Инициатива связана с реформой бюджетных организаций, которая затронет сферы здравоохранения, образования, культуры и так далее. Как это часто бывает, в данном случае новая задумка – своеобразная отсылка к уже забытым проектам.
Конкретно – к идее реформы бюджетной сферы 2010 года, согласно которой организации, финансируемые государством, планировали приспособить к рыночным условиям. Для этого систему смет собирались заменить конкретными госзаданиями, одновременно дав казенным организациям возможность зарабатывать на оказании платных услуг.
К примеру, образовательным учреждениям это позволило бы распределять бюджетные вливания более гибко, в противовес прежней системе, когда расходы были привязаны к конкретным статьям сметы и не могли быть переброшены с одной на другую. Кроме того, в соответствии с положениями реформы, школы могли бы получать дополнительную прибыль, организуя кружки, факультативные занятия и прочее. Чего греха таить, такая практика существовала и прежде, но либо втихую, либо прибыль от нее уходила в бюджет, и не всегда возвращалась обратно в школу.
Впрочем, в 2012 году, когда завершилось формальное разделение бюджетных организаций, способных зарабатывать на оказании платных услуг (больницы, школы и т.п.) и неспособных выйти на рынок (оборонка, тюрьмы и прочее), реформа застопорилась. Вернуться к ней сегодня призывает министр финансов Антон Силуанов. Помимо вышеназванных мер, минфин предлагает уделить особое внимание эффективности финансируемых за счет казны учреждений. Для этого реформа предусматривает объединение мелких, слабо нагруженных, организаций с крупными, распродавая высвободившиеся имущественные излишки.
На самом деле необходимость что-то делать с учреждениями бюджетной сферы назрела давно. В соответствии с майскими указами Президента, по всей стране поднимают зарплаты учителям и врачам, при этом частенько забывая о таком показателе, как эффективность отдельного персонала и всей отрасли. «В целом надо стремиться к тому, чтобы уровень заработной платы, как в некоторых отраслях экономики у нас всё?таки это имеет место быть, чтобы он подрастал к росту производительности труда, а не наоборот», — призывал Владимир Путин на «прямой линии».
И в первую очередь это касается именно бюджетников. В коммерческой структуре соответствие зарплат отдаче – личная забота ее руководителей и владельцев. Хотят они платить своим сотрудникам солидные суммы только за тот факт, что они явились на работу, без привязки к эффективности – бога ради. Убытки тоже нести им. Если же речь заходит о бюджетных организациях, то здесь мотовство неуместно, и за каждую вложенную копейку необходимо требовать максимального результата.
Сегодня же эффективность работы казенных учреждений в России далека от идеальной. Работников бюджетной сферы в нашей стране больше, чем в развитых государствах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития: 17,7% против 15,5%. На одну тысячу школьников в России приходится 111,1 учителей, тогда как в странах ОЭСР их всего 68. Врачей у нас 43,1 на десять тысяч населения в противовес 26,4 за рубежом. При этом больший охват персоналом вовсе не означает более высокое качество услуг.
Про проблемы в сфере здравоохранения и о том, как борьбе с ними способствует медицинская реформа в столице, мы уже рассказывали. В целом по России ситуация схожая – бюджетом финансируются занятые койки вместо оплаты за каждого вылеченного человека, наблюдается излишек узкоспециализированных врачей и дефицит терапевтов, многие больницы загружены едва-едва. К примеру, в некоторых медучреждениях Москвы до реформы оборачиваемость коек составляла всего девять человек в год, а хирургическое отделение оперировало меньше трети поступавших.
