Соединенное Королевство может уже в 2017 году выйти из Европейского Союза. Во вторник премьер-министр страны Дэвид Кэмерон обнародовал предвыборный манифест правящей партии консерваторов, один из его пунктов – проведение общебританского референдума о выходе из ЕС. Если жители Великобритании 7 мая поддержат консерваторов, а потом и идею выхода из Евросоюза, то само существование «общеевропейского дома» окажется под большим вопросом.
Ни для кого не секрет, что ЕС сегодня испытывает большое количество проблем. По мнению многих европейских политиков, выход только Греции может стать для объединения фатальным, так как способен запустить необратимый процесс выхода других государств со слабой экономикой, таких как Италия, Испания, Португалия. Огромную угрозу представляют партии так называемых «евроскептиков» в странах Восточной Европы. Но если на Грецию приходится всего около двух процентов валового продукта Евросоюза, то на Великобританию – около 15%. Более того, Соединенное Королевство можно считать локомотивом ЕС, наряду с Германией и Францией. И если возможный выход Греции грозит запустить цепную реакцию и разрушить Евросоюз, то о последствиях ухода Великобритании остается только догадываться.
Решение Лондона может дать всем странам ЕС сигнал, что идея «единой Европы» оказалась в принципе не более чем мифом.
Встает вопрос, почему вдруг у правящих кругов в Великобритании появилась мысль о выходе из Евросоюза. Тем более что страна не входит в зону евро и не так зависима от общеевропейских кризисов, и сегодня ее экономическое состояние намного лучше, чем у многих государств ЕС. Да и проблемы с миграцией, сотрясающие Европу, Лондон может решать самостоятельно: в отличие от стран Шенгенского законодательства, попасть в страну без британской визы нельзя.
Можно предположить, что развал Евросоюза выгоден Соединенным Штатам. В Вашингтоне многие политики мечтают избавиться от сильного геополитического конкурента. А, как известно, Великобритания давно действует с США солидарно по многим принципиальным вопросам. Так что не исключено, что Кэмерон лишь выразил мысль, которая давно существует в умах американского истеблишмента.
Для нас главный вопрос, как отразится ослабление или даже развал ЕС на роли России в европейской политике. С одной стороны, для наших соседей идея о евроинтеграции потеряет всякую привлекательность. Можно будет почти не беспокоиться за геополитический выбор Украины, Молдавии, Армении, Азербайджана, Белоруссии. Скорее всего, и государства Прибалтики и бывшие члены Совета экономической взаимопомощи в Восточной Европе будут вынуждены больше ориентироваться на Москву. С другой стороны, интеграцию европейских стран в рамках военно-политического блока НАТО никто отменять не собирается. И Россия может столкнуться с тем, что государства Старого Света, ослабнув экономически, окажутся в еще большей зависимости от Соединенных Штатов.
Как считает заведующий сектором региональных проблем и конфликтов отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Константин Воронов, скоро «на кону» может оказаться весь миропорядок:
– От решения Великобритании о членстве в ЕС будет зависеть судьба всего европейского интеграционного проекта. В условиях глобализации европейская интеграция оказалась для Лондона не самой важной. Британская хозяйственная машина нацелена на контроль за экономическими потоками, на то, что называется «деятельностью Лондон-Сити». Кэмерон и его команда видят больше издержек, чем прибыли от участия в нынешнем Евросоюзе.
Нынешняя модель европейского объединения формируется под воздействием Берлина, который в ЕС набирает всё больший вес. Правящие круги Великобритании посчитали, что им лучше дистанцироваться от такой германоцентричной модели.
– Насколько в заявлении Кэмерона о готовности выйти из ЕС отражены интересы США?
– Думаю, что большую роль играют национальные интересы Великобритании. Хотя у британцев с американцами особые интересы. Напомню, США выдвинули идею создания евроатлантической единой зоны свободной торговли. Контуры такого плана пока до конца не определены. В Центральной и Восточной Европе многие к проекту относятся с опасением.
