В 2014 году Россия, Казахстан и Белоруссия подписали в Астане соглашение о создании Евразийского Экономического Союза. Этот документ был ратифицирован национальными парламентами всех трех стран и первоначально планировалось, что уже с начала января текущего года стороны приступят к его реализации. В принципе, ЕврАзЭС был создан на базе Евразийского Таможенного союза, фундамент которого заложили в октябре 2007 года, когда и было принято решение о его образовании. Правда, еще до этого три страны уже договорились между собой по ряду конкретных вопросов, включая размер тарифов для иностранных товаров и согласование некоторых таможенных процедур.
Вслед за этим в сентябре 2009 года Россия, Белоруссия и Казахстан пришли к соглашению по поводу создания единых таможенных тарифов, а 27 ноября на минском саммите лидеров трех стран это соглашением было подписано президентами. На основании данного соглашения, Таможенный союз создавался с 1 января 2010 года, а таможенный досмотр между тремя странами отменялся с 1 июля. Образование этой структуры началось с «Программы мер по созданию Евразийского Таможенного Союза», утвержденной лидерами России, Белоруссии и Казахстана. Евразийский союз объединяет территории с населением 170 миллионов человек, из которых 84% — русские. Из двух триллионов долларов валового внешнего продукта этого союза 88% принадлежат России.
Незадолго до начала работы этой организации в ее состав вошла Армения, на решение которой по данному вопросу значительное влияние оказала та же Россия. В мае нынешнего года в ЕврАзЭс также должна войти и Киргизия, договор с которой был подписан в декабре 2014 года.
Если внимательно посмотреть на состав членов этого объединения, то становится очевидным, что большая их часть являются зависимыми от России. Армения и Киргизия объясняют свое участие в этом союзе собственными национальными интересами. В частности, Армения испытывает острую потребность в российском газе, цена на который может в значительной степени коррелироваться в зависимости о того, будет ли эта страна являться членом ЕврАзЭс или нет. С другой стороны, Киргизия, сильно зависимая от российского рынка, из-за членства в этом союзе готова в любой момент заявить о своей поддержке российской политики. Вместе с тем Казахстан и Белоруссия после падения курса рубля потребовали для себя новых преимуществ. С самого начала Казахстан вообще делал акцент на том, что любой из членов данного объединения может покинуть его в случае изменения своих взглядов.
Краткая характеристика некоторых членов ЕврАзЭс позволяет понять, что с учетом введенных Западом санкций и снижения цен на нефть этот союз вряд ли может добиться серьезных успехов. В сфере российско-иранской торговли одним из препятствий развития отношений двух стран является членство России сначала в Таможенном союзе, а потом в Евразийском. Страны-члены этого объединения по некоторым вопросам не разделяют точки зрения России, а в нем самом существуют серьезные разногласия. После вмешательства Москвы в украинские события и вхождения Крыма в состав России государства Евразийского союза опасаются разделить участь Украины.
Членство Ирана в ЕврАзЭс
Делая прогнозы относительно того, окажется ли деятельность Евразийского Экономического Союза успешной или нет, необходимо рассмотреть некоторые факторы. В первую очередь, следует выяснить, какие страны окажутся основными торговыми партнерами государств-членов этой организации. К примеру, будет ли Китай возглавлять экономическое сотрудничество с ними или же ему отведется второстепенная роль. Кстати, для увеличения товарооборота внутри ЕврАзЭс Китай тоже может включить в состав этого союза.
Еще одним фактором, способным омрачить перспективу развития Евразийского Экономического Союза, можно считать то, что в торговом отношении входящие в него страны не способны полностью обеспечить потребности друг друга. Анализ торговли между членами данного объединения позволяет сделать вывод о том, что значительная доля торговых операций России с другими странами ЕврАзЭс представляет собой сделки по поставке энергоресурсов.
Если делать оптимистический прогноз по поводу участия Ирана в этом союзе, то, учитывая его извечную удаленность от рынков стран СНГ, скорее всего, участие в этой организации окажется для него весьма выгодным. Однако это возможно только в том случае, если Россия откажется от своих претензий на лидерство и поставит своей целью соблюдение интересов всех членов этого союза. Иран — это богатая нефтью страна и наряду с Россией и Китаем, который, возможно, тоже станет членом ЕврАзЭс, он может стать ключевой экономической силой. Вполне очевидно, что если в том или ином объединении не соблюдаются интересы всех членов, оно довольно быстро распадается. По этой причине предотвратить подобные трудности сможет только сотрудничество Евразийского Экономического Союза с экономическими державами региона.
Иран, занимающий исключительно выгодное положение в плане транзита, может предоставить странам-членам ЕврАзЭс прекрасные возможности для транспортировки своих товаров, ведь на севере Исламской республики расположено Каспийское море, а с юга она омывается Персидским заливом. Другой важной особенностью Ирана является то, он буквально соединяет Восток с Западом, поэтому его членство в этой организации предоставит ему исключительные возможности как транзитной стране. Национальные рынки стран-членов этого союза тоже могут быть подходящим местом для сбыта иранской продукции. К тому же если государства ЕврАзЭс полностью отменят таможенные тарифы внутри союза, это приведет к колоссальному развитию торговли между ними.