Откровенно неадекватные действия киевских властей в марте-апреле 2015 года заставили ужесточить свою риторику даже мастера выдержанности и дипломатии — Сергея Лаврова. И тут неожиданно его соло начал «аккомпанировать» оркестр Европейского Союза! Что поменялось? И почему украинская «декоммунизация» и «десоветизация» на самом деле является полной «фашизацией»?
Немного предыстории вопроса. В Минске Киев изначально получил шанс, который он, по мнению автора этих строк, совершенно не заслуживал. Основным лозунгом итогового документа был, по сути, «Мир любой ценой». В него даже не были внесены вполне логичные в данной ситуации требования федерализации (причем, широкой) страны, которые выглядят закономерным рецептом разрешения конфликта.
Киевской власти предложили вообще самый лояльный вариант — децентрализация с читающимся между строк уходом от радикализма. А также с обязательной тотальной амнистией и прекращением каких-либо силовых действий. Европа, изначально готовая даже допустить именно федерализацию Украины, была просто в восторге. Но всех вскоре ждал ледяной душ. Киев продемонстрировал жесткую «недоговороспособность».
Петр Порошенко вместе с правительством и Радой в ультимативной форме потребовали одностороннего разоружения ЛНР и ДНР, а закон «Об особом статусе Донбасса» сделали откровенно фейковым, предлагающим лишь внешнюю атрибутику самоуправления, временным и вступающим в силу только после выборов по украинским правилам. А амнистию сделали таковой, что она не распространяется ни на кого из ополчения или руководства республик — так как им всем вменяется «террористическая деятельность», на которую амнистия не распространяется.
Обо всем этом мы уже говорили ранее. Но, как оказалось, Киев даже не собирался останавливаться на этих сомнительных «достижениях».
Порошенко сделал достаточно жесткое заявление о том, что так называемая децентрализация будет касаться лишь формальных бюджетных процедур, а вот в гуманитарных, правовых и силовых вопросах, согласно изменениям в конституции, Украина будет только централизована. Киев прямо продемонстрировал, что в основополагающие причинами конфликта на Донбассе и Юго-востоке будет только «закручивать гайки».
И какой именно будет «централизация в гуманитарных вопросах» весь мир понял 9 апреля 2015 года, когда был принят целый пакет законов по вопросам идеологии Украины. Учитывая тот факт, что вокруг очередных инноваций Рады возникло много слухов, предлагаю остановиться на них поподробнее.
Костяк новой идеологии Украины составляет три закона: «Об осуждении коммунистического и нацистского тоталитарных режимов и запрет их символики», «Об увековечивании победы над нацизмом во Второй мировой войне» и «О правовом статусе и почтении памяти участников борьбы за независимость Украины в ХХ веке». Скажу сразу, в законах закреплены прямо противоречащие друг другу нормы, и как Киев эти противоречия будет «разрешать» — уже понятно.
Итак, основные тезисы этих скандальных нормативных документов.
Коммунистический режим в СССР в 1917 — 1991 годов объявляется преступным (хотя в 1917 году и СССР как бы не было, ну ладно). Его пропаганда запрещается.
Запрещается отрицать «преступность» советского режима 1917 — 1991 годов (т.е., фактически говорить что-либо позитивное об СССР, УССР и КПСС).
Запрещается использовать любую советскую символику. Исключение — использование в музеях и на выставках, в научной литературе с обязательным подчеркиванием «преступности». Также исключениями являются — надгробия на кладбищах, коллекции и использование в клубах реконструкции. По исключениям — это все.
Запрещен гимн СССР.
За изготовление и распространение советской символики вводится уголовная ответственность — до 10 лет лишения свободы. Запрещена трансляцию передач, фильмов, песен и т.п., в которых отрицается «преступность» советского режима.
В топонимике запрещены любые названия, связанные с КПСС, ее деятелями и деятельностью, сотрудниками органов госбезопасности. Исключения могут быть сделаны для ситуаций, связанных с развитием науки, культуры и освобождением Украины от нацистов. Под действие этой нормы попадают сотни населенных пунктов и тысячи улиц, площадей, парков. Даже предварительная стоимость реализации этой нормы уже исчисляется миллиардами.
Запрещены товарные знаки, связанные с советской символикой. Миллионы и миллиарды вложений фирм и предприятий в маркетинг — никого не волнуют.
