25 апреля 2015 года исполняется 40 лет с принятия в эксплуатацию атомного ледокола «Арктика».
25 апреля 1975 года был принят в эксплуатацию атомный ледокол «Арктика», который в 1977 году стал первым в мире надводным кораблем, достигшим географической точки Северный полюс.
Атомоход «Арктика» (с 1982 года по 1986 год — «Леонид Брежнев») — головной корабль серии проекта 10520, был заложен 3 июля 1971 года на стапелях Балтийского завода в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург).
Ледокол был создан усилиями коллективов более 400 объединений и предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, в том числе Опытного конструкторского бюро машиностроения им. И. И. Африкантова, Производственного объединения «Маяк», Центрального конструкторского бюро «Айсберг», Научно-исследовательского института атомной энергии им. Курчатова.
Впервые участвовал в постройке ледокола и был сдаточной и приемной командой экипаж корабля. Это дало возможность морякам быстро освоить новую технику. Возглавил экипаж опытный ледовый капитан Юрий Кучиев. До этого он проработал в Арктике более 30 лет, плавал почти на всех типах ледоколов.
26 декабря 1972 года судно было спущено на воду, 17 декабря 1974 года завершились ходовые испытания корабля. 25 апреля 1975 года на таллиннском рейде состоялся подъем государственного флага на ледоколе и был подписан акт сдачи-приемки в эксплуатацию судна. Тогда же проводили его в первое самостоятельное плавание в город Мурманск — порт приписки.
Ледокол предназначался для проводки судов в ледовых условиях Арктики с выполнением различных видов ледокольных работ.
Ледокол «Арктика» — трехвальный турбоэлектроход с четырьмя палубами, двумя платформами, баком, пятиярусной надстройкой и двумя мачтами. Атомная водо-водяная паропроизводящая установка состояла из двух блоков по одному реактору и четырех парогенераторов в каждом.
Она размещалась в специальном отсеке в средней части ледокола. Корпус судна разделен на восемь водонепроницаемых отсеков. Он имеет бочкообразную форму и сделан из высокопрочной лигированной стали, а в местах, подверженных наибольшему воздействию ледовых нагрузок усилен ледовым поясом, что препятствует истиранию корпуса о льды.
Полукруглые борта не дают ледовым полям раздавить судно, выталкивая его наверх, а скошенный нос позволяет «заползать» на поля сверху, ломая их своим собственным весом. Толщина борта ледокола — 100 миллиметров.
Помимо этого «Арктика» имеет М-образную корму, что позволяла осуществлять буксировку судов, а в ряде случаев и стыковку с другими ледоколами.
На ледоколе имелись дифферентная и креновая системы. Буксирные операции обеспечивала кормовая электрическая буксирная лебедка. Для ведения ледовой разведки базировался вертолет. Контроль и управление техническими средствами энергетической установки велись автоматически, без постоянной вахты в помещениях центрального отсека, помещениях гребных электродвигателей, электростанциях и у распределительных щитов. Контроль за работой и управление энергетической установкой осуществлялись из центрального поста управления, дополнительное управление гребными электродвигателями выведено в ходовую рубку и кормовой пост. Ходовая рубка расположена на верхнем этаже надстройки и вытянута поперек судна — от борта до борта метров на 25, ширина ее — около пяти метров.
Длина ледокола составила 148 метров, ширина — 30 метров, высота борта — около 17 метров, осадка — 11 метров, водоизмещение — 23 тысячи тонн. Мощность атомной паропроизводящей установки превышала 54 мегаватта. Благодаря своим техническим показателям атомоход в чистой воде мог развивать скорость до 18 узлов.
Предельная толщина сплошного припайного льда, преодолеваемого ледоколом непрерывным ходом со скоростью 1,5-2 узла при полной мощности составляла 2,8 метра. Автономность плавания судна составляла 7,5 месяцев. Экипаж — 145 человек.
С 1975 года ледокол «Арктика» служил для проводки судов по Северному морскому пути.
В 1977 году он выполнил экспериментальный научно-практический рейс на Северный полюс. 9 августа 1977 года атомоход под командованием капитана Юрия Кучиева после перезарядки реакторов и тщательной подготовки вышел из Мурманска и взял курс к северной оконечности архипелага Новая Земля. Руководил экспедицией министр морского флота СССР Тимофей Гуженко.
В экспедиции принимало участие более 200 человек. В задачи ученых входило не только достижение Северного полюса и проведение комплекса исследований и наблюдений, а также проверка возможностей ледокола, его устойчивость к постоянным столкновениям со льдами.
Миновав пролив Вилькицкого, «Арктика» в море Лаптевых повернула на север. 15 августа ледокол вошёл в приполюсный район. 17 августа, преодолев мощный ледяной покров Центрального полярного бассейна, где толщина льда достигала трёх метров, в четыре часа утра по московскому времени корабль достиг в активном плавании географической точки Северного полюса. За семь суток восемь часов ледокол преодолел 2 тысячи 528 миль.