Возможно, Франция и Германия могли бы выдержать такое сотрудничество в плане торговых отношений. Но с точки зрения стабильности финансовой системы Европы, политика Вашингтона неприемлема ни для кого в Старом Свете. Американцы сейчас ведут политику на снижение курса евро на 20-30%, что станет ударом для всего хозяйства ЕС.
– Как отразится на отношениях ЕС и России возможный выход из Евросоюза Великобритании?
– Для ЕС выход Соединенного Королевства станет большим ударом. С другой стороны, это может подхлестнуть интеграционные процессы в Евросоюзе. Россия же заинтересована в том, чтобы Европа играла более самостоятельную роль и меньше ориентировалась на своего заокеанского партнера. Когда Европа говорит своим самостоятельным голосом, то ее лучше понимают в Москве. Если Британия выйдет из ЕС, то Евросоюз ослабнет, но станет более самостоятельным. Выход Великобритании серьезно поменяет всю конструкцию европейской интеграции и европейской безопасности.
– Проект Евросоюза на сегодняшний день можно считать несостоятельным в принципе, ведь ЕС не стал геополитическим субъектом, способным без участия США определять свою судьбу, – говорит директор Центра геополитических экспертиз, член Общественной палаты России Валерий Коровин. – Великобритания больше преференций имеет как главный американский союзник в Европе, нежели весь Европейский Союз, с которым Вашингтон никак не считается и использует только для своих авантюр в Евразии. Лондон больше имеет от США, но при этом продолжает нести финансовые обязательства по поддержке новых членов ЕС.
С другой стороны, вовлечение в ЕС новых стран было выгодно США для их отрыва от России. Сегодня американцы остановились на Украине, дальше безболезненно двигаться на Восток уже не получится, так что интерес к ЕС со стороны Вашингтона исчерпан. Евросоюз нужен был как механизм геополитического переориентирования государств. Конечно, никто в США не думает о том, как способствовать повышению уровня жизни граждан ЕС, а тем более, как повысить суверенитет объединения. Мы видим, что сегодня в Евросоюзе каждая страна спасается, как может. Так что концепция ЕС себя просто исчерпала.
– Как скажется на Евросоюзе выход Великобритании?
– Субъектность ЕС еще больше уменьшится, ведь выйдет крупнейший геополитический игрок. И тогда возможно два варианта развития событий. Первый – Евросоюз начнет стремительно распадаться. Второй вариант – Германия захочет сохранить союз за счет собственных ресурсов и собственной воли. В этом случае Берлин поставит вопрос ребром: либо все страны ЕС признают его главенствующую роль (после выхода Великобритании конкурентов не останется), либо Германия откажется нести ответственность за экономику слабых государств.
Кстати, усиление роли Германии в Европе выгодно России. Роль США в Старом Свете будет снижаться, Европа неизбежно начнет дрейфовать в сторону нашей страны. Хотя и в Вашингтоне, наверняка, попытаются этого не допустить.
Вице-президент Академии геополитических проблем Константин Соколов полагает, что правящие круги США и Великобритании приступили к реализации плана по радикальному переформатированию глобального устройства:
– «Общеевропейский дом» изначально конструировался с целью несколько притормозить развитие Германии и Франции, а Великобритания была одной из застрельщиц создания ЕС. При этом в зону евро она не вошла, к Шенгенскому соглашению не присоединилась.
Страны Восточной Европы после развала Советского Союза лишились своих корпоративных экономических связей. Они оказались в состоянии бедности, а в ЕС вошли без надежд выбраться из нее. Они живут сегодня за счет Германии и Франции. Англия опять оказалась в стороне.
Сейчас вся конструкция Евросоюза затрещала по швам, ведь бесконечно не может продолжаться ситуация, когда одни содержат других. Некоторые политики уже прогнозируют создание нового, более узкого, союза, куда могут войти Германия, Польша, Чехия, Венгрия. То есть, уже обсуждается новая конструкция объединения на европейском континенте, так как нынешняя не устраивает никого.