На лиц, которые «пропагандировали» советский режим накладываются профессиональные ограничения — запреты на политическую деятельность, основание СМИ и т.п.
Отдельно запрещается увековечивание памяти установления советской власти и борьбы против «борцов за независимость Украины».
Закон «Об увековечивании победы над нацизмом во Второй мировой войне», как таковой ликвидирует термин Великая Отечественная война. Прямого запрета на сам термин нет. Но он, по сути, предполагается. Законы с его использованием отменяются. День Победы в Великой Отечественной войне отменяется тоже, вместо него 9 мая вводится «День Победы над нацизмом». В законе говорится исключительно о Второй мировой войне 1939 — 1945 годов. А также — о «преступлениях нацистского и советского режима на территории Украины» в эти годы. Закон этот не просто аморален. Он тотально маразматичен.
Во-первых, Вторая мировая война, о которой говорят «законодатели», закончилась не 9 мая. И даже — не 8 мая. Выбор данных дат, как праздничных, «законодатели» нормально не объясняют. Причем, уже после принятия закона Яценюк умудрился сказать в интервью что-то о «победе Украины во Второй мировой войне 9 мая». Ага, конечно…
Во-вторых, победители нацизма воевали не в составе «армии Украины», а в армии, органах госбезопасности и внутренних дел СССР, признанного Радой преступным. Где логика? Ну а дату 22 июня горе-законодатели просто «опускают».
Закон выглядит недоразумением еще и потому, что вводит ответственность за «надругательство» над «памятниками Второй мировой войны». Почему, объясню тоже чуть ниже.
Закон » О борцах за независимость» — это вообще песня. Данная пародия на нормативно-правовой акт, игнорируя Харьковский съезд советов (который произошел еще ДО провозглашения независимости так называемой УНР), заявляет об «агрессии» Советской России против Украины в 1917 году. Заявление бредовое, так как по всем международно-правовым нормам Украина была в 1917 году частью России. И легитимность органов власти УНР в Киеве была уж точно не больше, чем легитимность советов в Харькове.
Но дальше — еще веселее.
Борцами за независимость с особым «героическим» статусом объявляется целый ряд организаций, включая петлюровцев, гетмановцев и другие формирования (по факту — банды): ОУН (без уточнения, какое именно ответвление — а значит все организации), УПА (аналогично) и все остальные структуры и организации, которые декларировали борьбу за независимость Украины (список открытый).
Формально, согласно формулировкам данного чудо-закона, под героев Украины можно подвести и СС «Галичина», и подразделения Абвера «Роланд» и «Нахтигаль», и подразделения вспомогательной украинской полиции, уничтожившие Хатынь. А УПА, созданная разведкой Рейха (что подтверждено материалом Нюрнбергского трибунала) и работавшая официально под гитлеровцами, и ОУН признаны героями и борцами за независимость однозначно и без обсуждения. И осуждать их деятельность (т.е. прямой и неприкрытый коллаборационизм) на Украине теперь нельзя! Награды «героев» (в том числе, получается, и нацистские железные кресты) признаются законом Украины. И их «носители» получают за них льготы и социальные гарантии…
Теперь еще более интересный момент. Согласно данным законам, подлежат осуждению все, кто боролся с «борцами за независимость Украины». Но против УПА и других ей подобных структур боролись Красная армия и правоохранительные органы СССР в целом! Получается, что все памятники героям Великой Отечественной войны (за осквернение которых предусмотрена формальная ответственность) все-таки вне закона и подлежат сносу? Более того! Снос памятников с советской символикой прямо запрещен только на территории кладбищ! А практически на всех памятниках героям войны советская символика присутствует! Получается, сносить будут, только аккуратно, «не оскверняя» при этом? Я ничего не придумываю — просто читаю текст законов! Ну, или как минимум с памятников должны удалить звезды, серпы и молоты и т.п. А что это, как ни осквернение? А как быть с памятникам Кузнецову и Ватутину, убитыми в бою с бандеровцами? Тут же факт «борьбы с УПА» и доказывать не нужно! Все и так понятно! Закон требует их однозначно демонтировать! Не оговорена нормально и судьба наград ветеранов. Несмотря на все заверения националистических политиков и журналистов, что они под запрет не попадут, нормы их защищающие, отсутствуют! И формально под запрет они таки попадают! А разговоры о том, что, мол, «запрещать не будем» (относительно как памятников, так и наград) — это не более, чем разговоры для успокоения населения. А потом аккуратно возьмут и снесут или заставят снять — мол, закон же позволяет!
