Пентагон решил передать сверхзвуковые бомбардировщики B-1B «Лансер» в состав глобального ударного командования. Об этом сообщает сайт ВВС США.
Необходимо пояснить: прежде эти мощнейшие бомбардировщики, схожие по характеристикам с российскими стратегическими ракетоносцами Ту-160 и способные нести на борту ядерные заряды, входили в силы тактической авиации. Теперь 63 самолета B-1B и семь тысяч человек личного состава будут переданы в состав глобального командования в течение года.
«Это переназначение позволит объединить под одним командованием все три типа имеющихся стратегических бомбардировщиков и перспективную машину, создаваемую в рамках программы LRSB (Long Range Strike Bomber – дальний ударный бомбардировщик)», – заявила секретарь ВВС США Дебора Ли Джеймс.
По мнению ряда экспертов, решение Пентагона является ответом американцев на участившиеся полеты российских бомбардировщиков Ту-160. При этом, как неоднократно писали в западных СМИ, «американец» проигрывает своему российскому конкуренту.
«Модернизированный российский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 (по кодификации НАТО Blackjack), который и до усовершенствования считался самым быстрым ракетоносцем XXI века, с новыми электронными системами получил еще большее превосходство в небе над американским бомбардировщиком B1B Lancer», – говорилось в материале, опубликованном в издании Inquisitr.
Напомним: первоначально, в середине 1980-х, B-1B предназначались для выполнения задач ядерного сдерживания с применением аэробаллистических ракет AGM-69 SRAM с ядерной боевой частью. После снятия SRAM с вооружения они используют свободнопадающие бомбы различных типов и могут применять неядерные высокоточные крылатые ракеты JASSM. B-1B были выведены из состава стратегической авиации в начале 1990-х, и использовались в качестве самолетов поддержки сухопутных войск, участвуя в операциях на Балканах, в Ираке и Афганистане.
Что стоит за решением Пентагона, и что оно меняет в геополитическом раскладе сил?
– Пентагон отвечает на грядущие российские поставки С-300 Ирану, – уверен директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии, полковник запаса Семен Багдасаров. – Основная масса американских боевых самолетов – стратегические бомбардировщики B-52, истребители F-15 и F-16 – могут успешно сбиваться этими российскими зенитно-ракетными комплексами. А вот B-1B способен преодолевать систему огня С-300. Такая задача по плечу еще только одному самолету ВВС США – многоцелевому истребителю пятого поколения F-22 Raptor. На мой взгляд, именно с помощью B-1B американцы рассчитывают взломать иранскую систему ПВО.
– Но ведь США собираются снимать с Ирана санкции, зачем им угрожать Тегерану?
– Американцы собираются на словах. Но если Тегеран не согласится выходить из-под санкций на условиях Вашингтона – в режиме небыстрого, постепенного снятия эмбарго – США нанесут ракетно-бомбовый удар по иранским ядерным объектам.
В этой ситуации обещания западных политиков снять санкции выступают в роли пряника, а американским B-1B «Лансер» отводится роль кнута.
– B-1B снова входят в структуру ядерной триады США. Что это меняет для нас?
– B-1B – хороший самолет. Он, напомню, сделан по стелс-технологии, и – без сомнения – представляет большую опасность. Но для России реорганизация структуры ВВС США мало что меняет. Американцы и раньше могли использовать B-1B так, как считали нужным. Главное, что эти такие самолеты у Америки имеются…
– 63 самолета B-1B – серьезная сила, – отмечает командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПВО в 1998-2001 годах, генерал-лейтенант запаса, Герой России Валерий Горбенко. – Сбивать их очень непросто, хотя и возможно.
На мой взгляд, американцы создают авиационную группировку, которая способна оказывать давление на геополитических противников США, в том числе на Россию. Я бы сказал, что с возвращением B-1B в состав глобального ударного командования у Вашингтона снова появилась серьезная боевая единица.
Силами группировки B-1B можно не только, скажем, патрулировать Мировой океан, но и осложнить жизнь Москве. Последнее возможно, если американские B-1B будут базироваться в Европе.
– Сверхзвуковые «невидимки» B-1B могут прорвать российскую ПВО?
– Прорвать ПВО не очень просто, и при массированном налете американцы понесут серьезные потери. Но некоторые бомбардировщики – в теории – смогут преодолеть нашу оборону.
Если США пойдут на размещение в Европе ударной авиационной группировки, нам потребуется серьезно укреплять свою систему ПВО. Конкретно – активно ставить на вооружение зенитно-ракетный комплекс С-500: пока, к сожалению, эти комплексы существуют лишь в виде опытных экземпляров…
– Решение Пентагона адресовано, в первую очередь, Китаю и России, – убежден директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. – На мой взгляд, в Вашингтоне постепенно осознают, что США утрачивают позиции мирового гегемона. Раз так – нужно готовиться противостоять военной мощи государств, которые сейчас находятся на подъеме. Это, кстати, не только Россия и Китай – со временем список стратегических противников США, уверен, пополнит Индия и, возможно, Бразилия.
На мой взгляд, возвращение B-1B в состав глобального ударного командования говорит о том, что Штаты переходят к обороне. На деле, стратегия глобального удара – это все, что сейчас остается у США в качестве ответной меры на военный и политический рост других держав.
– Мы на этот шаг американцев чем-то должны отвечать?
– Мы уже отвечаем – своим поступательным движением. Необходимости в каком-то специальном ответе я не вижу. Сейчас инициатива на нашей стороне, а то, что делает США – это как раз поспешные и не всегда правильные ответы на действия России…