На сегодняшний день я написал около двух тысяч статей и смонтировал километры видеоматериалов, имея возможность наблюдать живой на них отклик читателя. И могу засвидетельствовать выводы многих коллег – с каждым днём привлечь, а уж тем более удержать внимание зрителя становится всё сложнее. Если же у тебя нет сложившегося авторского имени и репутации, то и вовсе, почти невозможно. Но этот текст не о творческих усилиях, а о влиянии научно-технического прогресса на мировоззрение современников вообще.
Рост производительности электронно-вычислительной техники и её доступности стал причиной обострившейся конкуренции среди контента. Если раньше для съёмок фантастического голливудского блокбастера приходилось арендовать павильоны, мастерить сложные декорации и рисковать жизнями каскадёров, то теперь схожую по качеству картинку может дать, не отрываясь от домашнего ПК, студент-самоучка. Всё это уже десятилетие толкает кинопроизводителей на покорение новых высот визуальных эффектов, постоянно задирая техническую планку. Чтобы заработать – нужно удивить. И вроде бы всё это здорово, но визуальная сторона вытесняет из кино смысловую. Я вот, например, не помню когда последний раз выходил из кинотеатра с чувством, будто моя жизнь поменялась и никогда не станет прежней. Более того, я не припомню, чтобы кто-то из знакомых делился со мной такими впечатлениями. Что-то отдалённое, кажется, было после выхода на экраны первой «Матрицы», да и то сейчас сложно разобрать чего там больше – новых по тем временам спецэффектов или новой для зрителя кинофилософии.
Так или иначе, стоит признать, что конкуренция в киноиндустрии (как и любой прогресс, не существующий без попутного регресса), привела к взрывному росту качества картинки, но выхолостила из неё сколь-нибудь глубокий смысл. Подтверждение тому – не затихающий в блогах ностальгический стон по «доброму советскому кино» со смыслами и без спецэффектов. Не хочу никого расстраивать, но такое кино мы вернём себе очень не скоро, в силу продолжающего действия всё той же проклятой конкуренции. Дело в том, что современник уже слишком привык к «вкусненькому». И пока мы будем пытаться погрузить его в смысл какой-нибудь очень нужной и полезной картины, из-за угла выпрыгнут сто тысяч ярких и коротких клипов, которые растерзают его внимание без остатка. А наша мудрая картина так и останется у него в списке просмотров «на потом».
Влияние клиповости мышления на окружающий мир ещё предстоит осознать в полной мере. Оно делает из человека если не дебила, то вечно взрослого ребёнка. Избалованного ребёнка, который привык к тому, что глупые родители не принуждают его к развитию (пусть и насильно), а всюду потакают его желаниям и капризам. Отличие производителей контента (не только киноиндустрии, ведь под клиповое мышление потребителя вынуждены подстраиваться буквально все) от родителя в том, что он руководствуется не отеческой любовью, а желанием выбить из великовозрастного балбеса побольше бабла, устояв в конкурентной схватке с себе подобными. Получается даже не замкнутый круг, а опасная спираль – чтобы завладеть вниманием потребителя, нужно делать всё проще и проще, всё ярче и ярче. Когда эта спираль сойдётся в точку, мы застанем в кинозалах зрителя, с восторгом наблюдающего за винегретом из мелькающих и несвязанных меж собой картинок с котиками, сиськами и трупами. Хотя мы и теперь это имеем – называется «фестивальное кино».
Сознание, как известно, в некотором смысле определяет бытие. Поэтому потребитель клипов и жизнь свою проживает бессвязно. Он всю дорогу гонится «за новыми впечатлениями», чтобы «жить ярко», без попытки осмыслить всю эту нарезку из ситуаций, потеряв способность замечать и усваивать жизненные уроки. Передав ответственность за себя закадровым режиссёрам, которые «знают как нужно» — идеальная рыночная ситуация.
Кстати, с текстами точно такая же беда, как и с клипами. Чтобы пробиться через тонны заваливающей интернет самопальной публицистики и аналитики, автору нужно выстоять в конкурентной битве. А самый верный способ для этого – сделать текстовый клип. Не длинный, не перегруженный смыслом и непонятными словами, апеллирующий к эмоциям типа «наших бьют» или «мы все умрём/мы всех победим». В идеале такой, который никто до конца не прочитает, но лайкнет и репостнет за первый абзац. Читателю сегодня читать некогда – слишком велик его список для «просмотра на потом», слишком многие торговцы эмоциями тянут его в разные стороны.
Победить эту сложившуюся систему можно только одним способом – отменив НТП. Тогда мы вернёмся к пухлым книгам, содержательным кинолентам в порядке безвариантности. Но это фиговый выход. Поэтому у нас нет иного выхода, кроме как сосредоточиться над работой над собой, в надежде, что тем же самым будут заняты и другие соотечественники. Самостоятельно искать крупицы смыслов, отвергать настойчивые попытки втянуть нас в хоровод спецэффектов и самим принуждать себя к развитию. Если вам кажется что это невозможно, то знайте – вас просто так убедили. Но решать вам.