В среду, 29 апреля, министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу поставил перед министерством задачу возобновить производство стратегических бомбардировщиков Ту-160, ласково называемых в народе «Белый лебедь».
Это бомбардировщик-ракетоносец, самый крупный и мощный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла, а также самый тяжелый боевой самолет в мире, имеющий наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлетную массу. Заводское обозначение «изделие 70», по кодификации NATO Blackjack, разработан АКБ Туполева в 80-х годах прошлого столетия, может нести 45 тонн ракетно-бомбового вооружения (что также заметно больше зарубежных аналогов).
На сегодняшний день 16 Ту-160 состоят на вооружении 121-го гвардейского ТБАП 22-й гвардейской тяжёлой бомбардировочной авиационной Донбасской Краснознамённой дивизии 37-й воздушной армии Верховного Главного командования (авиабаза «Энгельс», Саратовская область).
Как заявил Сергей Шойгу, «Ту-160 – уникальная машина, опередившая время на несколько десятилетий и до сих пор не использовавшая в полной мере заложенные в нее конструктивные возможности. Лучшего самолета в сверхзвуковом классе никто еще не придумал».
И это не преувеличение. Американские аналоги уступают практически по всем характеристикам, начиная от скорости и дальности полёта и заканчивая величиной «полезного груза». К тому же американские разработки значительно старее, например, широко разрекламированному B-52 уже более пятидесяти лет.
Поэтому возобновление производства «Лебедя», особенно в свете, кхм, «охлаждения отношений» с США (а когда они были тёплыми?) – начинание, безусловно, правильное и благое.
А мы, вообще, сможем?
Ключевые вопросы здесь: технические возможности производить такую сложную технику и стоимость этого процесса.
Техническая сторона очень важна, потому что раньше в создании «Белого лебедя» участвовало свыше 400 различных предприятий, разбросанных по всему бывшему Советскому Союзу. В том числе часть комплектующих производились на Украине, где сейчас правит откровенно антироссийский режим. Многое даже из того, что выпускалось на территории России, больше двух десятилетий не производилось, соответственно, технологические цепочки могут быть нарушены, многие знакомые с самолётом специалисты уже на пенсии etc.
Некоторые эксперты, как им и положено, высказывают по этому поводу опасения и сомнения. Плох тот эксперт, который ни в чём не сомневается.
Впрочем, начиная с середины 2000-ных годов самолёты регулярно проходили технический ремонт, в 2012 году 12 из 16 стоящих на боевом дежурстве самолётов одновременно участвовали в манёврах. Да и постепенное обновление технологической базы также осуществляется.
Так, концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) заявил своей готовности приступить к выпуску авионики для стратегического ракетоносца. Обновленный Ту-160 будет оборудован новейшим пилотажным комплексом, бортовой системой управления оружием, датчиками, топливными приборами и системами индикации собственной разработки концерна. Кроме того, Ту-160 будут оснащены системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) последнего поколения.
Что же касается финансовой составляющей, то обновить существующую технологию всегда проще, чем создавать новую с нуля. Но как заявляют представители самого КБ Туполева и смежных производств, стоимость проекта ещё только предстоит просчитать. Именно в этом и состояло поручение Сергея Шойгу: просчитать все варианты и доложить о целесообразности и себестоимости проекта.
Как всегда, в комментариях к подобным новостям обязательно находится куча «умников», которые считают, что все делается неправильно, и лишь они совершенно точно знают, как надо. К сожалению, все они давно работают таксистами и офис-менеджерами, поэтому управлять министерством обороны приходится Сергею Шойгу.
Не продаем, а создаем
Все познается в сравнении. В 1991-м году Украина получила в наследство от СССР 19 Ту-160. Часть из них была распилена за деньги США, стремящихся избавиться от таких потенциальных угроз своему влиянию, остальные проданы ещё в 1999-м году за долги.
Особенно очевиден этот контраст был в прошлом году, когда киевский режим попытался расконсервировать формально находящиеся на балансе сотни самолётов и тысячи танков и бронетранспортеров. Оказалось, что вся техника была или банально разворована (пустая коробка без начинки), или же сгнила, потому что годами стояла на открытом пространстве под дождем и снегом.
В Украине лишь 20% наличного парка бронетехники и артиллерии оказались относительно в рабочем состоянии. Остальные 80% (к счастью) в силу изношенности восстановить до боевого состояния оказались неспособны даже 13 бронетанковых ремзаводов и Харьковский танкостроительный завод имени Малышева, до развала СССР производивший до 98 танков в месяц.
Россия же не только сохранила свой оборонный потенциал (невзирая на то, что в девяностых при Ельцине в армии творился аналогичный произвол и воровство) в этом направлении, но и нарастила его (именно Россия выкупила у Украины часть «Белых лебедей») и успешно модернизирует.
Как говорится, «собаки лают, а караван идёт».
Фото Politrussia