А теперь давайте представим себе, как эти законы будут выполняться в условиях унитарного государства, да еще и с централизацией в гуманитарных вопросах!
Объясните мне, что вообще сделали для жителей Донбасса, Харькова или Одессы те, кого эти законы называют «героями»? Для многих поколений жителей данных территорий эти «герои» были безапелляционными врагами, причем врагами кровными. Жители большей части современной Украины сражались в составе советской армии и в Гражданскую, и в Великую Отечественную войну. Как можно записать во враги народа всех «буденовцев»? И объявить ветеранов ВОВ почти врагами народа? Причем, советские разведчики, контрразведчики, пограничники, бойцы стрелковых частей НКВД и вовсе безапелляционно и конкретно объявляются врагами Украины! Что это, если не настоящая оккупация и не тоталитаризм в самых худших его проявлениях?
А ситуация с Бузиной, Калашниковым, сайтом «Миротворец» и реакцией киевских властей на произошедшее, говорит, что людей, имеющих альтернативное мнение будут не только сажать, но и убивать!
Осудил СС «Галичина» или УПА — все, ты уже враг Украины!
Парадокс в том, что формально законы (реверанс в сторону Европы) запрещают и нацизм. Но всем уже ясно, что этот запрет исполнять точно не будут. Ведь как иначе выполнить норму о «героизации» нацистов УПА? Да и официальную эсэсовскую символику «Азова» и «Айдара» явно никто менять не собирается.
На фоне всего этого театра абсурда, стопроцентно оправданным выглядит ужесточение риторики главы МИД России Сергея Лаврова.
Общаясь с прессой после встречи со своим чилийским коллегой Эральдо Муньосом, Сергей Лавров очень жестко сказал, что не считает возможным говорить об Украине, как об унитарном государстве:
«Как можно после этого даже заикаться про то, что Украина будет только унитарным государством, как на востоке Украины люди будут прославлять бандеровцев? Никогда этого не будет!»
Тогда же главный дипломат России отметил недопустимость записывания всего населения Донбасса в «террористы» и предостерег Киев от продолжения попыток силового разрешения конфликта:
«Эти люди, которые хотят жить так, как они привыкли на своей земле, объявляются официально террористами, на них устраивается охота, по всей Украине висят билборды с объяснением, как выявлять сепаратистов, тех, кто хочет жить по-своему, не по-украински, приводятся статьи Уголовного кодекса, который за сепаратизм карает сроком лишения свободы от семи до двенадцати лет» .
Раскритиковал Сергей Лавров и сам факт срыва Киевом минских договоренностей:
«Минские договоренности не выполняются, прежде всего по вине украинской стороны. В качестве примера можно привести закон об особом статусе Донбасса».
Тема Украины и украинского кризиса оказалась центральной и в дальнейших выступленияхглавы МИД России. Он призвал Киев отказаться от политики украинизации, как таковой:
«Украина может существовать только как государство, которое признает многообразие составляющих ее регионов, составляющих культур… А для этого надо отказаться от упертости в отношении обязательного сохранения Украины унитарной, о чем опять заявляют и президент (Петр) Порошенко, и министры правительства Украины. Отказаться от того, что они называют украинизацией».
Он подчеркнул, что Украина должна быть нейтральной в военно-политическом смысле и дружественной, как к России, так и к Европе. Пока, увы, это не предвидится даже «в проекте».
Отдельно Сергея Лавров отметил, что не видит смысла в миротворческих силах ООН или ЕС на Украине :
«В ЕС не сумасшедшие, чтобы отправлять миротворцев на Украину».
А также указал на то, что Киев блокирует не только реализацию минских соглашений, но и ссорит Россию с Европой:
«Сейчас минские договоренности не то что не выполняет, а блокирует Украина. Получается, у Украины сейчас в руках ключ к нормализации отношений России с Евросоюзом».
