Американская империя считает себя силой добра, но при этом совершает такие поступки, которые не пришли бы в голову никому, кроме государства, взявшего на себя обязанности всемирного полицейского. Двигаясь в одном только Вашингтону известном направлении, страна не замечает, как она рушится изнутри. Однако коллапс пока еще нельзя считать неизбежным.
Оглавление:
Крах американской демократии
США устраивают бомбардировки во имя демократии при том, что борцом за демократические свободы называет себя государство, имеющее к ним все меньшее и меньшее отношение. В Америке самая низкая явка на выборы среди обеспеченных избирателей — даже меньше, чем во многих развивающихся странах. В прошлом году в ходе выборов в конгресс голосовать отказались более 60 процентов избирателей, поэтому низкая явка перестала быть чем-то, что можно игнорировать.
Низкий уровень участия общественности в политической жизни страны — это не результат удовлетворенности положением дел, а фактическое признание коррупции в сочетании с антидемократическими барьерами. На протяжении многих лет от 75 до 85 процентов американцев регулярно заявляли о неэффективности правительства. И основное недовольство было связано с системой узаконенного взяточничества под видом финансирования выборов. Сегодня, к примеру, в конгресс верят всего семь процентов американцев, пишет Washingtonsblog.com.
При этом американская «демократия» все тщательнее и тщательнее укутывается в завесу тайны. Так, в Индексе верховенства права, опубликованного в прошлом году международной независимой некоммерческой организацией The World Justice Project, США уступили многим странам по следующим пунктам: публикация законов и правительственных документов; право на получение информации; гражданское участие; механизм подачи жалоб.
А сейчас правительство США работает над ратификацией протокола Транс-Тихоокеанского партнерства, подразумевающего отмену корпорациями законов, принятых правительством.
Концентрация богатства в США
Политическая система может быть демократической только в том случае, если все богатства распределены равномерно. К сожалению, в США диспропорция распределения богатства больше, чем в любой другой стране. У четырехсот американских миллиардеров денег больше, чем у половины населения США, и богачей за это не стыдят, а прославляют.
Проблема усугубляется тем, что США требуют от других государств соблюдения принципа равного распределения доходов. Однако страна, занимающая десятую строчку в списке самых богатых государств мира, вовсе не выглядит богатой, когда путешествуешь по ней.
Американское общество гражданских инженеров оценивает инфраструктуру США на «троечку». В жилых районах питьевая вода зачастую бывает загрязнена или вовсе отравлена отбросами — чаще всего в результате проведения военных операций. А такие города, как Детройт, давно превратились в призраки.
Впрочем, США берут своими обещаниям свобод и возможностей, хотя, по данным Gallup, страна находится лишь на 35-й строчке в рейтинге стран, граждане которых имеют полную свободу выбирать, как им жить.
Умирающая инфраструктура
В США проживает 4,5 процента населения планеты, а 42 процента бюджета тратится на здравоохранение. И все же американцы — куда менее здоровая нация, чем население почти всех богатых стран и ряда бедных. В рейтинге продолжительности жизни Америка стоит на 36-м месте, а в рейтинге детской смертности — на 47-м.
На уголовное правосудие США тратят деньги больше всех остальных стран, но там больше и преступлений, и заключенных, чем в других государствах. Каждый год в стране погибают около тысячи полицейских, тогда как в других западных государствах этот показатель выражается однозначными, редко — двузначными числами.
В сфере занятости США занимают 57-ю строчку — страна не предоставляет никаких гарантий декретного или очередного отпуска. А долги студентов за образование составляют порядка 1,3 триллиона долларов. США занимают первое место и по задолженности другим странам, и по объему государственного долга, хотя в пересчете суммы долга на душу населения Америка оказывается уже на третьем месте.
Объемы американского экспорта падают, а использование доллара в качестве мировой валюты уже давно подвергается сомнениям.
Падение авторитета за рубежом
В начале 2014 года Gallup обнародовал результаты опроса, проведенного в 65 странах мира. Респондентов спросили, какую страну они считают самой большой угрозой для всего мира, и подавляющее большинство опрошенных назвали Соединенные Штаты. И правда, Америка скуповата на гуманитарную помощь, зато щедра на бомбы и ракеты.
Помимо этого, США лидируют в уничтожении окружающей среды, уступая по объемам выбросов углекислого газа только Китаю. Но при этом в пересчете на душу населения на каждого американца приходится втрое больше выбросов, чем на китайца. Америка — главный оккупант на планете: ее войска дислоцированы практически во всех странах мира, — а также ведущий инициатор и участник войн.
Милитаризм ради милитаризма
Америка — безусловный лидер по расходам на армию. Сегодня они составляют 1,3 триллиона долларов в год — это столько же, сколько тратят все остальные страны мира, вместе взятые.
Гражданских свобод становится все меньше, а контроль за американцами все ужесточается. И все во имя бесконечной войны. Но бесконечная война — это череда поражений, а не завоевание преимуществ. Поскольку «дома» пропаганда войны уже не работает, Штаты задействуют наемников и беспилотники. Использование последних только способствует росту ненависти к США и грозит возвратиться Америке бумерангом.
Растущее сопротивление
Сопротивление империи не обязательно означает ее свержение: оно может принять форму насильственного и ненасильственного милитаризма, экономических мер и коллективного договора по улучшению мира. Призывы Ирана к Индии, Китаю и России выступить против расширения НАТО — не отражение мечтаний о создании глобальной империи, но попытка противостоять НАТО. А предложение банкиров заменить доллар юанем не обязательно означает, что Поднебесная хочет дублировать Пентагон.
Траектория, по которой движутся США, грозит привести к коллапсу не только саму Америку, но и весь мир либо через экологический, либо через ядерный апокалипсис. Поэтому модель Коста-Рики — страны, не имеющей армии, использующей только возобновляемые источники энергии и занимающей первое место в рейтинге удовлетворенности жизнью, — также является формой сопротивления.
Спонсированием института войны Штаты лишь усугубляют собственную изоляцию. Поддержка Америки израильских войн оставила США один на один с бойкотами и санкциями. Америку все чаще расценивают как изгоя, поскольку страна уклоняется от подписания договоров о правах детей, об использовании мин, пактов об экономических, социальных и культурных правах и многих других.
В прошлом году три десятка стран Латинской Америки и Карибского бассейна заявили, что ни за что не стали бы ввязываться в войну. Неудивительно, что позиция США настроила эти страны против Америки. Ряд латиноамериканских государств выдворили американские базы со своих территорий и перестали посылать студентов на обучение в США. Около американских военных баз Италии, Южной Корее и Англии и возле посольств США в Чехии, на Украине и Филиппинах регулярно проходят протесты.
Когда Мартин Лютер Кинг говорил, что народ, год за годом тратящий все больше денег на вооруженные силы, чем на программы социальной помощи населению, приближается к своей духовной смерти, он предупреждал не современных американцев, а их бабушек и дедушек. Современные американцы уже духовно мертвы.
Фото: Splash/All Over
Автор: Дэвид Свенсон (David Swanson)
Перевела Наталья Синева
3 комментария
Аминь! … скажут все страны на развалинах америки.
Cудьба всех империй — пир врагов на их костях.
Что-то сколько не говорят, что США вот-вот капут настанет, а они и ныне здравствуют. Посмотрите правде в лицо: как может погибнуть страна, которой так или иначе принадлежит практически всё в этом мире? Если не напрямую, то через подставных лиц, корпорации и продажных политиканов. Погибнуть они могут или в катаклизме, или в собственной крови из-за внутреннего бунта. Но с бунтующими у них церемониться никто не будет, тихо-мирно всех расстреляют и всё. А катаклизм- дело такое, что может быть, а может и не быть…