После воскресной катастрофы на море у берегов Ливии, в которой погибли более 800 мигрантов, европейские чиновники поспешили обвинить во всем незаконных перевозчиков, по неосторожности утопивших переполненное судно.
В прозвучавшем в понедельник совместном заявлении на эту тему три европейских премьера в лице Дэвида Кэмерона, Маттео Ренци и Джозефа Муската с Мальты отметили, что «высшим приоритетом должны стать действия по срыву их незаконной деятельности». Но действительность немного сложнее.
С начала 2015 года в Средиземном море погибли почти 2 тысячи мигрантов, пытавшихся добраться до берегов Европы. Это умопомрачительная цифра, если «сравнивать ее с менее чем 100 смертями к концу апреля прошлого года, когда пересечь море пыталось примерно столько же людей», сообщает Reuters.
Что же изменилось? Итальянская программа поиска и спасения «Средиземное море», участники которой исследовали ливийское побережье в поисках судов контрабандистов, прошлой осенью была отменена, и вместо нее появилась новая под названием «Тритон». Это довольно слабая (и менее дорогостоящая) программа ЕС, которая предусматривает патрулирование вод вблизи Европы. Поскольку перевозчики отправляют мигрантов на судах, непригодных для морского плавания, а иногда вообще сажают пассажиров на маленькие резиновые лодки, до Европы добираются немногие, и чаще трагедия наступает раньше, чем берег появится на горизонте.
«Мы не обеспечиваем плановые поисково-спасательные операции в Средиземном море», — написала в октябре Джойс Энелэй (Joyce Anelay), занимающая должность государственного министра в Министерстве иностранных дел и по делам Содружества. Рассказывая о мерах по сокращению финансирования поисково-спасательных операций, она сослалась на непреднамеренный «фактор притягательности», когда, зная о таких операциях, «все большее количество мигрантов предпринимают попытки пересечь опасное море, что приводит к увеличению числа трагических смертей».
Реакция последовала незамедлительно. «Люди, бегущие от зверств и жестокостей, не прекратят приезжать, если мы откажемся бросать им спасательные круги», — заявил Морис Рен (Maurice Wren), возглавляющий Британский совет по делам беженцев (British Refugee Council). Правозащитные организации указывают на то, что в рамках операции «Средиземное море» только за один год удалось спасти примерно 150 тысяч человек. «Мы не может допустить, чтобы Средиземное море превратилось в одно большое кладбище», — заявил в ноябре папа римский Франциск.
Нестабильность, война и насилие это те факторы, которые заставляют тысячи искателей убежища и беженцев с огромным риском для жизни пускаться в плавание в Европу. Как сообщает в своем докладе Арезо Малакути (Arezo Malakooti), возглавляющий исследования по миграции в фирме Altai Consulting, половина мигрантов в прошлом году прибыла из Эритреи и Сирии. В воскресной трагедии погибли 350 эритрейцев и много выходцев из стран южнее Сахары, а также несколько сирийцев.
Между тем, продолжающаяся гражданская война в Ливии создает нестабильность и также способствует перемещению беженцев. «В февральском докладе ООН со ссылкой на итальянских представителей говорится, что 85% из 167 184 мигрантов, спасенных в море в 2014 году, отправились в путь с ливийского побережья», — отметил в Financial Times Борзу Дарагахи (Borzou Daragahi). Согласно оценкам, в 2014 году морем до Европы добрались еще 220 тысяч человек.
«Я говорю своим родственникам, что у них 95 шансов из ста умереть», — сказал один беженец из Сомали, выживший во время путешествия. Но для кого-то и этого достаточно, чтобы отважиться на плавание в Европу.