке развития военных технологий.

То есть, по мере того, как все больше и больше стран станут производить собственное оружие по доступным, изначально гражданским технологиям, тем больше проблем станет возникать у США. И прямые финансовые потери ВПК от потери экспортных заказов. И уменьшение возможности шантажа государств, зависящих от поставок оружия. И «дипломатией канонерок» у берегов, прикрытых противокорабельными ракетами, не побалуешься. И стелсы в страны, где ПВО применяет пассивные радары, не пошлешь, разве что на убой…

Ну а какие же перспективы и уроки следуют из изложенной истории для нашей страны? Вспомним один анекдот. Во время Войны Судного Дня, между Израилем и арабской коалицией, неприятным сюрпризом для бронетанковых сил ЦАХАЛ оказалось наличие у арабов ПТУР «Малютка». А своим существованием ракета 9М14 была обязана в высшей степени нестандартному решению, принятому ее создателем Сергеем Павловичем Непобедимым. Дело в том, что ПТУР первого поколения управлялись по проводам. А повода эти надо было изолировать. Изначально на это шел шелк.

Но – между СССР и КНР пробежала черная кошка, поставки натурального сырья прекратились. Тогда Непобедимый обнаружил, что рубашки из лавсана консистенцией похожи на шелк. Провели опыты – оказалось, что нить прекрасно подходит для изоляции проводов управления ракетой. Закупили за рубежом технологию лавсана – обеспечили им отечественную легкую промышленность, и закрыли потребности обороны. В то время, когда поставки технологий в СССР Запад старался пресекать!

То есть – уже очень давно в отечественной «оборонке» умели использовать гражданские изначально технологии в профильных целях. А создание систем оружия можно, видимо, разделить на две части. Собственно «военные» знания и умения, которые используются на этапах проектирования и конструирования. Гиперзвуковая аэродинамика; материаловедение высоких температур, возникающих при аэродинамическом нагреве или в камерах сгорания реактивных и ракетных двигателей. Такими знаниями в полном объеме располагают две страны – США и Россия.

Вторая же часть – наличие технологий. И технологии эти в значительной степени ныне доступны на мировом рынке. То есть, отрезать страну, обладающую военной частью технологий, от высоких гражданских технологий ныне невозможно. Какие бы режимы санкций на военные технологии не вводились. Но из этого следует еще один, очень важный вывод. Высокие гражданские технологии ныне не продаются – Япония создавала свои транзисторные преемники, пленочные фотоаппараты и мотоциклы, покупая патенты и лицензии в Европе и США. А вот электроника от корейских фирм, AMOLED матрицы и кристаллы памяти, создана в результате собственных НИОКР, субсидируемых от продаж собственной продукции.

То есть – обеспечение оборонной самодостаточности – а она будет нужна и когда доминирование США кончится в многополярном мире – в двадцать первом веке, похоже, будет зависеть как от сохранения специфически военных знаний и умений (с этим сейчас неплохо…), но и от развития в России гражданского хайтека, робототехники, электроники, химии (с этим, увы, заметно хуже…). Именно при этих условиях явление, названное «хёндеизация» станет работать на пользу нашей стране. Давайте поймем и не поленимся объяснить ближним – развитие своей собственной высокотехнологичной бытовой промышленности это не только залог независимости потребительского рынка от колебаний валютных курсов, и рабочие места в реальном секторе экономики, но и залог будущей обороноспособности.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.