В США набирают темпы дебаты в связи с истечением срока действия Закона о борьбе с терроризмом в США и его положений о слежке. В субботу администрация Обамы обнародовала доклад шестилетней давности, в котором рассказывается о некогда секретной программе сбора информации о телефонных звонках и электронной переписке американцев.
Управление директора национальной разведки опубликовало отредактированный доклад в ответ на иск в рамках Закона о свободе информации, поданный New York Times. Основные положения программы АНБ уже были рассекречены, но в расширенном докладе есть некоторые новые подробности об окружающей его завесе секретности.
Президент Джордж Буш санкционировал «Президентскую программу слежки» вскоре после терактов 11 сентября 2001 года. В июле 2009 года была проведена ее оценка силами генеральных инспекторов из министерства юстиции, Пентагона, ЦРУ, АНБ и Управления директора национальной разведки.
Они выяснили, что хотя по мнению некоторых высокопоставленных руководителей спецслужб, эта программа устранила имевшиеся информационные бреши, дав больший доступ к международной связи, многие сотрудники разведки, включая агентов ФБР и аналитиков ЦРУ, до сих пор «затрудняются ответить, какой именно вклад эта программа внесла в контртеррористические усилия, потому что чаще всего на нее смотрели как на один их многих источников сбора и анализа информации».
Критики программы записи телефонных разговоров, которая позволяет АНБ следить за телефонными переговорами между зарубежными террористами и жителями США, указывают на то, что она не стала эффективным инструментом в борьбе с терроризмом. Они также говорят, что разведывательное ведомство не имеет права владеть записями глубоко личных разговоров американцев. Многие отдают предпочтение системе, в которой АНБ могла бы получать судебные распоряжения на доступ к записям, хранимым телефонными компаниями.
Срок действия Закона о борьбе с терроризмом в США истекает 1 июня, и республиканцы в сенате предложили законопроект о продолжении сбора записей о телефонных разговорах практически каждого американца. В случае его принятия закон позволит применять некоторые разделы «Патриотического акта», включая положение о том, что телефонные компании обязаны предоставлять в распоряжение АНБ большую часть записей о входящих и исходящих звонках по внутренним стационарным линиям связи.
Когда в 2013 году эту программу разоблачил бывший сотрудник АНБ Эдвард Сноуден, президент Барак Обама и многие законодатели стали требовать прекращения сбора такой информации, но законопроект на эту тему в прошлом году был провален. Его сторонники надеялись, что в связи с истечением 1 июня срока действия положений Закона о борьбе с терроризмом в США эта мера будет рассмотрена.
Над разработкой такого закона, получившего название USA Freedom Act (Закон о свободе в США), работала группа членов палаты представителей от обеих партий. Пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест (Josh Earnest) сказал в пятницу, что Обама доволен возобновлением этих усилий в палате представителей.
«Будем надеяться, что следующим вопросом, на который обратят свое внимание демократы и республиканцы, и постараются его решить совместными усилиями, станет вопрос о внесении поправок в «Патриотический акт»», — заявил Эрнест.
Если законопроект не пройдет, срок действия Закона о борьбе с терроризмом в США истечет. Это отразится не только на слежке АНБ, но и на других программах, используемых ЦРУ для расследования преступлений внутри страны. По этой причине законодатели испытывают серьезное давление и могут быть вынуждены проголосовать за некое продление закона.
————
Рассекреченный доклад о Президентской программе слежки
Часть VIII. Заключение (стр. 37-38)
В соответствии с поправками к Закону о надзоре за иностранными разведками от 2008 года, генеральные инспекторы министерства юстиции, министерства обороны, Управления директора национальной разведки, АНБ и ЦРУ провели анализ Президентской программы слежки.
В настоящем докладе, который является секретным, а также в отдельных сопроводительных докладах участвующих в этой работе генеральных инспекторов мы рассказываем о том, как после террористических актов 11 сентября 2001 года президент отдал указание об использовании потенциала разведки техническими средствами для сбора информации, выявления и предотвращения актов терроризма на территории Соединенных Штатов.
В соответствии с этим распоряжением АНБ начало проводить новую разведывательную деятельность, включая сбор входящих и исходящих из США сообщений средствами связи, если относительно одной стороны имеются подозрения в ее принадлежности к «Аль-Каиде» или ее филиалам. АНБ анализировало эту информацию для ее передачи руководству разведки, главным образом, ЦРУ и ФБР. Как отмечается в докладах генеральных инспекторов, сфера таких полномочий по сбору информации менялась в течение срока действия Президентской программы слежки.
В докладах генеральных инспекторов описывается роль каждого ведомства, участвующего в Президентской программе слежки, включая руководство и надзор АНБ за процессом сбора и анализа информации, использование сотрудниками ЦРУ и ФБР полученной в рамках этой программы разведывательной информации в их контртеррористической работе, участие в ней Управления директора национальной разведки, подготовившего 37 периодических оценок угроз, использование разведсведений в подготовке аналитических материалов и роль министерства юстиции в анализе и подтверждении законности Президентской программы слежки.
Министерство обороны участвовало в Президентской программе слежки лишь ограниченно, за исключением АНБ. В докладах генеральных инспекторов также излагаются противоречивые мнения относительно законности ряда аспектов программы в 2004 году, рассказывается о конфронтации между представителями министерства юстиции и Белого дома в вопросе правового статуса некоторых частей программы, и о разрешении этого конфликта.
В докладах генеральных инспекторов также рассказывается о том, как Президентская программа слежки была переведена из сферы полномочий президента под юрисдикцию Закона о надзоре за иностранными разведками. Кроме того, генеральные инспекторы проанализировали последствия информации, полученной от Президентской программы слежки, для контртеррористической деятельности.
Многие высокопоставленные руководители разведывательного сообщества считают, что данная программа устранила имевшиеся бреши в сборе разведывательной информации, которые существовали после терактов «Аль-Каиды» против США. Другие представители разведывательного сообщества, включая агентов ФБР, аналитиков и оперативных работников ЦРУ, и прочих представителей, сталкивались с трудностями в оценке того, какой именно вклад эта Президентская программа слежки внесла в контртеррористические усилия, потому что чаще всего на нее смотрели как на один их многих источников сбора и анализа информации.
В докладах генеральных инспекторов приведено несколько примеров того, как полученная в рамках этой программы информация помогла в конкретных расследованиях и операциях. И наконец, работа по сбору информации, проводившаяся в рамках Президентской программы слежки и Закона о надзоре за иностранными разведками после перехода программы под его юрисдикцию, включала в себя беспрецедентные действия в этом направлении. Мы считаем, что за работой по сбору и использованию информации разведывательным сообществом в рамках Президентской программы слежки и Закона о надзоре за иностранными разведками необходимо осуществлять тщательный контроль.