С образованием тоже не все гладко. Критикам предлагаемой минфином реформы страшно не нравится идея урезать штат преподавателей, чтобы один педагог мог работать по совместительству сразу в нескольких школах. На фоне всеобщей заботы о «социально незащищенных» бюджетниках мои дальнейшие слова наверняка встретят в штыки, но все же. Давайте будем реалистами – очень многие учителя, особенно это касается молодых кадров, идут преподавать в школу не по зову сердца, а лишь потому, что больше нигде не пригодились, а педагогический диплом имеется. Качество предоставляемого ими образования полностью соответствует их энтузиазму. В то же время встречаются действительно талантливые педагоги, работающие по призванию. Так почему мы должны волноваться из-за потенциальных сокращений преподавателей не самого высокого класса и оплачивать их работу из собственного кармана, когда вместо этого наоборот можем охватить больше школ толковыми специалистами?
Вопрос эффективности бюджетных организаций встает особенно остро с учетом нехватки денег в казне и растущих потребностей самой сферы. В России кризис, и хоть нам говорят, что пик проблем позади, государственные расходы власть старается сокращать. Вместе с этим на те же образование со здравоохранением нужно все больше казенных денег. И дело не только в индексируемых зарплатах персонала. Взять медицину: с каждым годом ее финансирование все больше перераспределялось в сторону фонда ОМС, а с этого года он является главным источником денег в здравоохранении. Но ведь полисы обязательного медицинского страхования тоже оплачиваются из разных кошельков. Работодатель финансирует страховку своих сотрудников, но детей и пенсионеров обеспечивает опять-таки государство. А на них, между тем, приходится свыше 80% оказываемой бесплатной медпомощи. И учитывая, что рождаемость у нас с каждым годом растет, как и продолжительность жизни, возникает бюджетный дефицит.
Одним словом, реформы продиктованы самой жизнью. Но в то же время власть не может игнорировать связанные с их проведением риски. Множество людей, памятуя о горьких уроках 90-х, вздрагивают лишь при одном упоминании слова «реформа», в чем бы ни заключалась ее суть. Здесь опять же пуще других переживают бюджетники, не ждущие от каких бы то ни было перемен ничего хорошего. Кстати, по этой же причине большинство из них предпочитает голосовать за действующую власть. Потому что кто его знает, что взбредет в голову следующему правителю, а не из-за того, что их, якобы, принуждают.
Кроме того предлагаемые реформы определенно встретят неприятие среди бюджетников из-за привязки оплаты труда к эффективности. Никто не желает работать больше, получая столько же, и сидящий на окладе сотрудник – последний человек в организации, которого будет заботить рост производительности труда. Именно поэтому всегда возникает много шумихи вокруг очередной попытки перераспределить зарплаты в пользу стимулирующей составляющей.
Совершенно точно недовольством бюджетников попытается воспользоваться оппозиция. На примере московских реформ в сфере здравоохранения и образования мы наблюдали, как сначала либеральные масс-медиа нагнетали психоз, а после политическая оппозиция выводила под своими флагами учителей и врачей на столичные улицы. И, учитывая географию потенциальной реформы, а также усиление активности заокеанской пропаганды, можно ожидать, что возможные протесты окажутся куда масштабнее.
И тем не менее, реформы нужны. Вопрос, насколько своевременными они окажутся именно сейчас, учитывая возможные риски, в каком виде будут предложены окончательно, и будут ли учитываться ошибки столичного примера при их реализации.
1 комментарий
Есть хорошая поговорка: » Семь раз отмерь, один раз отрежь.» Нельзя резать специалистов.
Режте начальников их у нас завались, а спецов по пальцам можно пересчитать. И то что гдето меньше учителей и докторов не значит что там они раьотают лучше. Хватит смотреть на чужие страны у них нет такого опыта в образовании и медицине как у нас. И в пиндоссии и в гейропе
педагоги и врачи не лучше наших и работают меньше и не всему населению они доступны. Хотите как там ? Флаг вам в руки и барабан на шею. Но поверьте тупая и больная молодежь не даст стране нормально развиватся. Пенсионеры не получат достаточной помощи и вы сами потом взвоете но будет поздно спецов не будет, а учить одного доктора надо 8-9 лет педогога 5-6. Что потом?