В этой ситуации Великобритания проводит в Европе свою политику, но в практике Лондона получать преференции, оставаясь в стороне от проблем других государств.
– Великобритания сейчас и так в некотором удалении от европейских проблем. Зачем же отказываться от статуса члена ЕС?
– Кэмерон пока заявил только о том, что хочет изменить формат сотрудничества Великобритании с другими странами Европы, но как – не сказал. Понятно, что останутся связи в рамках НАТО, других организаций. Сейчас это обсуждать трудно.
Стоит учитывать, что Кэмерон хочет, очевидно, использовать нынешние трудности Евросоюза в предвыборной риторике. Мол, в стране дела обстоят не очень благополучно не в результате его правления, а потому, что Европа мешает жить хорошо. А вот если консерваторы опять победят, то «мы выйдем из ЕС и уж точно заживем хорошо».
– Возможно ли, что Вашингтон с помощью Лондона решил указать странам ЕС на их «место»?
– Надо понимать, что главной в спайке Великобритания – США остается Великобритания. Духовный центр морской цивилизации был и остается в Великобритании. Просто к середине XX века стало понятно, что островное государство слишком близко отстоит от Европы и крайне уязвимо, от новых вооружений гарантированно защитить его нельзя. Поэтому центр политической ответственности перенесен в Соединенные Штаты. И в этом качестве США остаются проводником политики мировой элиты, духовный центр которой остается в Великобритании.
Выход Лондона из ЕС будет ударом англосаксонского блока по Европе. Если Великобритания снимет с себя часть ответственности за Старый Свет, то это, конечно, пойдет во вред другим европейским государствам.
– Сможет ли Евросоюз пережить выход Великобритании?
– Выход не случится сразу. Вначале надо будет подготовить и провести референдум. Не совсем понятен механизм выхода из ЕС. На всё может уйти пару лет. Главный вопрос – что станет с Европой за этот период?
Сейчас всё говорит о том, что Европа будет втянута в события на Украине весьма основательно. Проамериканское руководство Петра Порошенко никакой самостоятельной роли не играет и выполняет очевидный заказ на разжигание войны. При этом под предлогом различных учений уже достаточное количество войск НАТО находится на территории Украины, и втянуть их в конфликт вполне реально.
Как видим, загадывать даже на пару лет очень трудно. Всё зависит от того, насколько у лидеров западноевропейских государств сработает инстинкт самосохранения, чтобы направить развитие ситуации по более мягкому сценарию, а не по самому катастрофическому.
– Британские стратеги привыкли планировать на многие годы вперед.
– Мироустройство, к которому ведут англосаксы, это мир под властью транснациональных структур. Поэтому нынешний их тренд в геополитике – разрушение существующих государств, дробление их на более мелкие и недееспособные. Чем будет хуже Евросоюзу, чем больше будет проблем у Старого Света, тем сложнее европейским государствам будет обеспечивать свою безопасность, выполнять перед своими гражданами социальные обязательства. И тем больше шансов, что появится какой-нибудь «добрый дядя Ротшильд», который скажет: «Мои банки работают прекрасно. Передайте им управление вашей экономикой, и нормальный уровень жизни вам будет обеспечен». И тогда появится официальная наднациональная структура. Наоборот, чем стабильнее будет Европа, тем стабильнее будут государства.
Сейчас план по расколу государств реализуется и на Ближнем Востоке, и в Северной Африке. В 1982 году известный израильский журналист Одед Инон опубликовал план создания «великого Израиля от Нила до Евфрата». В свое время Кандолиза Райс говорила о построении «большого Ближнего Востока». Речь идет о том, что все значимые государства региона необходимо разделить на мелкие и недееспособные структуры, которые естественным образом попадут под управление Израиля, который превратится в крупную региональную державу.
Иначе говоря, суть плана англосаксов – ослабление и дробление государств, чтобы территории могли брать под контроль внешние силы.