Россия и Индия продолжают сближение. И речь идет не только об экономическом и политическом сотрудничестве, но и об общей военной стратегии.
В эти минуты начинается видеомост Москва – Дели на тему: «Россия и Индия: актуальные угрозы и пути их минимизации». Речь на мероприятии пойдет том, какие актуальные вызовы стоят перед двумя странами, как бороться с террористической угрозой консолидировано.
Сегодня Индия является уникальным российским партнером с военной точки зрения, считает наш собеседник, ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров.
Это не только второй по величине рынок сбыта для российской оборонной промышленности, но и важный экономический партнер. В последние годы оба государства расширяют свое сотрудничество в рамках таких организаций, как ШОС, БРИКС, ООН.
К Шанхайской организации сотрудничества Индия только планирует присоединиться, но уже сегодня активно обсуждает с Россией вопросы военной безопасности, стратегического взаимодействия перед террористической угрозой.
Наш собеседник рассказал, что с Дели у Москвы очень тесное военное партнерство: старт отношений наметился еще в 60-е годы, когда Индия завоевала независимость. Тогда же СССР стал поставлять вооружение. Затем был период похолодания, вызванный обострением отношений между СССР и Китаем. Но позже вне зависимости от КНР наладилось многоплановое сотрудничество.
«По существу это сотрудничество носит более высокий уровень, чем с любыми другими государствами, потому что мы Индии продаем стратегическое вооружение. Мы ни одной стране мира не продаем стратегическое вооружение, кроме Индии. В частности, даем в аренду атомные подводные лодки. Это такой уровень сотрудничества, которого нет ни с кем. Как, допустим, США помогает Англии, единственной стране, кому Штаты продают стратегическое вооружение. Вообще стратегическое вооружение не принято продавать, существует некое негласное табу», — подчеркивает Михаил Владимирович.
Чем же обусловлено такое доверие к Дели? Почему не к Пекину, который мы называем своим прочным стратегическим партнером?
«Индия – великая держава, с одной стороны, — говорит эксперт. — С другой, мы с Индией никогда не конфликтовали, не было оснований для конфликтов. Если взять другие великие державы в Европе или в Азии (в том числе и Китай – ред.), у нас иногда бывали серьезные прения, и в потенциале многие страны могут представлять угрозу для нас.
Формально с Индией у нас военного союза нет, поскольку мы достаточно далеко друг от друга находимся, и наши интересы лежат в разных областях. Но поведение на мировой арене Индии и наше очень совпадают по взглядам на мир, на его организацию. Вот сочетание этих двух факторов делает нас достаточно близкими партнерами в политическом плане. А с точки зрения экономики, у нас также стремительно развиваются отношения».
Михаил Владимирович отметил, что Москве выгодно, чтобы Индия была сильным военным центром в многополярном мире, который оказывает влияние на мировое стратегическое равновесие. Поэтому Россия и стремится помочь ей.
«Мы заинтересованы, чтобы Индия была независимым, влиятельным силовым полюсом мира. Я думаю, что с этим и связано наше широкое военное сотрудничество с Дели. Конечно, в этом есть и экономические, и политические соображения», — резюмировал собеседник.
Фото пресс-служба Кремля