А «союз, открытое партнерство РФ и Германии необходимы совсем не для того, чтобы делить земли и территории, а для того, чтобы встряхнуть Европейский союз и все-таки чтобы там возобладала линия на отстаивание своих интересов, интересов государств, которые в этот союз входят… Чтобы не отдавать на откуп политику ЕС маргиналам, которые, в общем-то, выполняют указания из-за океана»…
Также, Сергей Лавров прямо сказал о том, что у него есть соответствующая информация, что украинский кризис был намеренно спровоцирован США с целью недопущения активизации сотрудничества России с ЕС, особенно — с Германией.
Все сказанное Лавровым — ожидаемо и логично. Несколько необычной для дипломата была разве что прямолинейность и жесткость. Но она объясняется накаляющейся ситуацией.
Удивляет другое. Практически синхронно с Лавровым целый ряд руководителей ЕС сделал жесткие заявления, которые полностью соответствуют тому, что говорил российский МИД!
Президент Польши Бронислав Коморовский выступил с жесткой критикой украинского политического курса, в частности, новых законов, принятых Радой:
«Несчастье этого закона заключается в том, что он делает невозможным польско-украинский исторический диалог, без которого нет примирения и решения важных вопросов. Это дело не закрыто, если говорить об отношениях Польши и Украины, но и здесь следует искать позитивное решение… То, что произошло, с одной стороны, подобие польских законов по десоветизации, а с другой стороны, закрывает дискуссию о роли ОУН-УПА, что неправильно».
Ранее польский Сейм уже официально осудил деятельность коллаборационистов из ОУН-УПА, как «этнические чистки с признаками геноцида». Речь идет о «Волынской резне» 1943 года, когда украинские нацисты садистски уничтожили более 100 тысяч польских женщин, детей и стариков.
Но этим холодный душ с Запада для Украины не ограничился. Президент Франции Франсуа Олланд публично усомнился в целесообразности отправки миротворцев на Донбасс (в переводе с дипломатического это значит отказ).
А целый ящик гвоздей в гроб украинской мечты о евроинтеграции загнал комиссар Еврокомиссии по вопросам расширения и политики добрососедства Евросоюза Йоханнес Хан. Он прямо дал понять, что никаких европейских перспектив у Украины нет. Хан сказал, что в ближайшие десять лет ЕС точно расширяться не будет: категорически против этого на самом деле жестко выступают, как население, так и власти ВСЕХ стран ЕС. Фактически Хан дал понять, что даже те, кто на словах якобы поддерживают евроинтеграцию Украины (типа Польши и Прибалтики) в ходе закрытых переговоров занимают совершенно другую позицию.
Более того, видимо, чтобы у восточных соседей не осталось никаких иллюзий, Хан решительно подчеркнул, что даже через 10 лет, ЕС планирует говорить о членстве исключительно с Сербией.
Ему вторил экс-президент Румынии Траян Бэсеску:
«После всех событий, которые произошли в Украине, Европейский Союз не будет расширяться на восток, а Балканы остаются единственной зоной для расширения ЕС».
Украине все более и более жестко и недипломатично дают понять, что в ЕС ее не примут никогда. На этом фоне пропагандистские социсследования (которые публикуют в Киеве финансируемые из Вашингтона общественные организации), свидетельствующие о том, что половина украинцев якобы желает вступления в ЕС, выглядят просто смешно. С таким же успехом, можно было бы нарисовать 90% желающих «присоединиться» к Луне или Сатурну. Что бы это поменяло?
ЕС аккуратно, чтоб не вызвать уж больно бурного гнева США, отпихивает Украину в восточном направлении. Киев же, действующий по указке из-за океана, пытается это пока игнорировать. Но только долго ли это будет получаться?
Частично то, о чем говорил Лавров, у США получилось. Отношения Россия и ЕС в данный момент несколько испортились. Но все упирается в категорическое нежелание Европы взваливать на свои плечи украинский груз. И доводов все-таки сделать это у США для ЕС больше не осталось…
Беда в том, что, чем дольше ЕС пытается изображать вынужденную лояльность к США, тем более критичным делает собственное положение. И тем больше иллюзий поселяет в головах обработанного прозападной пропагандой населения Украины. И чем быстрее с этими иллюзиями решится покончить сам ЕС, прямым текстом порекомендовав украинцам, строить новую жизнь вместе с Россией, тем быстрее начнет улучшаться жизнь и у самих европейцев, и у украинцев.
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня