В Мире

«Окно Овертона» для Дня Победы

Празднование 8 и 9 мая Дня памяти и примирения и Дня Победы во Второй мировой войне должно объединить Украину, считает президент страны Петр Порошенко.

При этом на своём официальном сайте Порошенко выразил удовольствие, что символом празднования станет черно-красный мак. Такую же черно-красную цветовую гамму имеют, напомним, и флаги бандеровской УПА*.

«Ничего страшного, что в Ивано-Франковске, в Харькове, в Запорожье и в Тернополе мы будем по-разному отмечать праздники. Праздник должен объединять, а не раскалывать. Поэтому мы не дадим провокаторам ни в Одессе, ни в Харькове, ни в Киеве, ни на Западной Украине продемонстрировать раскол в стране, которого на самом деле нет», — отметил Порошенко.

«8 мая – это память о погибших. Это день памяти. Мы должны низко склонить головы перед погибшими. Оба моих деда были на войне. Братья моей мамы все были на войне. Они освобождали Украину. Они делали все возможное для того, чтобы доползти до Дня победы. Я буду чтить их память 8 мая», – сказал также Порошенко в интервью телеканалу ICTV.
Зато, по его мнению, 9 мая – это день памяти живых. «Мы должны прийти и почтить ветеранов, которые отдали все, что имели, чтобы обеспечить День Победы», – сказал президент.

Однако не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы понимать: истинные цели «раздвоения» Дня Победы совсем иные.
— Этот шаг – элемент долгосрочного плана, — поясняет директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. – 9 мая будет постепенно вытесняться 8 мая. И одновременно будет несколько меняться его смысловое наполнение. Из дня триумфа, дня победы над нацизмом, праздник всё больше будет становиться днём скорби, «днём примирения» между сторонниками бандеровцев и теми, кто чтит своих предков, воевавших с фашизмом.

Пока на не очень понятном основании 8 мая преподносится как День скорби. В России подобный праздник отмечается 22 июня, что логичней.

В принципе Порошенко продолжает политику, которую в своё время проводил Ющенко – разводит систему культурных координат между Россией и Украиной. Ющенко начал с того, что принизил роль Полтавского сражения. Порошенко просто продолжает эту линию на углубление культурного и ментального раскола между русскими и украинцами.

— Удастся ли достичь этой задачи?

— Всё зависит от того, насколько долго эта политика будет проводиться. Если лет 5-7 людей, особенно молодёжь, будут последовательно «перевоспитывать» через СМИ, то даже на Востоке Украины поколение, скажем так, с иными культурно-историческими координатами начнёт доминировать.

— А не станет ли «раздвоенный праздник» новым поводом для раскола страны? 8 мая во Львове будут праздновать под бандеровскими флагами, а 9 мая в Харькове и Одессе – под советскими.

— С учётом того, что информационное поле Украины почти зачищено от российского влияния, раскол будет постепенно нивелироваться. Если бы прямо в этом году на Украине отменили 9 мая, это могло бы вызвать взрыв недовольства на Юго-Востоке страны. Во Львове уже сейчас подобный шаг вызвал бы понимание большинства. Ставка сделана на постепенное «переформатирование» сознания жителей Юго-Востока. Если так будет продолжаться лет 7-10, то взгляды на события Второй мировой войны среднестатистического жителя Львова и Харькова будут уже довольно близки. Со своей точки зрения нынешние киевские власти действуют вполне грамотно.

— В последнее время всё больше применяется политическая технология, получившая название «окно Овертона», — рассказывает руководитель Центра координации и поддержки движения «Юго-Восток», историк Алексей Анпилогов. – Смысл её сводится к тому, чтобы постепенно менять шаблоны в массовом сознании. Например, таким образом многих европейцев, прежде настроенных резко отрицательно к сексуальным меньшинствам, убедили, что в гомосексуальных связях нет ничего предосудительного.

На Украине нельзя взять и резко сказать людям, что 9 мая – не ваш праздник. Слишком многие чувствуют иначе. Поэтому «окно сдвигается» постепенно – рядом с 9 мая создаётся праздник, наполненный совершенно противоположным смыслом. Как вы понимаете, если 8 мая людям весь день говорят о скорби, о больших потерях во время Великой Отечественной войны, о том, какое это было тяжкое испытание, то 9 мая переключиться на радость, что «мы победили» весьма сложно.

Одновременно, начинается смещение терминов. Например, сейчас всё чаще в официальных украинских СМИ употребляется термин Вторая мировая война вместо Великой Отечественной войны. При этом за точку отсчёта начала войны, как правило, берётся 1 сентября 1939 года, или даже середина сентября 1939 года, когда советские воинские части вошли на территорию Западной Украины. Доходит до парадокса – сам факт присоединения западных областей преподносится не как воссоединение украинского народа, а как агрессия СССР против Польши. Притом, что Польши к тому моменту уже фактически не существовало – Варшава была в осаде, правительство ничем не управляло и собиралось в эмиграцию.

В целом насаждается мысль, что современная Украина – это не наследница Украинской ССР, наряду с другими советскими республиками победившей нацистскую Германию, а наследница Украинской повстанческой армии, которая киевскими властями приравнена к отдельно воюющей стороне. Хотя не секрет, что воевала она главным образом на стороне Германии, а Шухевич был и вовсе кадровым офицером Третьего Рейха. Опять же бандеровцев одним махом нельзя сделать освободителями Украины и главными героями Великой Отечественной войны. Но процесс идёт.

Сверхзадача тех, кто им управляет – выбить из сознания украинцев объединяющие Россию и Украину моменты истории. Например, уже сейчас украинцев всерьёз убеждают, что эра космонавтики началась для страны в 90-х годах с полёта Леонида Коденюка на американском космическом корабле. Это притом, что украинские заводы активно участвовали в разработке советских спутников и космических кораблей. А третьим по счёту советским космонавтом был уроженец Украины Андриян Николаев.

— Однако Великая Отечественная война унесла жизни миллионов украинцев. Как же их потомков убедят, что эти миллионы воевали и погибали «неправильно»?

— Те события всё дальше от нас. Всё меньше реальных свидетелей – ветеранов. А пропаганда, которая льётся сейчас из всех каналов информационного общества, способна сильно перестраивать сознание. Опасность тут в том, что новая украинская история зачастую строится на выдуманных нежизнеспособных сюжетах. В той реальной истории, которую мы творим каждый день, это приводит к чудовищным последствиям, вроде тех, что мы наблюдаем последний год в Донбассе. Армия начинает стрелять из орудий по собственным мирным городам. Это напоминает шизофрению украинского национального сознания.

— «Раздвоение» Дня Победы может привести к тому, что на Западной Украине будут отмечать главным образом 8 мая, а на Юго-Востоке – 9 мая?

— Да, запущенный в 2014 году процесс будет всё сильнее разрушать украинскую государственность. Подобные сюжеты в истории Украины уже были. После того, как Богдан Хмельницкий получил, скажем так, вотум доверия от большей части украинского народа на воссоединение с Россией, Украина полвека вплоть до Полтавской битвы находилась в ситуации гражданской войны. Это во многом было обусловлено тем, что в предыдущий период эта территория испытывала сильное воздействие европейской цивилизации.

В этом смысле 8 и 9 мая, конечно, не объединят Украину. Скорее, наоборот. Кто-то будет отмечать 8 мая День скорби, а кто-то 9 мая – День Победы. По-прежнему, часть украинцев будет стремиться сохранить единство с русской цивилизацией, а другая часть – пытаться на правах «младших братьев» стать европейцами.

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

Источник

Фото: ZUMAPRESS.com/ Global Look Press

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.