14 мая Пекин осудил планы США по отправке самолетов и военных кораблей в район спорных островов в Южно-Китайском море.
— Мы серьезно обеспокоены соответствующими заявлениями, сделанными американской стороной. Мы считаем, что американская сторона должна дать разъяснения, — заявила пресс-секретарь МИД Китая Хуа Чуньин.
Напомним, ранее влиятельное издание The Wall Street Journal со ссылкой на осведомленные источники сообщило, что глава Пентагона Эштон Картер поручил своим подчиненным изучить возможности наблюдательных полетов американской авиации над спорными островами архипелага Спратли в Южно-Китайском море, а также отправку в этот район военных кораблей США.
Издание отмечало, что такой шаг, в случае если его одобрит Белый дом, будет сигналом со стороны Вашингтона о том, что США не признают территориальных притязаний КНР. Как отметили собеседники WSJ, сейчас настал решающий момент для Пентагона и Белого дома, чтобы показать Пекину, что наращивание присутствия у архипелага Спратли зашло слишком далеко.
Напомним, что в ноябре 2014 года представитель Пентагона Джефри Пул заявил, что Пекин планирует разместить военный аэродром на одном искусственном острове в спорном районе Южно-Китайского моря. На данный момент площадь таких искусственных островов в достигает 800 га, а как показали данные со спутника, взлетно-посадочная полоса на одном из островов действительно строится.
Китай претендует практически на всю акваторию Южно-Китайского моря с островами Спратли, Хуанъянь и Парасельскими островами, так же как Вьетнам и Филиппины. По данным министерства энергетики США, в этом районе сосредоточено до 5,4 млрд. баррелей нефти и до 55,1 трлн. кубометров природного газа. Кроме того, острова имеют выгодное стратегическое расположение, с них можно контролировать практически все Южно-Китайское море, за исключением Сиамского и Тонкинского заливов.
Стоит отметить, что 8 мая Пентагон опубликовал доклад о военном потенциале КНР. В нем американские эксперты пришли к выводу, что уже сейчас десятки китайских ядерных ракет способны нанести удар по любой точке Соединённых Штатов. Отмечается, что китайские межконтинентальные баллистические ракеты DongFeng-5А (DF-5В, в классификации НАТО — CSS-4 Mod 2) с мощностью заряда три мегатонны способны достать до любого штата США, кроме Флориды. Причем по оценкам экспертов Пентагона, Китай располагает 50–60 такими МБР.
Как дальше будут развиваться ситуация вокруг спорных территорий в Южно-Китайском море? Достаточно ли военной мощи у Китая, чтобы отбить желание американцев посылать в этот район самолеты и корабли?
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин говорит, что о китайской «ядерной триаде» всерьез никто ничего не знает, а доклады Пентагона, как и любые доклады военных ведомств о состоянии ВС потенциального противника, направлены лишь на то, чтобы выбить денег.
— Главная особенность СЯС в том, что о ней крайне мало информации. Скажем, всем хорошо известные и везде печатающиеся оценки, мол, Китай обладает 200 ядерными боеголовками – это абсурд. Понятно, что у него как минимум их в 10 раз больше. На каких носителях они размещены– непонятно, а учитывая систему туннелей, о которой хорошо известно, что она есть, но что в них спрятано на самом деле – ПГРК (подвижные грунтовые ракетные комплексы – «СП») или нет — неизвестно абсолютно. Видимо, как и у нас, большая часть их зарядов находится на наземных носителях, хотя подводные лодки они строят довольно активно. Что касается стратегической авиации, то я бы вообще не стал говорить, что она у них есть, поскольку их бомбардировщики Xian H-6, которые – лицензионные усовершенствованные копии советского реактивного бомбардировщика Ту-16, хотя и могут нести ядерные заряды, но, по сути, это — тактическое ядерное оружие (ТЯО), а не стратегическое. То есть применительно к России – это, конечно, СЯО, но для американцев – его все равно что нет.
«СП»: — Американцы насчитали у китайцев 50-60 МБР DongFeng-5…
— Все это из серии «может быть», потому что, повторяю, никто действительно не знает ни сколько у них носителей, ни сколько у DF-5 боевых частей.
«СП»: — До нынешнего времени у китайцев на боевое дежурство в море выходила только одна старая ПЛАРБ (атомная подводная лодка с баллистическими ракетами), однако Разведывательного управления ВМС США ожидало выход на дежурство новых стратегических атомоходов проекта 094 с 12 БРПЛ (баллистическими ракетами подводных лодок) JL-2на борту еще к концу 2014-го.
— Да, сейчас их построено уже не меньше трех, но никто не знает, выходят ли они сейчас на самом деле на дежурство или нет. Также как неизвестно — готовы ли к ним ракеты или нет.
Что касается ПРО Китая, то их эсминцы УРО (с управляемым ракетным оружием –«СП) оснащаются морским вариантом ЗРС HQ-9 — HHQ-9, доработкой российского комплекса С-300Ф «Риф», разработанного на базе С-300ПМУ-1. Но этот ЗРК — ни в коем случае не прямая копия «трехсотки», а так сказать, ее родственник. В этом смысле говорить о том, что Китай облает такой же ПРО, как у американцев, пока что, видимо, не приходится. Это — тактическая противоракетная оборона и не более того.
«СП»: — Эксперты Пентагона насчитали, что за последние годы Китай построил почти 42 000 беспилотных летательных аппаратов военного назначения…
— Я не знаю, как они считали БПЛА: все, начиная от микро и заканчивая макро? А сколько у самих Штатов БПЛА? Но то, что по беспилотникам (и ударным, и тактическим) Китай находится в тройке сильнейших в мире – это действительно так, и России, как вы понимаете, к сожалению, в этой тройке нет. А Китай уверенно приближается к уровню Америки и Израиля, в отличие от РФ.
«СП»: — Какова роль нашей помощи в становлении СЯС Китая. Некоторые историки говорят, что в 1951 году между СССР и КНР было подписано некое секретное соглашение об оказании научно-технической помощи в области ядерных исследований, но после того, как к власти пришел Никита Хрущев, Москва с Пекином рассорились, что отразилось на нашем сотрудничество в области СЯС…
— Как бы там ни было, наша роль в его мощи решающая и определяющая. Конечно, в значительной мере косвенно, а не прямо, но без нас не было бы практически ничего. Хотя сейчас велик и вклад Запада, потому что, с одной стороны, он не продает Китаю оружия, а с другой – продает технологии двойного назначения.
«СП»: — На ваш взгляд, ситуация вокруг островов архипелага Спратли может перерасти в какой-то серьезный конфликт?
— Дело даже не в том, какие объекты возводит на искусственных островах Китай, а в том, что он пытается зацепиться за акваторию и заявить права на все Южно-Китайское море. Но американцы ничего никуда не направят – их сообщения о намерениях, на мой взгляд, несерьезны. Сейчас Штаты постараются в максимальной степени договариваться с Китаем, потому что они не могут себе позволить конфронтацию и с Китаем, и с нами.
«СП»: — Сейчас в СМИ любят смаковать нынешние российско-китайские отношения, говорить о том, что они вышли на другой уровень, и что Запад должен бояться нашего такого стратегического партнерства. Учения «Морское взаимодействие-2015» в Средиземном море, где принимают участие около 10 боевых кораблей ВМФ России и ВМС Китая, вообще подаются под соусом грядущего военного партнерства…
— Все эти сообщения направлены на внешнего потребителя. Это имитация военного партнерства, чтобы Запад дрожал в ужасе. Как РФ и Китай проводят учения (а их проведены десятки), так у нас сразу бросаются писать о том, что наши страны на грани создания военного союза, пусть и официально неоформленного. Это свойство современных журналистов — они не помнят ничего и каждые новые учения у них оказываются совершенно новыми, называются самыми масштабными, даже если они в 10 раз менее масштабные, чем предыдущие.
Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин говорит ,что рассказы о ракетах в китайских туннелях – мифы.
— Конечно, китайцы активно используют систему туннелей, но делать из этого вывод, что они могут там спрятать какое-то количество ракет нельзя, поскольку серийных заводов, которые собирают ракеты, в частности МБР, в Китае всего два.
Первый – завод №211в Пекине собирает жидкостные ракеты, но сейчас в основном занимается космической тематикой.
Второй – №307 в городе Нанкин занимается твердотопливными ракетами. Это предприятие – примерный аналог нашего Воткинского завода.
В общем, предположить, что у китайцев спрятан еще где-то один сборочный завод сложно. Знаете, лично я исхожу из того, что американский доклад – это наиболее авторитетная публикация о китайской военной мощи. Она может быть не совсем объективная, но ничего лучшего нет просто потому, что ни Россия, ни Япония, ни Индия не публикуют в таком полном виде своих официальных выводов. Это доклад Пентагона Конгрессу и, по крайней мере, он не противоречит реальному знанию, которыми обладают спецслужбы США из своих источников. Потому что это регулируемое законодательством дело, и они не стали бы слишком завираться.
