Хирург утверждал, что Гесса убили по приказу британцев для сохранения секретов военного времени.
Кахал Милмо, главный корреспондент
Скотленд-Ярду предоставили имена британских агентов, которые предположительно убили нациста Рудольфа Гесса в печально известной тюрьме Шпандау, но прокуроры рекомендовали им не продолжать расследование, согласно недавно обнародованному полицейскому отчету.
Написанный через два года после смерти Гесса в 1987 году засекреченный документ излагает в общих чертах крайне щекотливое расследование утверждений британского хирурга, который когда-то лечил заместителя Гитлера, что постаревший нацист не покончил с собой, а был убит по приказу британцев, чтобы сохранить секреты военного времени.
Обнародованный по Закону о свободе доступа к информации, частично отредактированный отчет старшего суперинтенданта уголовной полиции Ховарда Джонса раскрывает, что хирург — Хью Томас — назвал ему имена двух подозреваемых, предоставленные «госслужащим», отвечавшим за подготовку тайных агентов.
Замалчивавшийся почти 25 лет отчет был обнародован контр-террористическим подразделением Скотленд-Ярда после консультаций с «другими правительственными ведомствами и ведомствами иностранных правительств».
Смерть Гесса в Берлине в возрасте 93 лет после того, как он, по-видимому, повесился на проводе в летнем домике на территории Шпандау, долгое время вызывала споры из-за утверждений, что он был слишком немощным, чтобы совершить самоубийство, и что его прощальная записка семье на самом деле была написана на 20 лет раньше.
Скотленд-Ярд был привлечен к этому делу в 1989 году после того, как г-н Томас, видный бывший военный хирург, ранее базировавшийся в Шпандау, заявил в книге, что «Гессом» был на самом деле другой человек, выдававший себя за него, посланный нацистами в Британию в 1941 году, и что его убийство было совершено двумя британскими убийцами, переодетыми как американские военнослужащие.
В своем последующем отчете в 11 страниц г-н Джонс заявил, что хирург «сообщил по секрету» имена двух предполагаемых подозреваемых, сообщенные ему источником, который являлся бывшим членом спецслужбы ВВС (Великобритании) и позднее ставший человеком, «тренировавшим людей для тайных или шпионских операций».
Перед его смертью ширились предположения, что Гесса могут освободить, так как давнее вето Советского Союза, который в течение десятилетий настаивал на строгом режиме содержания Гесса, включая принуждение его к тому, чтобы он мыл свои руки в унитазе, может быть отменено Михаилом Горбачевым.
Г-н Джонс написал: «[Г-н Томас] получил информацию, что двум убийцам было приказано от имени британского правительства убить Гесса с тем, чтобы его не освободили и он не смог выдать секреты касательно тайного сговора о свержении правительства Черчилля».
Офицер полиции установил, что у утверждений г-на Томаса об убийстве не было «большой вещественной ценности», но дал понять, что следует предпринять усилия, чтобы отследить и допросить предполагаемых убийц вместе с другими свидетелями, чтобы гарантировать «полное решение» о том, что этот вопрос был полностью расследован.
Неизвестно, были ли отслежены эти двое подозреваемых после того, как отчет был представлен Королевской государственной прокуратуре по уголовным делам в мае 1989 года.
Но через шесть месяцев расследование было объявлено закрытым после того, как тогдашний генеральный прокурор (Великобритании) сэр Аллан Грин, королевский адвокат, известил, что дальнейшие расследования не являются необходимыми.
В ноябре 1989 года сэр Николас Лайелл, генеральный стряпчий, сказал парламенту: «Расследования, проведенные старшим суперинтендантом уголовной полиции Джонсом, не дали неоспоримых доказательств, говорящих о том, что Рудольф Гесс был убит; также, по мнению генерального прокурора, нет никаких оснований для дальнейшего расследования».
Необъявленный визит Гесса в Британию являлся одним из самых странных инцидентов Второй мировой войны и остается предметом длительных дебатов по поводу его мотивов, включая то, было ли это необдуманной попыткой лишить власти Уинстона Черчилля посредством привлечения на свою сторону аристократов, симпатизировавших нацистам.
После одиночного полета в Шотландию в 1941 году заместитель Гитлера приземлился там с парашютом и после того, как его взял под стражу вилами пораженный крестьянин, объявил о своем намерении договориться о мире с Британией, чтобы создать альянс против сталинского Советского Союза.
Гесса приговорили к пожизненному заключению как военного преступника на Нюрнбергском трибунале и поместили его в тюрьму Шпандау вместе с другими известными нацистами, включая Аьберта Шпеера. С 1966 года заместитель Гитлера — которого охранники союзников должны были называть только как «Заключенный номер семь» — являлся единственным заключенным в тюрьме с 600 камерами.
В прошлом году, как сообщают, обстоятельства самоубийства Гесса были поставлены еще больше под сомнение, когда всплыли фотографии летнего домика, в котором он умер, показывая расстояние — около 5 футов (1,52 м) — между шнуром, на котором он был найден повешенным, и полом.
Его сын Вольф ранее настойчиво утверждал, что высота была недостаточной для его отца, покалеченного артритом, чтобы повеситься, и добавил, что данные патолого-анатомического вскрытия говорят о том, что полная петля была надета на его шею.
В своем отчете г-н Джонс отверг эти вопросы, заявив, что заключения экспертов показали, что травмы Гесса соответствовали «необычной ситуации повешения».
Источник Перевод: Lilu