В США отмечается тенденция роста православных верующих среди молодежи, особенно в обществе тех, чьи корни находятся в России. Об этом недавно заявил управляющий приходами Московского патриархата в Америке архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан. Сакраменто является наглядным примером возрождения православной веры среди иммигрантов первого и второго поколения. На протяжение многих лет в столице Калифорнии действует несколько православных церквей, церковно-приходских школ, а также первая в США казачья кадетская школа.
Недавно усилиями прихожан Свято-Вознесенского храма в Сакраменто был проведен второй ежегодный Русский фестиваль, который посетили сотни жителей города. Mероприятие вызвало также определенный интерес среди англоязычной молодежи. Это лишь некоторые, поверхностные, признаки распространения православия в регионе. Несколько раз в год группа православных активистов проводит детскиe лагеря, где дети помимо отдыха, развлечений, изучения православия, также с увлечением занимются спортом.
Православный boot camp в Мэризвиле
Эта забытое Богом ранчо, находящееся неподалеку от калифорнийского Мэризвила, принадлежит Славянской миссионерской церкви “Вифания”. “Вифания” является пятидесятнической церковью и, пожалуй, самой большой русскоязычный религиозной организацией за пределами СНГ. Руководство этой общины предоставило территорию своей базы отдыха для детского лагеря казачьей кадетской школы из Сакраменто. Сегодня здесь собралось несколько десятков прихожан Свято-Вознесенского храма, находящегося в столице штата, чтобы приобщить своих детей к православию и истории России в неформальной атмосфере.
Дети развлекаются на самодельном «зиплайне», бегают, занимаются на турнике, играют в футбол, баскетбол, плавают на каяках, рисуют, учатся выжигать по дереву, смотрят исторические фильмы, учатся стрелять из лука, арбалета, пневматического ружья, правильно метать ножи. Средний возраст детей, прибывших в кемп, 6-13 лет. Их родители по разным причинам покинули Россию, однако, находясь в тысячах километрах вдали от родины, забывать свои культурные корни не собираются. Более того, все самое достойное передают детям, выросшим уже в американском окружении.
Организовывает подобные мероприятия представитель Семиреченского казачьего войска в США – атаман Станислав Холодков, совместно с приходом Свято-Вознесенской церкви, при котором 2 года назад открылась первая в стране казачья кадетская школа «Донской» Божьей Матери.
После физической активности дети собираются в спальном корпусе кемпа, где помощники атамана знакомят их с военной историей и амуницией русской армии прошлого века. Духовный наставник школы и всех лагерей, настоятель Свято-Вознесенской церкви, протоиерей Павел Волменский ежедневно проводит службу как для взрослых, так и для молодых кадетов. К сожалению, после Русской революции основы казачества были разрушены, и сегодняшние исследователи по крупинкам собирают реальную историю — рассказывает Холодков. Современное поколение плохо знает историю казачества, России.
«Вот почему задачей нашей кадетской школы в первую очередь является православное духовно-нравственное воспитание; любовь к русскому языку и литературе, истории и культуре США, России, традициям казачества; уважение к национальным культурам, дружба и сотрудничество народов, мир во всем мире; воспитание казачьей доблести», — продолжает Холодков.
Большую роль наставники уделяют воспитанию культуры здорового и безопасного образа жизни, здоровью духовному. Для учителей школы важен духовный мир воспитанников, его красота и гармония:
“Любому казаку близки по духу идеи братства, отваги, взаимовыручки, сотрудничества независимо от того, где они живут – в России, Америке, Австралии, Аргентине или других странах”, – говорит атаман, рассуждая о целях своей деятельности в США, – мы хотим сохранить нашу историю, культуру, передать это наследие нашим детям”.
По словам атамана, у казачье кадетской школы “постепенно налаживаются добрые отношения с кадетскими корпусам в России”. На вопрос о безумной идее казаков из Санкт-Петербурга, заявивших о своем желании вернуть России Аляску и Калифорнию, Холодков ухмыльнувшись сказал: «Что казакам больше делать нечего? У нас что внутри казачьего движения решены все проблемы? Пусть казаки занимаются своими делами, а политики своими».
Казачья-кадетская школа при храме в Сакраменто
Пока ребятня гоняла мяч, я разговорился с одним из воспитанников; стоит заметить, что все они с малых лет без проблем общаются на двух языках – русском и английском. Мальчишка родился в России, сегодня с родителями живет в столице Калифорнии. Наряду с русской школой посещает американскую общественную. Говорит, здесь по субботам ему нравится больше.
К православию присоединяются коренные американцы
Серафим – чистокровный американец, родился в Калифорнии, в России никогда не был, со своей семьей также проживает в Сакраменто. Серафим – это второе имя, данное калифорнийцу при крещении отцом Павлом, возглавляющим приход. Каждую субботу мужчина приводит свою 12-летнюю дочь в школу для изучения русского языка. После общения с подростками на территории церковного двора, у меня появилось впечатление, что по уровню развития и личностным качествам русскоязычные дети на порядок превосходят своих американских сверстников.
Казачья кадетская школа «Донской» Божьей Матери в Сакраменто, получившая благословение архиепископа Сан-Францисского и Западно-Американского, управляющего православными приходами на Западном Побережье, существует всего несколько лет, и за сравнительно короткое время заняла прочное место в православной общине города. За несколько отведенных по субботам часов детям удается познать Слово Божье, прочитать очередную историю из “Букваря”, разучить несколько русских народных и церковных песен, а также погонять в футбол во дворе храма. Некоторые из занятий проходят прямо в помещении церкви.
“Как видите, у нас довольно тесно”, – смущенно говорит протоиeрей Павел Волменский.
Казачья школа растет
В этой необычной школе действительно тесно. “Классы” размещены в здании столовой, которая находится при церкви. Во время занятий помещение делится на несколько секторов с помощью переносных панелей. Получаются своего рода кьюбиклы, в каждом из которых занимаются дети. Несмотря на тесноту, на несколько часов в помещение приходской столовой становится весело: у окна изучают русскую грамматику, там – читают Пушкина, а в “красном углу”, где рядом с изображениями русских царей висит портрет патриарха Всея Руси Кирилла, учат Закону Божьему.
Учебный день начинается со службы в храме и благословения священника им же он и заканчивается.
Свято-Вознесенская церковь со 150 прихожанами входит в Синод Западно-Американской Русской православной церкви заграницей, который в свою очередь объединен с Русской православной церковью Московского патриархата. В Калифорнии насчитывается 27 приходов, а в США всего – 145.