Экипаж и участники экспедиции ледокола отметили это событие торжественной церемонией поднятия Государственного флага СССР на десятиметровую стальную мачту, установленную на льду.
Вокруг флагштока был очерчен круг диаметром 30 метров, и люди прошли по нему, впервые в мире совершив символическое кругосветное путешествие, пересекая все меридианы земного шара, которые сходятся на полюсе.
На дно океана в точке Северного полюса на глубину около 4 тысяч метров была опущена металлическая доска с изображением Государственного герба СССР и надписью: «СССР. 60 лет Октября, а/л «Арктика», широта 90°-N, 1977 г.», капсула с проектом конституции СССР и текстом гимна, а также сувенирный штемпель похода (копия капсулы хранится в Областном краеведческом музее Мурманска).
За 15 часов, которые ледокол провел на Северном полюсе, ученые выполнили комплекс исследований и наблюдений. Обратно атомоход пошел другим путем — курсом на западную оконечность Земли Франца-Иосифа. Его маршрут проходил в тех районах, где раньше никогда не были ледоколы. Это объяснялось необходимостью получения данных для возможной организации регулярных рейсов в высоких широтах (высокоширотный маршрут от Мурманска до Берингова пролива почти на одну треть короче обычной трассы по Северному Морскому пути).
За время похода к Северному полюсу, продолжавшегося с 9 по 22 августа 1977 года, судно преодолело 3852 морских мили, в том числе 1200 миль — через многолетний лед. Цель экспедиции была достигнута — доказана возможность осуществления круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Северного Ледовитого океана, а также возможность транзитного прохождения Северного морского пути.
За осуществление первого в истории плавания надводного корабля к полюсу атомный ледокол «Арктика» был награжден орденом Октябрьской Революции, весь экипаж ледокола, участники высокоширотной экспедиции, а также большая группа специалистов, обеспечивавших экспедицию, — орденами и медалями. Капитан Юрий Кучиев, главный инженер-механик Олег Пашнин, старший мастер атомной паропроизводящей установки Фидус Асхадуллин и руководитель экспедиции Тимофей Гуженко были удостоены звания Герой Социалистического Труда.
К 1999 году атомный ледокол «Арктика» за 25 лет своей работы прошел во льдах почти миллион миль, провел за собой около трех тысяч судов с грузами.
С 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года ледокол отработал в плавании, занимаясь проводкой судов на трассах Севморпути (проведено 110 судов), ровно год без захода в какой-либо порт, установив еще одно мировое достижение. Он добавил к своему богатому послужному списку 50 тысяч пройденных миль, из них 32 тысячи во льдах без единой поломки узлов и механизмов ледокола. На момент возвращения из рейса наработка основного оборудования и обслуживающих систем атомного ледокола «Арктика» составила 146 тысяч часов. Именно эти результаты позволили ученым и эксплуатационщикам поставить вопрос о продлении ресурса работы атомной установки «Арктики» до 175 тысяч часов (при изначальном проектном ресурсе 100 тысяч часов), а остальных атомных ледоколов — до 150 тысяч.
В августе 2003 года после комплекса работ по продлению ресурса атомный ледокол «Арктика» вновь вышел на трассы Северного морского пути и успешно работал в течение пяти лет.
21 августа 2008 года у ледокола закончился срок действия документов Морского Регистра РФ. По мнению некоторых руководителей, техническая и экономическая целесообразность дальнейшей эксплуатации ледокола отсутствовала, запас ядерного топлива в реакторах требовал замены.
3 октября 2008 года была остановлена его атомная энергетическая установка.
В 2011 году экипаж с «Арктики» сняли, ледокол был выведен в «холодный» отстой в ожидании утилизации. Из Регистровой книги судов атомоход был исключен с 31 июля 2012 года.
В настоящее время ледокол стоит в отстое в доке ФГУП «Атомфлот (Мурманск), входящего в состав госкорпорации «Росатом».
С него удалены все радиоактивные отходы, в том числе, жидкие радиоактивные отходы из контуров реакторов, проведена дезактивация.
Различные механизмы, узлы и агрегаты «Арктики» до сих пор являются эталоном качества и служат в качестве запчастей для работающих сегодня атомоходов.
Утилизация «Арктики» должна была войти в новую Федеральную целевую программу по ядерной и радиационной безопасности после 2016 года, расходы предварительно оцениваются в 2 миллиарда рублей.
С 2009 года, когда ледокол был выведен из эксплуатации, неоднократно поднимался вопрос о его сохранении и присвоения ему статуса культурного наследия РФ.
В августе 2012 года начался сбор подписей в интернете и с помощью специальных подписных листов за сохранение «Арктики» в качестве музея в Санкт- Петербурге.
В марте 2014 года стало известно, что губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко поддержал идею перемещения ледокола из Мурманска в северную столицу и обещал найти причальную стенку для ледокола, чтобы он стал филиалом музея Арктики и Антарктики.
Из-за габаритов ледокола постановка его на реке Неве в черте Санкт-Петербурга в границах мостов и выше не представляется возможной. Рассматривается возможность установки «Арктики» у берегов Кронштадта.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников