США заканчивают свое существование как мировой гегемон. Об этом пишут «Немецкие экономические новости».
Падение Штатов как мировой державы началось в Сирии, считают немецкие аналитики. Президент Барак Обама – впервые в американской истории – отменил официально анонсированное военное вторжение, продемонстрировав свою слабость.
«Военные отказываются следовать за ним (за Обамой), это настоящий мятеж генералов. С высоким уровнем задолженности США больше не могут финансировать и вести войну так, как американцы привыкли: быстрый успех с малым количеством потерь», – отмечает немецкое издание.
После поражения в Сирии у США появилась другая цель: новая «холодная война» против России. Однако, по мнению аналитиков ФРГ, для американцев эта война не принесла ничего, кроме моральной сатисфакции.
«Союз США и ЕС в вопросе санкций хрупкий, поскольку российские контрсанкции серьезно ударили по таким странам Евросоюза, как Италия, Греция, Испания, Словакия, Австрия и Венгрия, они потеряли значительную долю экспорта», – подчеркивают «Немецкие экономические новости».
«Тем не менее, – продолжает издание, – худшее поражение было нанесено американцам в их противостоянии с Китаем». И поясняет: создание Азиатского инфраструктурного инвестиционного банка подорвало связи США со своими союзниками. Австралия, Южная Корея и даже Великобритания стали соучредителями азиатского конкурента МВФ. Экс-министр финансов США Ларри Саммерс назвал это «концом финансовой гегемонии США в мире».
Новые рабочие места создаются в США теперь в низких сегментах – в сфере услуг. «Из-за низких цен на нефть тысячи хорошо оплачиваемых рабочих уволены из энергетической отрасли в последние несколько недель. Их покупательная способность теперь не пригодится экономике США», – иронизируют «Немецкие экономические новости».
Еще более серьезная проверка состоятельности внешней политики США происходит сейчас в Йемене. Влиятельный американский журнал Foreign Policy (штаб-квартира издания находится в Вашингтоне) прокомментировал ситуацию сухо: США, поддерживая Саудовскую Аравию оружием, разведкой и технологиями, рискуют быть вовлеченными в непредсказуемую войну между Ираном и Саудовской Аравией. Газета Washington Post высказалась о ситуации кратко: Йемен – «это новый Вьетнам».
Когда на деле случится «закат» США, и какие факторы будут этому способствовать?
– Соединенные Штаты действительно теряют роль мирового гегемона, – уверен руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов. – Но немецкие аналитики не совсем правы. Признаки, которые они приводят в качестве доказательства ослабления США, можно было обнаружить и в начале 1980-х. На деле, главный признак утраты гегемонии заключается в том, что Штаты не сумели вывести мировую экономику из кризиса. Оживление, которое сегодня наблюдается в экономике США, не ведет к росту глобальной экономики. Раньше такого не бывало.
Именно поэтому Штатам приходится действовать все более жестко и радикально. В частности, в отношении России, да и в целом на европейском пространстве.
– Какие факторы могут усугубить ослабление США?
– Реальный крах американской гегемонии может произойти, на мой взгляд, только в одном случае: если распадется Евросоюз, если из-за этого США будут вынуждены покинуть Европу, а на европейском пространстве возникнет объединение экономик, действующих вне зависимости от МВФ, Всемирного банка и ВТО.
Сегодня мы наблюдаем не крах, а всего-навсего объективные экономические предпосылки к нему, которые и сделали США более агрессивными. Раньше американцы достигали своих целей без нажима, просто в силу своего экономического могущества. Их мощь создавала сильные течения в мировой экономике и политической жизни, которые работали на Америку. Сейчас таких течений нет, и это вынуждает Вашингтон действовать все более радикально – либо замахиваться на радикальные действия, как в Сирии, либо, наоборот, грубо и цинично вмешиваться во внутренние дела других стран, как это происходит на Украине.
В любом случае, говорить, что это и есть признаки краха американской гегемонии, – явно преждевременно.
– Вы говорите, реальный крах США мог бы наступить в случае распада ЕС. События на Украине могут спровоцировать такой распад?
