«Та трибуна на Красной площади, на которой рядом с главой российского государства сидят лидеры Китая, Индии и других азиатских стран — свидетельство не изоляции России, а провала политики Запада», — написал 9 мая в открытом письме в итальянской газете Corriera della Sera бывший премьер-министр Италии Сильвио Берлускони.
Досаду лидера партии «Вперёд, Италия!», сквозящую в его статье, понять можно. На фоне приезда в Москву Председателя КНР Си Цзиньпина, президентов Индии, Египта, ЮАР, Вьетнама, Монголии, других государств отсутствие на торжествах 9 мая в российской столице политиков из стран атлантического блока превратилось в событие третьего плана, потеряв ту значимость, которую пытались придать ему западные лидеры.
Встречи и разговоры президента России Владимира Путина с главами государств и правительств трёх десятков стран 8-9 мая 2015 года в Москве по случаю празднования 70-летия Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне выходят далеко за рамки протокольных дипломатических контактов. Они предстают символической отправной точкой крупномасштабной перестройки современных международных связей и отношений.
Нельзя не вспомнить, что в послевоенные десятилетия, когда международный климат во многом определялся холодной войной, решающая роль СССР в освобождении человечества от нацизма находила признание в первую очередь не на Западе, а на Востоке, не в Европе и США, а в Азии и Африке.
…Вспоминается, например, как в июне 1958 года король Непала Махендра Бир Бикрам Шах Дева в ходе своего первого визита в Москву попросил включить в программу его пребывания посещение Сталинграда. Здесь, в городе-герое на Волге, король заявил: «В Непале знают о героической борьбе советских народов с фашизмом, который был повержен благодаря этой борьбе. А Сталинград навсегда останется великим символом победы над агрессором».
Интересна — и не только в историческом плане — сравнительная оценка военных усилий Советского Союза и англо-американских союзников, которую дал некогда фельдмаршал Ян Смэтс, бывший в годы Второй мировой войны премьер-министром Южно-Африканского Союза. «Я считаю, — отметил Смэтс, — что мы возложили на Советский Союз слишком тяжкую долю военного бремени. Нам не послужит на пользу, что англо-американский союз не взял на себя в войне более серьезную ношу. Нам не послужит на пользу, что мы оказались не на высоте в своих военных усилиях». В годы войны войска Южно-Африканского Союза участвовали в военных действиях в Эфиопии, Северной Африке, на Сицилии, Корсике; южноафриканские ВВС, действуя с британских баз на Мальте и Кипре, оказывали поддержку советским войскам в ходе Львовско-Сандомирской операции осенью 1944 года. И сегодня президент ЮАР Джейкоб Зума, встречаясь на праздновании Дня Победы в Москве с В.Путиным, подчеркивает, как важно для него, учитывая историю его страны, быть в России именно в этот день. По оценке российского лидера, «отношения между Россией и Южно-Африканской Республикой имеют особый характер». ЮАР, говорит В.Путин, – «ведущий наш партнер на Африканском континенте».
И в годы войны, и в послевоенное время определяющий вклад Советского Союза в разгром фашизма отмечали император Эфиопии Хайле Селассие и президент Либерии Уильям Табмен, король Йемена Яхья и король Египта Фарук, король Афганистана Захир-шах и шахиншах Ирана Мохаммед Реза-Пехлеви. Так, император Хайле Селассие подчёркивал, что «уничтожение блока фашистских агрессоров стало возможным, прежде всего, благодаря подвигу всех советских народов, их неисчислимым жертвам в борьбе с фашизмом». Памятные слова произнёс в 1942 году шах Ирана Мохаммед Реза-Пехлеви. «Красной Армии, — сказал он, — принадлежит исключительная роль в сдерживании и последующем отражении фашистского натиска. Как и в защите Ирана и многих других стран от возможного германского вторжения».
Напомнить сегодня об этих оценках стоит в том числе и потому, что буквально за последний год укрепление экономических, политических, военно-технических связей Москвы со странами Азии, Африки, Латинской Америки приобрело не только новое значение в структуре внешней политики России, но и стало одной из основных тенденций современных международных отношений.
Особую роль в этом играет отмеченное всеми международными наблюдателями сближение России и Китая. 8 мая на встрече Си Цзиньпина с Владимиром Путиным российский и китайский лидеры подписали совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и экономического пояса «Шелковый путь». Подписано также соглашение об основных условиях поставок газа по западному маршруту, достигнуты договорённости о сотрудничестве России и Китая в области обеспечения международной информационной безопасности.
«США и НАТО 20 лет выстраивали мир под себя. В ответ на экспансию западного альянса выстраивается альтернативный альянс в лице России и Китая» — так прокомментировал встречи, состоявшиеся 8-9 мая в Москве председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков.
Алексей БАЛИЕВ