В Мире

ЕС «принюхивается» к иранскому газу

Сумеют ли европейцы снизить энергетическую зависимость от России

Европейский союз начал «неофициальные переговоры» с властями Ирана относительно возможности импорта в Европу природного газа. Об этом агентству FARS рассказ источник, пожелавший сохранить анонимность. Он предупредил, что пока переговоры по ядерной программе Ирана не войдут в завершающую стадию, поездки европейских делегаций сохранят неофициальный статус.

Также к Тегерану обратились «некоторые каспийские государства», которые просят Иран присоединиться к проекту Nabucco, по которому иранский газ планируется поставлять в Европу. Но иранские чиновники настаивают, что поставки газа по трубе теряют актуальность, в связи с чем Иран настаивает на поставках СПГ.

Так или иначе, понятно, что интерес к газовым месторождениям Ирана, с которого могут снять большую часть санкций, повысился. Удастся ли европейцам за счёт иранского газа снизить свою энергетическую зависимость от России?

— Европа никогда не скрывала своей заинтересованности в том, чтобы увеличивать объёмы закупок газа у других поставщиков помимо России, — говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Это позиционируется как стратегическая цель ЕС.

Добиться её получается не очень. Пока наоборот некоторые поставщики, в частности, Алжир, Катар, сокращают свои поставки в Европу. Кроме того, снижается добыча внутри Европейского Союза. В этих условиях европейцы готовы рассматривать самые неожиданные варианты по всему миру. Пока альтернативные поставки оказываются более дорогими, чем российский газ. В первую очередь я имею в виду поставки сжиженного природного газа.

В данном контексте заявление Ирана о том, что он собирается переключаться на СПГ, не должно сильно обрадовать европейцев. Поскольку в таком случае дешёвого газа они не получат. Скорей всего, чиновники ЕС будут уговаривать Иран строить газопровод. Не важно, будет это Nabucco, или что-то ещё.

При этом конкретный разговор по иранскому газу начнётся не раньше, чем будут сняты санкции с Ирана. А тут тоже нет ничего определённого. В США в этом смысле ситуация двойственная. Барак Обама и демократы хотят поэтапно снять большую часть санкций в течение пары лет, а республиканцы угрожают Обаме все договорённости с Ираном заблокировать в Конгрессе. Сам же Иран настаивает на полном снятии санкций в ближайшее время. Вся эта история может затянуться на месяцы, если не на годы.

Европейцы пока пытаются прощупать ситуацию с Ираном, но без одобрения американцев они ничего серьёзного в газовой сфере предпринимать не будут.

«СП»: — А насколько безопасен может быть газопровод, идущий из Ирана в Европу?

— Этот трубопровод может быть проложен только через территории, населённые курдами. А это весьма неспокойные территории. Иран уже поставляет около 10 миллиардов кубометров газа в год по трубопроводу, проходящему через курдские земли. Там регулярно происходят теракты, в результате чего Турция время от времени просит «Газпром» увеличить поставки по «Голубому потоку». При этом Турция добивается снижения цен на иранский газ, который на сегодня дороже российского.

В условиях нестабильности на Ближнем Востоке, очень возможно, что территории, по которым может пройти газопровод окажутся в зоне боевых действий.

«СП»: — Если всё же Nabucco будет запущен и иранский газ пойдёт по нему, этот проект сможет вытеснить Россию с европейского рынка?

— Начнем с того, что сам Nabucco сейчас заморожен. Его надо реанимировать, понять, кто будет его наполнять, кроме Ирана, кто будет покупать газ. Пока нельзя наверняка утверждать ничего, кроме того, что запасов газа в Иране много.

— Переговоры ЕС с Ираном шли и раньше. Поэтому сам факт нынешних контактов мало что значит до тех пор, пока не будут сняты санкции, – говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. – Что касается Nabucco, этот проект подразумевал поставки туркменского газа в Европу. Хотели протянуть газопровод по дну Каспийского моря. И как раз Иран активно выступил против. Поскольку статус этого моря не определён.

Неясно также, найдутся ли компании, которые возьмутся строить трубопровод из Ирана через Турцию в Европу. Во-первых, там под боком нестабильный Ирак, где значительная часть страны захвачена радикальной исламистской группировкой ИГИЛ*. Они могут захватить часть трубопровода или попросту взрывать его. В таких условиях европейские частные компании могут отказаться идти на риск, а государственных компаний, которые можно обязать в приказном порядке, в ЕС нет.

К тому же Ирану необходимо будет где-то найти значительные средства для разработки своих месторождений газа. Поскольку те запасы, которые сейчас приписываются этой стране, скорее теоретические. Иран, хотя и экспортирует газ в Турцию, одновременно закупает его у Туркмении.

Иран вполне справедливо делает акцент на СПГ, поскольку в этом случае он сможет выбирать покупателей, а не зависеть только от ЕС. Но у Ирана нет своих технологий по сжижению газа. И они не появятся до отмены санкций. А как только страна сможет выпускать свой СПГ, большая его часть пойдёт не в Европу, а в Азию, где цены на энергоресурсы выше в 1,5-2 раза.

Не исключено, что добывать и сжижать газ Ирану поможет Катар. Несмотря на религиозные противоречия, эти страны заинтересованы в экономическом сотрудничестве. Между ними на дне Персидского залива находится одно из крупнейших в мире месторождений — «Южный Барс». Катар уже разрабатывает свою часть месторождения и предлагает соседу совместно осваивать его участок. При условии, что газ будет сжижаться на заводах Катара. Тут ещё, возможно, сыграет свою роль Китай, который заинтересован в покупке СПГ. Поэтому далеко не факт, что европейцы получат иранский газ.

«СП»: — А сам Иран, не дожидаясь европейцев, может построить трубопровод в Европу? Учитывая огромные запасы этого углеводорода, проект рано или поздно окупится и начнёт приносить прибыль…

— Иран, прежде всего, настроен на разработку нефтяных месторождений, поскольку это более прибыльная отрасль. Но Иран, конечно, будет всячески играть на желании европейцев отодвинуть Россию от газового рынка ЕС. Он будет предлагать вкладываться в разработку своих месторождений, оставляя за собой контрольный пакет акций.

«СП»: — Можно ли сегодня предположить, когда иранский газ придёт в Европу, если еврочиновники всё же продавят проект трубопровода?

— Не раньше 2020 года. Если прямо сейчас начнут вкладываться деньги.

Решением Верховного суда РФ международная организация «Исламское государство» ( ИГИЛ) признана террористической, её деятельность на территории Российской Федерации запрещена.

Фото: TASS/EPA

Автор: Алексей Полубота

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.