Вроде бы новость из разряда донельзя стандартных – тех, которые обычно на «ленты» выставляют из соображений «на безрыбье и рак рыба, и лягушка – кашалот». В одном из польских городов футбольные фанаты учинили беспорядки после гибели одного из своих друзей. Кто-то там выбежал на поле и тем сорвал матч, полицейские в кого-то начали стрелять, после чего кого-то убили, а затем другие «кто-то», быстренько набрав где-то бутылок с коктейлем Молотова и булыжников, пошли громить полицейские участки, а заодно и близлежащие дома. В общем, плавали – знаем, не такое видали.
Но как задумаешься, так холодок по спине пробегает – не слишком ли много в последнее время таких погромов, хороших и разных, и при этом находящихся друг от друга на расстоянии сотен и тысяч километров? Вспоминается, как в начале года «весело» гуляли во Франкфурте те, кто выступал против денежно-кредитной политики Европейского Центрального Банка. Как совсем недавно из-за очередного убийства полицейскими афроамериканца вспыхнул – причем как в прямом, так и в переносном смысле – город Балтимор. И вот сейчас Кнурув… Вроде бы причины «гуляний» сильно разнятся, но один элемент остается постоянным – коктейли «Молотова», булыжники и железные прутья, обрушивающиеся на головы стражей порядка.
Поклонники теории заговора, конечно, легко и непринужденно найдут объяснения, почему Германия, почему США и почему Польша. Скажем так – в Германии это случилось, потому что наметилась тенденция к ее сближению с Россией (франкфуртские «гулянья» как раз имели место то ли в преддверии заключения Минска-2, то ли сразу после этого события). В США разыгрывают «черную карту», чтобы объяснить одному альтернативно окрашенному президенту то, что незримый голос объяснял принцу и Золушке в старом добром советском фильме – «ваше время истекло, кончайте разговоры, кончайте разговоры». В Польше… предлагаю свою версию: официальная Варшава недавно позволила себе сразу два крупных «прокола», совершенно недопустимых со стороны вассала. Во-первых, она обвинила директора ФБР во лжи, а во-вторых, позволила себе гавкнуть в сторону другого вассала Вашингтона – незалежно-суверенной Украины. Даже если последняя и виновата, то пороть ее – миссия сеньора. Поэтому почему бы не предположить, что руками фанатов США наказывают Польшу за излишнюю болтливость?
Все вроде бы гладко и логично, но, сдается мне, дело все же в другом. Просто все эти цветные революции – роз, тюльпанов, гиацинтов, апельсинов и шин в шоколаде выпустили из бутылки джина подражания. Нельзя объяснить людям, почему выковыривать брусчатку из киевских мостовых хорошо, а из балтиморских – плохо. Нельзя втолковать им, что дать по голове полицейскому в Киеве – значит одержать личную победу над авторитаризмом, а сделать то же самое во Франкфурте – значит, получить срок тюремного заключения. Наконец, нельзя им объяснить, почему в Одессе брошенная в Дом Профсоюзов бутылка с зажигательной смесью – это орудие защиты целостности и суверенитета страны, а та же самая бутылка с той же самой смесью, брошенная в один из польских домов в Кнуруве – это посягательство на чужую частную собственность и покушение на убийство людей, находящихся в этом доме.
Точнее, можно долго и нудно объяснить, чем одно отличается от другого, но люди все равно это не поймут. Раз им год назад сказали, что в Киеве делать так хорошо и правильно, значит, так хорошо и правильно делать и во Франкфурте, и в Балтиморе, и в любой точке земного шара. Конечно, можно арестовать смутьянов, можно посадить кого-то из них – но, по всему видать, что география применения коктейля Молотова и булыжников в качестве инструментов воздействия на власть неуклонно расширяется. Выпущенный из бутылки джин подражания наслаждается свободой, и залезать назад в бутылку не собирается.
Есть о чем поразмыслить всем, и в первую очередь – «просвещенной Европе». В нее судами и караванами прут беженцы как раз из тех стран, в которых произошли революции всех цветов радуги и самых романтичных названий. Наверняка кто-то из вновь прибывших обладает большим жизненным опытом в деле приготовления зажигательных смесей и выковыривания булыжников из мостовых. Ну, а дальше – дело техники: повод найдется, «руки помнят», а у революции, как хорошо известно, есть начало, но нет конца…
Анастасия Скогорева (ежики)