В отличие от предыдущих публикаций, в докладе 2015 года американцы впервые совершенно точно сказали, что у китайцев развернуты первые МБР с разделяющимися головными частями индивидуального наведения – DF-5. Они подтвердили, что у Китая есть три ПЛАРБ. Штаты ожидают, что одна из них должна выйти на боевое дежурство в море в этом году. Американцы подтвердили появлявшиеся ранее сообщения тайваньской разведки о новой баллистической ракете DF-16, но не подтвердили информацию о новой мобильной баллистической ракете средней дальности DF-26С, но, тем не менее, она у китайцев тоже есть.
«СП»: — Действительно китайские МБР и БРПЛ способны преодолеть американскую ПРО?
— Китайцы поставили на дежурство ракеты с РГЧ ИН (разделяющейся головной частью индивидуального наведения – «СП»). Они владеют технологиями производства всевозможных постановщиков помех, уголковых отражателей и всего прочего. Как известно, эффективность американской ПРО вызывает сомнения, а в условиях применения минимальных средств постановки помех и РЭБ – вообще крайне сомнительна. Поэтому преодолеть ПРО США, наверное, МБР Китая могут с существенной долей вероятности. Другое дело, что у них просто очень мало ракет, которые долетают до территории США. То есть надежно большую часть территории Америки, если не брать Аляску, Гавайи и прочее, покрывают 20 ракет DF-5 и примерно от 24 до 30 ракет DF-31А. Остальные, которые у китайцев числятся как МБР, — это ракеты с ограниченной дальностью, например, DF-4A и DF-31, которые либо долетят до Гавайев и Аляски, либо в лучшем случае достанут до какого-то маленького кусочка северо-запада США.
Если исходить из того, что дальность китайских БРПЛ восемь тыс. км, а база ПЛАРБ находится на острове Хайнань и патрулирование лодок осуществляется там же, то, судя по всему, оттуда до территории США не достать. Китайцы, видимо, будут работать над своими БРПЛ, повышать их дальность, но насколько это им быстро удастся – вопрос. Но, надо сказать, их БРПЛ позволяют поражать любые цели в пределах всей Азии, Ближнего Востока и значительной части Европы, уничтожать любые американские базы в регионе и т.д.
«СП»: — Как вы оцениваете эффективность китайских противоракетных средств по перехвату ракет на среднем и конечном участке траектории полета?
— У них есть какие-то HQ-19 и HQ-26, но все эти названия нечто условное. Китайцы совершенно точно разрабатывают более серьезную систему перехвата баллистических ракет на средней участке территории – т.н. Dong Ning-2, примерно сравнимую по своим параметрам и заложенной в ней идеям с американской системой GBMD с противоракетами наземного базирования GBI. Сколько китайцам нужно времени, чтобы достигнуть успеха в этом деле – неизвестно, но Dong Ning-2 испытывается, причем ответвлением от этой программы является программа противоспутникового оружия, которая прошла серию испытаний, о которых сообщали СМИ.
«СП»: — Действительно у китайцев фактически отсутствует система предупреждения о ракетном нападении (СПРН)?
— Да, пока у них с этим плохо. Китайцы попытались строить СПРН еще в 70-е годы, даже построили две экспериментальных радиолокационных станции, но они у них не работали. В общем, систем, подобных нашим, у них нет.
«СП»: — На ваш взгляд, американцы действительно могут направить авиацию и флот и к островам архипелага Спратли, количество которых китайцы искусственно увеличивают?
— Вокруг этих островов есть эксклюзивная экономическая зона. Китай считает, что острова доступны для свободного торгового судоходства и транзита, но туда нельзя направлять боевые корабли без их согласия. Американцы считают такой китайский подход нарушением свободы мореходства. А поскольку Америка зависит от военно-морской мощи, то она к таким делам относится очень болезненно. Поэтому американцы сейчас действительно могут направить корабли именно в акваторию Южно-Китайского моря. Таким образом они продемонстрируют, что США не признают китайские притязания и считают акваторию Южно-Китайского моря открытой для прохода и плавания своих военных кораблей, чего бы там китайцы не говорили. Думаю, руководство Китая прекрасно понимает, что к этому все и идет, а уже какой оно приготовило ответ – мы посмотрим.
Фото: © AP Photo/ Ng Han Guan, Pool