– Нет. Распад Евросоюза могла бы спровоцировать Россия, если бы действовала решительно. Но для этого необходимо вывести из кризиса проект евразийской интеграции, и начать перетягивать в него другие экономики, обеспечивая им развитие. Это возможно, если Россия начнет активно развивать собственную индустрию, собственное производство, отказываясь при этом от соблюдения правил ВТО и МВФ – другими словами, от неолиберальной экономической политики.
Видимо это, в конце концов, и будет сделано.
– Почему мы уже сейчас не видим решительного отказа от либеральной экономической модели, хотя предпосылки для этого имеются?
– Потому что те в России, кто готов от этой модели отказаться, не принимают решений. Решения по-прежнему принимает старая неолиберальная элита.
– Ваш прогноз: когда начнутся глобальные перемены в мире?
– Глобальные перемены запустит вторая волна экономического кризиса, которая возникнет в Евросоюзе и на его обочине – там, где находится Украина. Все это, думаю, приведет к осознанию, что система мира, в центре которой находятся сейчас США, более не нужна, и что она должна быть демонтирована, поскольку само ее существование создает проблему для преодоления кризиса.
– Имеется эмпирический закон неравномерности развития государств, этот закон применим и к США, – отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. – Согласно этому закону, государство сначала усиливается, достигает пика могущества, а потом начинает слабеть. Сейчас мы как раз наблюдаем уменьшение роли США в мире – и экономической, и политической.
Надо сказать, экономическая роль США упала весьма существенно. Напомню: сразу после Второй мировой Америка давала чуть ли не 50% мирового ВВП, а сегодня – около 16%. Причем, если рассчитывать этот показатель по так называемому паритету покупательной способности (ППС), доля США в мировом ВВП получится и того меньше.
В целом, период, когда Запад доминировал в мире – он длился в течение нескольких столетий – уходит в прошлое. Объясняется это тем, что в эпоху деколонизации образовалось множество независимых государств, и они к настоящему моменту развили свои экономики. Это не только Китай, но и Индия, и страны Юго-Восточной Азии.
Да, Запад по-прежнему пытается навязать им доминирующую роль, и особенно упорствует в этом Америка – лидер западного мира. Но силенок у нее уже не хватает.
Америка сталкивается с серьезными ресурсными ограничениями. У США огромный государственный долг, который все сложнее обслуживать. А поскольку роль Штатов в мировой экономике падает, им просто неоткуда взять дополнительные ресурсы. По сути, США держатся за счет монополии доллара, но и эта монополия сейчас подрывается. Страны переходят на торговлю в национальных валютах, создаются финансовые институты, независимые от США. В этом смысле, создание Азиатского инфраструктурного инвестиционного банка под патронажем Китая – очень сильный ход. Для Азии этот новый банк маргинализирует роль МВФ и Международного банка реконструкции и развития, и дает шанс азиатским странам играть по новым правилам, без оглядки на Запад.
Другими словами, почва у США – объективно – уходит из-под ног. Вместо того, чтобы отказаться от глобалистских амбиций и попытаться занять достойное место в новом мире, американцы надеются повернуть вспять мировые тенденции. Именно поэтому исторический проигрыш США неизбежен.
– Когда реально ждать этого проигрыша?
– Смотря чего ждать. Если кто-то ждет обвала и исчезновения Америки, это возможно, если только американцы развяжут ядерную войну. Во всех других вариантах мы увидим постепенное угасание США.
Возможно, это будет происходить по сценарию ослабления Британской империи. Из Первой мировой эта империя вышла победительницей, и какое-то время была лидером на планете. Но потом ее влияние – особенно после Второй мировой – стало падать, и от нее начали откалываться колониальные куски.
У США колоний нет, но имеются страны-сателлиты. Они будут постепенно отдаляться от Америки, переориентироваться на новые центры силы. А в самих США, возможно, начнутся внутренние протесты. В конечном итоге, Америке придется согласиться с тем, что она стала лишь одной из ряда великих держав – и не более того…