Слишком лихие виражи закладывают, пугая доблестных американских пилотов. Такая реакция вызвана инцидентом с самолетом-разведчиком наших западных партнеров, который недавно был перехвачен российским истребителем Су-27 и отогнан прочь от наших границ.
Вероятно, Пентагон куда больше устроило бы, если бы мы никак не реагировали на приближение иностранных военных самолетов к территории нашей страны. В принципе, такое вполне допустимо. Но только в том случае, если полет зарубежной техники над Россией происходит в рамках договора об открытом небе и заранее согласован. Подобные разведывательные вылеты на территорию чужих государств регулярно осуществляются странами, в этом договоре участвующими, с целью отслеживания военного потенциала и передвижений вооруженных сил друг друга. К примеру, за прошлый год Россия выполнила 39 таких полетов над Европой, США и Канадой, а над нашими землями иностранные летчики пронеслись 35 раз.
Однако о визите американского гостя нас никто не предупреждал. В то же время за последний год авиационная активность НАТО неподалеку от наших границ здорово увеличилась. Число полетов НАТО над Балтикой увеличилось семикратно! Разумеется, симметрично на это реагирует и наша авиация, которая не только встречает иностранную технику, слишком сильно приблизившуюся к территории России, но и совершает собственные стратегические полеты на дальние расстояния.
К слову, подобную прыть российских ВВС на Западе тоже не оценили. Говорили о помехах для гражданской авиации, которые, якобы, создают наши самолеты, хотя в итоге на Западе были вынуждены признать, что наша техника летает в соответствии с международными нормами. И отказываться от права полетов мы не собираемся, наоборот, будем расширять районы боевого патрулирования.
Я это рассказываю к тому, что полеты военных самолетов в международном пространстве, в том числе и неподалеку от чьих-либо границ не являются сами по себе чем-то из ряда вон выходящим. Но справедливо предполагать, что к приближению неизвестного военного судна (о котором не предупреждали в соответствии с договором об открытом небе) к границам любого государства, ПВО этого государства отнесутся подозрительно. Заметьте, Россия не обвиняла американский самолет-разведчик в каких-либо нарушениях, а просто пустила навстречу истребитель, чтобы проверить, что за неопознанный объект летит к нашей территории. Кто же знал, что летчика так потрясут подобные действия, а Пентагон начнет лихорадить? Ведь сами мы никогда не возмущались перехватами, которые осуществляют страны, близ которых пролетает наша авиация. Вот, к примеру, недавно наши стратегические бомбардировщики летали патрулировать Баренцево и Норвежское моря, а также Атлантический океан. И на части маршрута их полет сопровождался истребителями Англии и Дании. И лишь за прошлый год счет таким случаям идет на сотни.
Так почему же столько визга поднялось вокруг, казалось бы, обыденной ситуации со стороны американцев? Все разговоры об опасном сближении и непрофессиональном перехвате стоит расценивать скорее как повод для шумихи — минобороны России оценивает перехват проведенным без каких-либо внештатных ситуаций. Есть мнение, что американцев шокировал сам факт выпущенного навстречу истребителя. Мол, Штаты решили послать к нашей границе разведчик, способный, не покидая международного пространства, изучить расположение наших вооруженных сил в Калининграде и западной части России, и не ожидали получить подобного отпора.
«Я думаю, что американцы не ожидали, что российские ПВО обнаружат и выполнят перехват самолета-разведчика. В определенной степени, для американских летчиков это был шок, потому что они привыкли летать, где хотят, когда хотят и всем остальным демонстрировать свое превосходство. Однако российская ПВО показала, что она недаром ест свой хлеб. Поэтому американцы после того, как наш Су-27 сделал несколько облетов вокруг их самолета-разведчика, очевидно, растерялись. Может быть, испугались и решили убраться восвояси», — считает главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
Это очень похожее на правду предположение, но, скорее всего, оно справедливо лишь отчасти. Вероятнее, американцев не столько напугал факт конкретного перехвата, сколько возмущает сама тенденция, что российская авиация демонстрирует свои возможности вместе с суровым нравом. Ведь это далеко не первый случай, когда самолеты-разведчики США удирают от наших истребителей. В апреле прошлого года наш Су-27 напугал такое же шпионское судно, как в недавней истории, пролетев в 30 метрах у него перед носом. Правда, в тот раз Америка, похоже, постеснялась демонстрировать промокшее белье всему свету, и рассказала об «опасном маневре» лишь полтора месяца спустя. Еще один американский самолет RC-135, модификацией которого являются и первые два примера, вскоре и вовсе улепетывал от нашего перехватчика до самой Швеции, где и скрылся, пролетев еще 200 километров в воздушном пространстве чужого государства.
И всякий раз США поднимают визг: то из-за увеличившихся полетов российской авиации, то из-за каких-то конкретных событий с участием наших самолетов. Похоже, у Америки настолько короткая память, что они всерьез успели поверить, будто являются королями в небе.
Какое-то время так и было. Российские военно-воздушные силы выглядели на мировой сцене достойно с момента своего появления еще в царской России. Наши самолеты демонстрировали силу в Первой мировой войне, когда Петр Нестеров, подаривший всему свету знаменитую «мертвую» петлю, за секунду до смерти предъявил свое последнее изобретение — воздушный таран.
На предвоенные годы Советского Союза пришелся расцвет авиационных ВУЗов. Мы подтверждали мощь авиации в Советско-финской и Великой Отечественной войнах. Да и в холодную войну немало тех же американских разведчиков, пролетавших над территорией России, было сбито нашими истребителями.
Все изменилось в 90-е, когда, развалив Советский Союз, мы разинули рты и направили взор к Западу,который очень много обещал. В последующее десятилетие авиационную промышленность постигла разруха — множество самолетов улетали в бывшие союзные республики или уничтожались, профильные учебные заведения закрывались, потому что техники и топлива не хватало ни на обучающие полеты, ни на стратегические или тактические.
Лишь в 2009 году мы начали восстанавливать свои военно-воздушные силы, и крайне стремительно. В производство вдохнули жизнь, и в войска с каждым годом поступает все больше новых самолетов. Пилоты тренируются не только на тренажерах, но и во время реальных вылетов, причем как перехватывая иностранную технику на истребителях российской ПВО, так и встречаясь с перехватчиками других государств при совершении стратегических полетов.
Все это чрезвычайно не нравится Штатам, привыкшим за недолгое время постсоветской разрухи к гегемонии и в воздушном пространстве. Но порушить все наши начинания вновь они уже не смогут, а потому им не остается ничего, кроме как использовать подъем российской военной авиации для нагнетания очередной истерии на тему агрессивности России и наших хамских имперских замашек.